Использование интерактивных средств при обучении информатики

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Анненковская средняя школа»
Майнский район Ульяновской области












Использование интерактивных средств
при обучении информатике






Выполнил:
Абдулова Роза Вахаповна,
учитель информатики
МОУ Анненковской СОШ Майнского района Ульяновской области











Г. Ульяновск, с. Анненково Лесное
2016 г.
Оглавление

Введение .
3

Глава 1. Использование интерактивных средств при обучении информатике
6


Обучение
6


Средства обучения ...
9


Презентация ..
14

Глава 2. Система обучения информатике в основной школе с применением интерактивных средств обучения

17


2.1. Система обучения информатике в основной школе с применением интерактивных средств обучения ............

17


2.2. Материалы урока «Правовая охрана информации. Защита информации». 8 класс .

20


2.3. Эксперимент .
33

Заключение .
34

Библиографический список использованной литературы
36





Введение
Обоснование выбора темы. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основная общеобразовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. В процессе этой деятельности школьники учатся применять полученные знания на практике и реализовывать результаты своего обучения.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Как же развивать деятельную, активную личность? Видимо, интересной подачей учебного материала, применением современных средств обучения, современных методик, включением каждого ученика в активный образовательный, познавательный процесс. Необходимо включать ученика в процесс самостоятельного добывания знания, приобщать к творческой деятельности, к ведению диалога, развивать коммуникативные умения и способности. Интерес школьников к компьютеру (в семьях сельских детей компьютеров пока мало) необходимо использовать для развития интереса к изучению информатики, направлять его на развитие интереса к познавательной деятельности, на обучение. Применение интерактивных средств обучения помогут решить эту задачу.
Новизна работы: рассмотрение компьютерной, мультимедийной техники в качестве интерактивных средств обучения информатике в основной общеобразовательной школе, обоснование ее использования для повышения качества образования, в разработке учебного материала для проведения уроков информатики на основе использования компьютерных и мультимедийных средств обучения.
Актуальность. В наше время у многих учащихся мотивация изучения информатики снижается, у некоторых учащихся компьютеры есть дома, есть доступ к сети Интернет и возможность использовать практически любые программы, любые интернет-ресурсы, и изучение предмета в классе, объяснение учителя, применение учебника детям (как и их родителям) зачастую кажется скучным, лишним. Применение интерактивных средств обучения (ИСО) превращает урок в диалог учитель-ученик, ученик-ученик, где все становятся равноправными участниками образовательного процесса, учитель становится консультантом, помощником в приобретении знаний, диалоговое общение приобретает черты взаимодействия, помогает взаимопомощи, совместному решению задач. Таким образом, применение ИСО в образовательном процессе превращает обычный урок в интерактивный урок, целью которого является развитие самостоятельности, активности, формирование коммуникативных навыков, побуждение к саморазвитию, развитие мышления, и в итоге, активизация познавательной, мыслительной деятельности учащихся.
Практическая значимость работы состоит в том, что в работе рассмотрены преимущества использования мультимедийной и интерактивной техники, выступающих в качестве средств обучения, позволяющих использовать мультимедийные учебные презентации и интерактивные учебные пособия для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по информатике. Разработан комплекс интерактивных средств на основе использования проектора, персонального компьютера, программного обеспечения ПК, приведен материал урока с использованием компьютерной презентации.
Цель работы:
рассмотреть виды интерактивных средств обучения, применение их в образовательном пространстве школы;
разработать методику использования мультимедийных интерактивных средств обучения информатике.
Проблема исследования: как использовать интерактивные средства в процессе обучения информатике.
Объект исследования: процесс обучения информатике в основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования: использование интерактивных, мультимедийных средств обучения информатике.
Задачи исследования
Проанализировать научную литературу по теме данной работы.
Разработать учебный материал для проведения уроков информатики на основе использования компьютерных и мультимедийных средств обучения.
Разработать методы обучения информатике на основе использования компьютерных и мультимедийных средств обучения.
Экспериментально проверить методику применения компьютерного и мультимедийного оборудования, которое позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
разработка учебного материала для проведения уроков информатики на основе использования компьютерных и мультимедийных средств обучения;
эксперимент: проведение уроков с применением компьютерных, мультимедийных средств обучения.

