Статья на тему Использование функциональных опор в формировании спонтанной диалогической речи


Использование функциональных опор
в формировании спонтанной диалогической речи
С. И. Гитоева
Если ФГОС рассматривать как цель учебной деятельности то системно деятельностный подход это средство достижения цели т.е формирования универсальных учебных действий ( способности самостоятельно овладевать знаниями) и метапредметных результатов учебной деятельности. В создавшихся условиях образовательный процесс должен вести к дальнейшему развитию. Урок, как основная форма процесса обучения, должен выстраиваться в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: деятельности, непрерывности, целостности и т.д.). Что касается предмета иностранный язык, в частности английский язык, роль которого в мире как преобладающего средства международного общения в эпоху глобализации во всех областях (экономической, культурной, технической) жизни общества то, требования, предъявляемые к владению языком постоянно растущих признаков замедления роста не наблюдается. Поэтому стандартами второго поколения предъявлены довольно высокие требования как к личностным так и к метапредметным результатам образовательной деятельности . Таким образом требуется переосмысление и реорганизация самого учебного процесса с целью достижения желаемых результатов. Изучаются и применяются новые эффективные методики преподавания. Используются все более сложные и разнообразные мультимедийные средства. Последним предается особенное значение в мотивации и поддержании интереса к предмету моделирования ситуации и создания виртуального пространства.
Коммуникативный системно-деятельностный подход, как показывает практика, является весьма эффективным и продуктивным в вопросе формирования и развития навыков и умения владения английским языком как средством общения и взаимодействия с представителями иных культур в самом широком понимании этого явления.
Каким же должен быть урок отвечающий всем запросам времени. Как достич планируемых основной образовательной программой результатов. Прежде всего он должен быть направлен на формирование основы для самостоятельного усвоения знаний и умений. Самостоятельное усвоение – ключевая фраза в организации обучающего процесса.
В структуру Итоговая Государственная аттестация и Единый Государственный экзамена входит контроль навыка устной речи: монологической и диалогической.
Как показывает опыт, у учащихся возникает чувство дискомфорта и неуверенности во время экзамена. Незнакомый преподаватель, запись речи на диктофон повышает уровень тревожности. Поэтому Формирование навыка диалогической речи и умения самостоятельно вести диалог на предложенную тему так важно начать уже в среднем звене.
В данной статье мы рассматриваем использование функциональных опор, как средства обучения диалогической речи начиная с пятого класса.
Функционально смысловые таблица были разработаны Пассовым Е.И. и активно использовались В.П. Кузовлевым и другими авторами в создании учебно-методического комплекса .
Практически все виды речевой деятельности направлены на реализацию главной задачи : обучение общению, о чем неоднократно упоминалось в статье. Устная диалогическая речь это не просто вопросы и ответы, но умение правильно начать диалог, умело проводить свою стратегию в общении, уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее, уметь прогнозировать реакцию речевых партнеров и исход речевой ситуации. Поэтому все что делается на уроке формирования и развития умений и навыков диалогической речи должно развивать способности учащихся не воспроизводить заученные фразы и выражения а самостоятельно осуществлять стратегию и тактику речевого поведения.
Функциональные опоры диалогической речи очень продуктивны на начальном этапе формирования навыка диалогического общения.
На первом этапе предлагаются несложные опоры для диалога в качестве «разогрева» в начале урока. Тема диалога «Погода сегодня». На начальном этапе могут быть вставлены заранее заученные фразы (Нпр. It.s wet and rainy today. It’s not warm and dry.). В дальнейшем ученики в качестве домашнего задания самостоятельно подбирают себе выражения, которыми можно «украсить» диалог.
Pupil А Pupil В
Greeting.

Greeting.
Statement about the weather.
Agreeing or disagreeing. Ask about plans.
Answer. Invitation to go to somewhere.
Agreeing or disagreeing.
Say goodbye. Say goodbye.

Pupil A Pupil В Greeting.
Hello!
Greeting.
Statement about the weather.
Hi! It’s so warm and sunny today!
Agreeing or disagreeing.
Really? It’s rather cool than warm, I think. Ask about plans.
Oh, come on! What are you doing after lessons?
Answer.
Don’t know yet. Invitation to go to somewhere.
What about playing football at the school stadium?
Agreeing or disagreeing.
OK! Good idea!
Say goodbye.
By! Say goodbye.
See you later!
Предложения с каждым уроком усложняются . Предлагается использовать различные грамматические конструкции (Нпр. It rains. The snow was falling whole evening. ) Содержание и тактика диалогов должны меняться.Модель диалога может быть спроецирована на экран или начерчена надоске. Очень продуктивно использование интерактивной и смарт-доски которые позволяют наглядно проследить как происходит заполнение таблицы. Если у некоторых учащихся возникают трудности в работе устно, они могут записывать диалог в готовые карточки-опоры. Важно запустить творческий процесс и тогда будут результаты. Когда все начнет получаться , ученики сами научатся их составлять и заполнять.
На втором этапе идет усложнение задачи и увеличение объема высказывания в соответствии с требованиями стандартов. На этом этапе обучения следует ознакомить учащихся с требованиями и критериями оценки диалогической речи с тем, чтобы они знали: к какому конечному результату должны прийти.
После разбора и усвоения принципа построения функциональной опоры предлагается составлять их самостоятельно работая в парах или в группах. В группе на выходе может быть один диалог позже можно перейти к работе в парах. На этом этапе важно осуществление всех видов контроля.
Самый эффективный способ - запись устной речи при помощи мультимедийных средств, с целью прослушивания и выявления ошибок. Такая наглядность позволяет учащимся критически подходит к своей работе и аргументированную оценку своей работе или оценивать одноклассников. Так, учащиеся, решая поставленную перед ними задачу (построение диалога) , используют известные им пути и способы ее решения (построение функциональной опоры, подбор лексики, составление диалога) самостоятельно контролируют и оценивают результат (роль и функции выполняемые при этом учителем необходимо рассмотреть отдельно).
На третьем этапе в выпускных классах, учитель, на уроках развития устной диалогической речи, предлагает interlocutor card на изучаемую тему для самостоятельной подготовки ответа.
Таким образом, использование функциональных моделей в формировании навыка устной речи позволяет подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов, снятию тревожности и напряжения и повышению эффективности их учебной деятельности. Формирует универсальные учебные умения необходимые в повседневной жизни, создает ситуацию успеха и мотивирует продолжение процесса обучения вне школы.
Формирует такие личностные результаты как «мотивация изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»», позволяет осознать «возможность самореализации средствами иностранного языка».
Развивает « исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией.» Осуществляет регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Литература:
1. Иностранные языки. Об утверждении Федерального Государственного стандарта основного общего образования. Интернет-издание для учителей. Сентябрь 2011г.
2. Иностранные языки. Главный элемент школы индивидуальности. Интернет-издание для учителей. Сентябрь 2011г.
3 .Системно-деятельностный подход. Учебные ситуации .
Мастер-класс учителя английского языка Собченко Е.В.
«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения
на основе учебных ситуаций». http://kvarkenososh.ucoz.ru/NMR/master-klass_uchitelja_anglijskogo_jazyka_sobchenk.pdf
4. Урок иностранного языка/Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е.- Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010.-640 с.
5. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628.