СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Васильева Раиса Николаевна учитель начальных классов,
r.vasiljeva@yandex.ruКалямова Вера Геннадьевна (соавтор ), учитель начальных классов,
verakalyamova@mail.ru,
МБОУ СОШ №4, город Урай, ХМАО-Югра
Важной целью современной системы образования стало формирование у каждого обучающегося способности учиться. Использование информационных технологий помогает перейти к целенаправленному формированию универсальных учебных действий младших школьников. Информационно-образовательная среда позволяет учителю и обучающемуся планироватьсвою деятельность и ее результаты.У младшего школьника ИКТ-компетентность формируется как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями. Опыт показывает, что использованиеIT-технологий во внеурочной деятельности имеют следующие преимущества:
• социализация обучающихся, повышение у них самооценки и мотивации к учению. • развитие коммуникационных навыков и способности к учению, подготовка к учению на протяжении жизни.
• развитие умственных навыков высокого уровня.
• формирование ИКТ-компетентности.
• ориентация в выборе будущей профессии
В статье представлен сценарий проведения конкурса по математике «СИЛА» среди учащихся 4-х классов. Во время проведения конкурса обучающиеся имели возможность искать информацию в Интернете, выполнять задания, используя мобильный класс (нетбуки), интерактивную доску. Школьный конкурс, по итогам проведения которого была написана данная статья, проводился на базе МБОУ СОШ №4 и был рассчитан на четыре команды. Вместе с тем материалы конкурса носят достаточно универсальный характер и могут быть использованы при проведении различных внеклассных мероприятий.
Для воспитания успешной личности необходимо развивать в ней такие качества, как смекалка, интеллект, логика, активность. Гармоничное сочетание четырёх этих слов может послужить залогом успеха в жизни, а пока они стали ключом к победе в конкурсе. На празднике математики мы сами постарались пользоваться ими, а так же дали возможность проявить их командам-участницам. Именно поэтому мероприятие получило название “СмекалкаИнтеллектЛогикаАктивность” – «СИЛА».
Конкурс проводился в рамках традиционной в школе декады математики. Одной из воспитательных целей мероприятиябыло развитие коммуникативных качеств через объединение детей разного возраста в одну команду. К участию в конкурсе приглашались команды 4 классов, состоящие из 8 человек. Конкурс был разбит на несколько этапов, размещенных по разным кабинетам школы. Для организации перемещений команд к ним был прикреплен взрослый ученик — тьютор. Они играли роль помощников, иногда дающих наводящие вопросы и настраивающих на позитивное восприятие возможных неудач. По плану проведения мероприятия сначала все участники собрались для приветствия, знакомства с тьютором и проведения первого испытания. Затем команды двигались по индивидуальным маршрутным листам. После прохождения всех этапов команды возвращались в зал для проведения заключительного испытания и подведения итогов. В то время как участники соревнований решали первое задание.На каждое испытание отводилось по 10 минут. Тьюторыконтролировали время, проведенное командой на каждом этапе.
Специфика, правила и методикапроведения каждого этапа.
Этап: Домашнее задание. Во время подготовки к конкурсу участникам необходимо было составить ребус, зашифровав название своей команды. Заметим, что слово должно иметь отношение к математике. Кроме этого, при выполнении домашнего задания участники использовали навыки работы в текстовом редакторе, когда работали с рисунками, и печатали текст, им помогали также навыки поиска в сети Интернет. На этом этапе конкурса участникам было предложено в течение 10 минут разгадать названия всех команд-соперниц. Правильно разгаданный ребус оценивался в один балл.
Этап 2. Вычислительная машина. Сколько и каких разных ответов можно получить, если поставить скобки в выражении 72:9-3*2
Затем был составлен рейтинг команд, и, исходя из него, команды получили от 0 до 10 баллов.На этом этапе командам были необходимы навыки
счета и элементарных арифметических преобразований. Кроме этого, участники продемонстрировали возможность работать в нетбуках.
Этап 3. В гостях у кота Матроскина. Кот Матроскин пытался отмерить 8л воды для своей любимой коровы Мурки. Но у него есть только два ведра, вмещающих 10л и 3л. Через некоторое время Матроскин с этой задачей справился. А вы знаете, как налить 8 л воды, используя 2 сосуда, вмещающих 10 л и 3л?
Оборудованием для выполнения этапа была интерактивная доска.
Этап 4. Робот Сам Самыч. Робот Сам Самыч ждет гостей. Ему надо расставить стулья. Как вы как думаете, возможно ли расставить 8 (9,10,11) стульев у четырёх стен так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула?
Этап 5: Встреча с мудрецом. На этом этапе участники подвергались двум испытаниям на пространственное воображение, которые предлагал мудрец. В первой части этапа участникам было предложено из магнитного набора, собрать указанное количество треугольников. Детали для сборки к каждому заданию лежали в отдельной секретной коробке. Вторым заданием на этом этапе участникам предлагалось разрезать квадрат размером 4 × 4 клетки на две равные части, причем резать разрешается строго по клеткам. Детям был предложен один вариант решения этой задачи, изображенный на рисунке. Необходимо было найти еще способ. Оборудование для этапа — картонные заготовки квадрата и ножницы. Варианты решения задачи приведены ниже. За каждый вариант команда получала по одному баллу.
Этап 6. Математика вокруг нас
На этом этапе необходимо было увидеть мир глазами математика. В привычных, обыденных вещах надоразглядеть математические термины. В течение десяти минут необходимо показать максимальное количество математических терминов на фотографиях, найденных в сети Интернет.
Анкетирование «Зачем нам нужна математика?»
Подведение итогов.
Правильно организованная работа обучающихся с компьютером, средствами Интернета может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых во внеурочное время. 
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне.   Учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации, самоопределения во внеурочной деятельности.В статье представлен сценарий проведения конкурса по математике «СИЛА» среди учащихся 4-х классов. Во время проведения конкурса обучающиеся имели возможность искать информацию в Интернете, выполнять задания, используя мобильный класс (нетбуки), интерактивную доску. Такимобразом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые  компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Младший школьник овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Список использованной литературы
Агапова, Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения / Н. В. Агапова. – М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.
Долинер, Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты / Л.И. Долинер. – Екатеринбург: изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та. 2003. – 344 с.
 Желдаков, М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс/ М.И. Желдаков.  – Мн. Новое знание, 2003. -  152 с.
Комарова, И. А. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования [Текст] / И. А. Комарова // Народное образование. – 2006. - №2. – С. 157 – 159.
Никифорова, М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии / М. А. Никифорова  //  Математика в школе, 2005, № 7.
 Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. -  М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
http://capri.urfu.ru/%CB%E0%F8%EC%E0%ED%EE%E2%E0/%C3%EB_41.htm