Данная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Использование интерактивных средств при обучении информатике
Процесс информатизации и использования информационно-коммуникационных технологий для обучения школьников – одно из ключевых направлений повышения профессиональной компетенции учителей. Процессы использования интерактивных средств обучения широко освещаются в публикациях, на интернет порталах, таких как «Современный мультимедийный урок», «Интерактивная доска для начинающих и не только» и других.
Обучение
Основная форма организации обучения в основной школе по-прежнему – урок, а такие средства обучения, как мел и доска, отходят на второй план. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств обучения для системы основного общего образования. Обучение школьников большинству учебных предметов в рамках классно-урочной системы идет в специальных кабинетах.
Под обучением в педагогике понимают целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение – вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Модель обучения. Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты  цели, содержание, формы, методы. Все эти компоненты определяют вид модели обучения.
Модели обучения разделяются на пассивную, активную и интерактивную.
Пассивная модель (экстрактивный режим): обучающая среда активна, учебный материал усваивается из текстов или со слов обучающего, творческие задания отсутствуют, общения между учащимся и обучающим нет (лекция, традиционный урок).
Активная модель (интерактивный метод): стимулирование самостоятельности учащихся, их познавательной деятельности, творческие задания приветствуются (чаще домашние задания), общение между учеником и учителем становится обязательным, развивается самостоятельная деятельность, самовоспитание, самообучение, что является положительным фактором. В образовательном процессе присутствуют три вида активности: мышление, действие и речь (в явном виде) и эмоционально-личностное восприятие информации (неявный вид). На занятие реализуется либо один из видов, либо их сочетание. Приведем примеры. Лекция: используется мышление, память, материал усваивается на 20-30 %. Практическое занятие: мышление + действие, усвоение до 50 %. Дискуссия: мышление, речь, иногда эмоционально-личностное восприятие – до 70 %. Деловая игра: все виды активности, личное участие в изучаемой деятельности повышает усвоение учебного материала до 90 %, что близко к идеальному. Экскурсия: только эмоционально-личностное восприятие.
Методы активного обучения можно использовать в авторских педагогических разработках, их также используют в сочетании с традиционными. Методы активного обучения, системный подход к ним изложены в теории Активного обучения.
Выделяют следующие отличительные особенности активного обучения:
принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Однако, такая модель имеет и свои недостатки, ученик – субъект учения для себя, учит только себя; общение, взаимодействие между учениками, по-прежнему, отсутствует.
Интерактивная модель обучения основана на активном взаимодействии учителя с учениками, когда между объектом и субъектом обучения происходит взаимный, двусторонний обмен информацией, обучение становится коллективным делом. Интерактивная модель обучения в последнее время получила широкое распространение, она наилучшим образом отвечает целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Организация интерактивного урока предполагает создание комфортных условий обучения, все ученики на таком уроке общаются, взаимодействуют друг с другом, с учителем, в течение урока моделируются жизненные ситуации, часто используются ролевые игры, для решения поставленных задач анализируются сама ситуация и обстоятельства ее возникновения, развития, каждый ученик ощущает себя успешным, интеллектаульно состоятельным.
Создание структуры интерактивного урока требует от учителя большего профессионализма, применения житейского опыта. Урок строится на интерактивной модели обучения, в ходе урока применяются интерактивные средства обучения, интерактивные технологии, делающие урок интересным, более насыщенным. Это может быть урок изучения нового материала, урок применения изученного (опрос, обобщение), либо урок с использованием групповой работы, работы в парах, что дает возможность в ходе обсуждения и при ответе высказаться каждому ученику, обменяться мнением с партнерами, озвучить свое или общее решение всему классу.
Интерактивную модель можно осуществить при помощи таких интерактивных технологий, как
работа в группах по 2 – 4 человека;
лекции, в ходе которых моделируется проблемная ситуация, ученики должны самостоятельно найти новый способ ее решения, т.к. известными способами решить ее нельзя;
урок-семинар, урок-дискуссия;
урок-конференция;
урок с использованием мультимедийных средств;
урок-игра и др.
Согласно гуманистического принципа образовательного процесса цель образования – целостное развитие личности учащегося, а не только усвоение им определенного количества знаний и умений, средство развития такой всесторонней личности – самостоятельная мыслительная и познавательная деятельность на уроке. Задача учителя – обеспечить такую самостоятельную мыслительную деятельность на уроке, применяя интерактивные технологии, при которых ученик самостоятельно открывает пути к познанию, результатом такой деятельности является усвоение полученных знаний. Весьма полезна и публичная презентация учебных достижений школьников путем участия в тематических выставках, олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня (от школьного до международного).
Подготовка интерактивного урока требует в свою очередь применения интерактивных средств обучения.
Средства обучения
Для успешного обучения необходимы средства обучения, под которыми понимают любые объекты, созданные человеком и используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации, инструмента деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных целей обучения и развития. Предметы естественной природы также могут выступать в роли средств обучения (Википедия). В современной педагогической науке существует несколько типологий средств обучения.
В одних из них выделяются такие типы средств обучения, как печатные (книги, учебники и пр.), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)), наглядные плоскостные (карты, плакаты и др.), демонстрационные (гербарии, муляжи), тренажеры и спортивное оборудование, учебная техника.
В других средства обучения разделяются на материальные и идеальные (П.И. Пидкасистый). Идеальные средства обучения: усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Интерактивные средства обучения – это компьютерные и мультимедийные средства, позволяющие осуществить интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.
Современные аудиовизуальные и, особенно, мультимедийные средства по воздействию на обучающихся являются наиболее эффективными средствами обучения и воспитания. Мультимедиа-средства (multimedia (англ.яз.) «многосредность») объединяют в себе компьютер и средства подключения к нему аудио- и видеотехники в комплексе, объединяют звуковую, текстовую, графическую информацию, а также видеоинформацию. С развитием учебной техники развивается и меняется учебная техника в школах. Повсеместно в школах имеются кодоскопы (графопроекторы), проекторы, интерактивные доски, с 2006 – 2007 годов, благодаря Приоритетному национальному проекту «Образование», образовательные учреждения получили свободный доступ к ресурсам сети Интернет. Необходимость в развитии и модернизации методик использования средств обучения, пополнения ресурсов все более возрастает.
Вопросам использования интерактивных средств, информационно-коммуникационных технологий при обучении посвящены исследования Е.А. Бондаренко, А.А. Журина, Г.М. Коджаспировой, И.В. Роберт. Отмечается, что применение этих средств позволяет интенсифицировать учебный процесс, использовать разнообразные способы предъявления учебной информации, создать атмосферу заинтересованности.
ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки. Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учебной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Мультимедийные средства обучения – это, с одной стороны, информационная система представления информации в одном объекте в различных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Такой объект может содержать текстовую, аудиальную (музыкальный фрагмент, озвученный текст и др.), графическую, видеоинформацию и способ интерактивного взаимодействия с информацией, с другой стороны, носители информации в виде компакт-дисков, флеш-карт и другие носители для хранения информации и быстрого доступа к ней. Таким образом, главным составляющим мультимедийных средств обучения является компьютер, дающий возможность использовать все виды представления и хранения информации.
Мультимедиа-средства по способам представления информации подразделяют на линейные и нелинейные. Линейные (например, кино) не дают возможности человеку в процессе просмотра вмешиваться, влиять на вывод изображенных объектов, на события. Нелинейные способы такую возможность предоставляют, просматривающий человек участвует в выводе информации, имеет возможность каким-либо образом взаимодействовать со средством отображения мультимедийной информации, изменить ход подачи информации, пропустить или, наоборот, повторить необходимую часть информации. Такое участие человека в процесс называют «интерактивностью», а способ представления мультимедийных данных иногда называют «гипермедиа».
Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полно представлен компьютерными играми.
Мультимедийные игры – такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером. Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети. Примерами таких игр служат игры «Шашки», «Шахматы», в Интернете представленные в свободном доступе, при наличии сети игрок-партнер определяется случайным образом, в противном случае сама игра предлагает себя в качестве партнера. Все параметры, сделанные ходы игроков записываются и по окончания игры сохраняются. Преимущества: при отсутствии тренера в малокомплектных сельских школах ребята имеют возможность научиться играть в шашки, шахматы, неплохо подготовиться к школьным и районным соревнованиям.
К компьютерным играм также относят видеоигры и мобильные игры. Существуют попытки выделить компьютерные игры как отдельную область искусства, наряду с театром, кино и т. п. По некоторым компьютерным играм проводятся любительские и профессиональные соревнования. Такого рода соревнования называются киберспортом.
На уроках информатики мультимедийные игры можно встраивать в презентации, созданные учителем по определенной теме. Например, «Суд над компьютером», «Суд над Интернетом», «Суд над компьютерным вирусом». Игры дают возможность детям самим выбрать роль, подобрать материал для выступлений, показать подготовленный аудиовизуальный ряд на компьютере. В таких играх между участниками «процесса» часто возникают серьезные споры, дискуссии, в то же время ученики приобретают опыт использования имеющейся в классе техники для представления материала в качестве аргумента спора. Такие игры развивают воображение, способствуют приобретению навыков критического мышления, умения решать проблемы, умение корректного поведения в споре.
Интернет-ресурс. Мультимедийный интернет-ресурс  сайт, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и новостей для посетителей. В последнее время интернет-ресурсами образовательных порталов широко пользуются и школьники, участвуя в интернет конкурсах, дистанционных олимпиадах, онлайн играх. Мотивированные на учебу дети находят тематические презентации, тексты, иллюстрации, используют найденный материал при выполнении домашних и, что не менее важно, внеурочных заданий, что является положительным фактором. Но при использовании интернет ресурсов, внедрения мультимедийных технологий надо помнить, что в подавляющем большинстве эти программные продукты не адаптированы для всеобщего использования, не учитывают психологию детей и подростков, не являются методически выверенными, далеки от школьных стандартов, не имеют программной направленности. Учителям, во-первых, надо быть в курсе того, какие образовательные продукты используют дети, во-вторых, при необходимости самим адаптировать их для применения в учебном процессе.
Интерактивная доска (ИД) это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Интерактивная доска имеет интуитивно дружественный интерфейс, поэтому для работы с интерактивной доской не требуется специальных навыков или знаний. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На интерактивную доску проецируется изображение от любого источника: компьютерного или видео-сигнала, с которым Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски. Манипулирование компьютерной мышью осуществляется касанием поверхности, и позволяет докладчику (учителю, ученику) иметь полный доступ к управлению компьютером. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента: компьютер, мультимедийный проектор, соответствующее ПО, интерактивная доска.
С помощью интерактивной доски легко проводить нестандартные уроки независимо от специфики предмета. Материал урока выводится на доску из памяти компьютера, может быть готов к многоразовому использованию, но в процессе демонстрации в ресурс можно вносить коррективы (Шутенко А.В.).
Интерактивные доски более удобны, чем компьютер с проектором, но требуют более грамотного планирования уроков, подбора и подготовки учебного материала. Вопросы использования интерактивной доски представлены в литературе, на Интернет порталах («Современный мультимедийный урок», «Интерактивная доска для начинающих и не только» и др.). Наибольшего эффекта можно достичь, работая над подготовкой к уроку совместно с коллегами – это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить качество материалов. Учителя также отмечают, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок.
Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках. Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что ученики становятся более заинтересованными, более мотивированными на уроке и быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, а также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.
Способов использования интерактивной доски в образовательном процессе много, не претендуя на полноту изложения, остановимся на основных.
Основные способы работы с ИД во время урока:
дистанционное управление компьютером во время урока простым нажатием пальцем или маркером на доску;
создание записей, пометок поверх выводимых на экран изображений;
демонстрация Web-сайтов, видеороликов;
возможность сохранить результат действий, вывода на печать на подключенный принтер;
использование виртуальной клавиатуры для изменения, корректировки выводимого на доску текста;
сохранение пометок, записей в специальном файле;
возможность создавать графические объекты без мыши;
возможность во время урока воздействовать на все органы чувств учащихся, используя звук, текст, графику, видео, что повышает эффективность занятия;
вывод на ИД во время урока изображения монитора любого ученика, и т.д.
В ресурсах, созданных учителем для уроков с применением ИД, внесенные в ресурс во время уроков изменения можно сохранять и использовать многократно, передавать ученикам, пересылать ученикам, находящимся на домашнем обучении. Конечно, ИД не стоит применять буквально на каждом уроке, на каждом этапе урока, зачастую ее без ущерба качества можно заменить на проектор, но надо отметить, что с применением ИД у учащихся повышается интерес к урокам, у большинства повышается успеваемость. Эти моменты также являются побудительными причинами для активного использования интерактивной доски в обучении. К сожалению, из-за дороговизны их в школах пока мало (особенно в небольших).
Проектор – световой прибор, перераспределяющий свет лампы с концентрацией светового потока на поверхности малого размера или в малом объёме. Проекторы являются в основном оптико-механическими или оптическо-цифровыми приборами, позволяющими при помощи источника света проецировать изображения объектов на поверхность, расположенную вне прибора – экран.
Оснащение проекторами школ менее затратное. Применяются проекторы в основном для демонстрации презентаций, созданных на компьютере, видеороликов, изображений, полученных с помощью микроскопа (визуалайлер/документ-камера). Принцип работы проектора довольно прост. Устройство подключается к компьютеру и проецирует получаемое изображение на проекционный экран. Для его работы не требуется установка каких-либо специальных программ и оборудования. Сам аппарат имеет вход для получения сигнала из компьютера и звуковые выходы для подключения его к динамикам. Одним из его недостатков является относительно сильный шум, необходимость периодически менять лампу, а также необходимость смотреть изображение в затемненном помещении, иначе цвета будут блеклые, возможно отсвечивание некоторых его участков, а это негативно отражается на качестве просмотра.
Презентация
Проведение презентаций относится к линейным и нелинейным способам представления информации. Линейные: заранее созданную презентацию можно записать на носитель информации и показывать, участники просмотра не имеют возможности влиять на докладчика, не могут изменить ни последовательность, ни темп подачи информации. Нелинейные: эту же презентацию можно провести «вживую», докладчик сам может менять ход представления информации, вносить коррективы в информационную составляющую, отходить от плана презентации, давать пояснения. В свою очередь, аудитория имеет возможность задавать вопросы, высказывать замечания, пожелания, иногда и несогласие с докладчиком в спорных вопросах, т.е. в ходе «живой» презентации осуществляется взаимодействие всех участников процесса, и присутствующих в аудитории и докладчика. Таким образом, живая презентация является одним из интерактивных способов подачи информации, необходимо отметить, что и наиболее доступным способом, особенно для сельских школ, где насыщенность современным оборудованием низка, доступ к сети Интернет также зачастую затруднителен.
Обучающие мультимедийные презентации можно применять и при объяснении нового материала, и при проверке ЗУН, постановке проблемы, ее решении. Презентация – дидактическое средство обучения, а проектор в данном случае является техническим средством, позволяющим осуществить показ. Электронные презентации увеличивают наглядность материала, его выразительность, эмоциональное восприятие, повышают познавательную активность учащихся. Презентации можно использовать как при наличии проектора, так и без него, когда задание дети получают и выполняют на «своих» компьютерах, работа может проходить и фронтально, и индивидуально.
Например, при изучении раздела «Коммуникационные технологии» в 8 классе в ходе урока с применением презентации задания по поиску информации в сети Интернет, при наличии устойчивой интернет-связи, удобно выполнять на личном компьютере. Задания в таких случаях даются всем ученикам одинаковые, ученик должен сформулировать вопрос, ввести его в поисковую строку, выбрать из предложенных ссылок наиболее подходящую и активизировать ее. Затем ответ озвучивается учеником и демонстрируется на экране верный ответ. Здесь важно, чтобы дети поняли вопрос, поняли, зачем им нужны такие умения и навыки, ведь у многих Интернета дома нет, и воспользоваться этими знаниями у них нет возможности.
Возможна и полностью самостоятельная работа учащихся с презентацией. Необходимо четко поставить вопросы, на которые надо самим найти ответ в ходе просмотра презентации. Важно: после просмотра обязательно получить от детей ответы, проверить, насколько поняли дети материал. При необходимости надо предъявить верные ответы, вернуться к слайдам, содержание которых дает верный ответ, дать пояснения, комментарии. Обычно самостоятельная (индивидуальная) работа с презентацией проводится при повторении и с детьми, пропустившими урок, а также с учениками, находящимися на индивидуальном обучении, у которых на изучение информатики отводится 0,5 часа в неделю. При повторении и закреплении комментарий должен исходить от детей, важно, чтобы учащиеся раскрыли суть вопроса, выявили взаимосвязи объектов, представленных на слайдах. Использовать презентации можно и в начале урока при опросе, и в конце при рефлексии.
Хотя электронную презентацию нельзя рассматривать как электронное учебное пособие, но это прекрасное вспомогательное средство, представляющее логически связанную последовательность слайдов, имеющих общий принцип оформления, одну тематику. Урок с применением качественно составленной презентацией можно считать мультимедийным, если применение презентации уместно, целесообразно, раскрывает тему урока. Такие уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, побуждают учащихся к самостоятельной работе, формируют образное мышление. Правильно составленная презентация включает в себя звуковое сопровождение, качественные изображения, иногда и видеоролики, т.е. презентация – это визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Электронная презентация позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Использование в презентации кроссвордов, викторин, дидактических игр позволяет в игровой форме провести повторение учебного материала, провести этап рефлексии, при этом ученики становятся более активными, заинтересованными, чувствуют себя более успешными, в игре взаимодействуют друг с другом, в команде.
Дидактическая игра пробуждает живой интерес к изучаемому предмету. Всем детям, да и взрослым, присуще желание играть, это нужно использовать, направляя заинтересованность в игре на решение различных задач воспитательного, учебного характера. Игра должна быть интересна, доступна детям. Задача учителя – хорошо продумать и подготовить ход игры, предложить понятные, краткие правила. Эффективность игры будет зависеть, в основном, от заинтересованности и эмоциональности ведущего (чаще всего в роли ведущего выступает учитель), от его отношения к развитию и результату игры. Если игры применять систематически, целенаправленно, то в результате игры повышается общий эмоциональный фон учащихся, соперничество ребят носит дружеский характер, возрастает интерес учащихся к предмету, в командных играх дети учатся взаимодействовать в команде, обсуждать, вести диалог и совместно находить решения, критически, взвешенно относиться к своему решению.
Глава 2. Система обучения информатике в основной школе с применением интерактивных средств обучения
2.1. Система обучения информатике в основной школе с применением интерактивных средств обучения
Долгие годы классно-урочная форма обучения школьников оставалась практически единственной. Учитель активно учил, а ученики пассивно учились. Современным школьникам этого уже мало. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых методов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного обучения. Современный выпускник должен быть подготовлен к жизни в быстро меняющемся мире, способным самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, уметь принимать решения, планировать действия по достижению целей, быть готовым к сотрудничеству в разнообразных по составу и профилю группах.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применения мультимедийной и интерактивной техники. (Асмолов А.Г.)
Современный мультимедийный урок – это не только составленная презентация и обилие эффектов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем подготовка к традиционному уроку. К такому уроку необходим не только план, но и сценарий урока. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися. На таком уроке учитель по-прежнему остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийная и интерактивная техника применяется для усиления наглядности подачи учебного материала, повышения интереса к уроку, усиления познавательной активности. По ходу урока учащиеся воспринимают информацию разными органами чувств, что усиливает степень восприятия, по указанию учителя при появлении нужной информации составляют опорный конспект. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок, триггеров перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
При проектировании мультимедийного урока учитель-разработчик должен четко решить, какие цели он преследует, какова роль этого урока в системе уроков по изучаемой теме, т.е. цели
при изучении и предъявлении нового материала;
при закреплении изученного, отработке ЗУН;
при повторения, практическом применении полученных ЗУН;
при обобщении, систематизации знаний.
Презентация на таком уроке обязательна, желательно привлечение тех фактов, которые могут заинтересовать всех учащихся класса, или тех фактов, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). При планировании презентации необходимо опираться на следующие принципы дидактики:
научность;
наглядность;
доступность;
системность и последовательность;
сознательность и активность;
прочность;
связь теории и практики;
интерактивность;
индивидуализация;
комплексное восприятие информации.
Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:
- объяснение нового материала;
- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).
На этапе объяснения нового материала презентация не должна стать простой заменой классной доске, нужно, чтобы в презентации были уникальные факты, полезно включать видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п.
Для применения презентации на этапе закрепления ЗУН надо разработать ряд практических заданий с выбором ответа, включить их в тело презентации или сделать из них отдельную презентацию, чтобы эта часть могла быть использована на уроке в качестве программы-тренажера.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски, т.к. он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Другой вариант использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе – электронный учебник: различные электронные издания на СD-R, DVD-R – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
На этапе подготовки к уроку учитель анализирует электронные и информационные ресурсы, отбирает необходимый материал по теме урока, продумывает структуру урока и оформляет все на электронных или бумажных носителях.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При изучении, объяснении материала урока – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться различные формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), и даже провести проверку в игровой форме.
Методы и приёмы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроке разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок информатики и ИКТ интересным. А нетрадиционные уроки с использованием мультимедийной и интерактивной техники должны привлечь современного школьника к процессу обучения, облегчить его труд, пробудить интерес к предмету.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Таким образом, используя мультимедийную и интерактивную технику, можно организовать постоянную работу учащихся на уроке, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, включать в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Применение анимации и триггеров в презентации позволяет дозировать предъявляемую информацию, варьировать последовательность ее предъявления в зависимости от уровня подготовки учащихся или их активности на уроке, создавать ресурсы для отработки навыков самопроверки и самоконтроля, осуществлять дифференцированное обучение, создавать условия для отработки практических навыков без затрат времени на подготовительную работу.
2.2. Материалы урока «Правовая охрана информации. Защита информации». 8 класс
Ниже приведены фрагменты учебного материала, составленного автором для использования при изучении темы «Правовая охрана информации. Защита информации» по учебнику: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010, (рисунки 1-18).
Мультимедийная презентация

Рисунок 1. Титульный слайд Рисунок 2. Слайд 2 «Содержание»
На названия разделов (Рис. 2) настроены гиперссылки для перехода на соответствующий слайд.

Рисунок 3. Слайд 3 «Правовая охрана информации».
(Анимация по щелчку, выводятся названия подразделов)
Важно: на слайдах, начиная с 3-го, количество иллюстраций на 1 больше количества щелчков. Учитель начинает рассказ при открытии слайда, по щелчку появляется следующее изображение и учитель переходит к тексту под номером 1, далее аналогично. Анимация настроена по щелчку: появление с увеличением, движение с уменьшением, уменьшенные иллюстрации остаются на слайдах.

Рисунок 4. Слайд 3 «Правовая охрана информации».
(Переход по гиперссылкам, настроенным на шарики)
Сегодня мы подробно остановимся на правовых мерах защиты информации.
1. Правовая охрана программ и баз данных 
2. Охрана интеллектуальной собственности
3. Электронная подпись

Рисунок 5. Слайд 4 «Правовая охрана программ и баз данных».
(Анимация по щелчку, последовательно)
Правовая охрана программ и баз данных. Охрана интеллектуальных прав, а также прав собственности распространяется на все виды программ для компьютера, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст на языке программирования и машинный код. Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма.
Авторское (как и патентное) право отрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, касающиеся интеллектуальной собственности. В 1886 году 9 сентября 14 странами была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Она предусматривала охрану прав автора, как на его родине, так и на территории государств, подписавших конвенцию. Россия присоединилась в 1995 году.
1. В 1952 году была подписана Всемирная (Женевская) конвенция о защите авторских прав. В соответствии с этой конвенцией законы об авторском праве, действующие на территории одного государства, распространялись не только на своих, но и на иностранных авторов. Обе эти конвенции были пересмотрены в 1971 году и действуют до сих пор.
2. Система источников авторского права в Российской Федерации в настоящее время представляет достаточно целостную совокупность законодательных актов. В первую очередь – это Конституция Российской Федерации (1993), ст. 44 которой гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также охрану законом интеллектуальной собственности.
3. В Гражданском кодексе РФ правам на результаты интеллектуальной собственности посвящен весь раздел VII четвертой части.
4. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", который вступил в силу в 1992 году.
5. Уголовный кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

Рисунок 6. Слайд 5 «Охрана интеллектуальной собственности»
Для признания авторского права на программу для компьютера не требуется ее регистрации в какой-либо организации. Авторское право на программу возникает автоматически при ее создании. Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:
– буквы С в окружности или круглых скобках; – наименования (имени) правообладателя; – года первого выпуска программы для ЭВМ или базы данных в свет.
1. Товарный знак (также Това
·рная марка, англ. Trademark)(™)  обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ). Маркировка «®» (Registered) согласно мировой практике может быть использована только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака.
2. Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено еще на 10 лет, и так неограниченное число раз.
Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.
3. Авторские права нарушаются очень часто, хотя нарушителю в таком случае легко попасть в щекотливую ситуацию. Например:
а). Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony, использовав интерпретацию Эндрю Олдхема (первого менеджера Роллинг Стоунз) музыки The Rolling Stones из песни «The Last Time». The Verve некоторое время скрывали это, однако впоследствии вынуждены были перечислять 100% гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.
б). Иногда нарушители избегают ответственности. Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив его авторское право.
в). Свои авторские права можно и не закреплять юридически, но в таком случае вы рискуете навлечь на себя неприятности. Пол Маккартни, утерявший в молодости права на свои песни в составе «Битлз», вынужден был платить правообладателю Майклу Джексону за то, что исполняет на концертах собственные песни.
г). Сразу после "Евровидения" в Баку фольклорный коллектив из Удмуртии стал "яблоком раздора" между производителями мясной и молочной продукции. Свои права на «раскрученный» бренд предъявили изготовители колбас и кисломолочных продуктов, однако «бабушкам» удалось в суде отстоять свои права на бренд «Бурановские бабушки».

Рисунок 7. Слайд 6 «Электронная подпись»
(Анимация по щелчку. Иллюстрации типов ЭЦП анимированы)
Электронная цифровая подпись в электронном документе признается юридически равнозначной подписи в документе на бумажном носителе.
1. В 2002 году был принят Закон "Об электронно-цифровой подписи", который стал законодательной основой электронного документооборота в России. При регистрации электронно-цифровой подписи в специализированных центрах корреспондент получает два ключа: секретный и открытый.
2. Секретный ключ хранится на дискете или смарт-карте и должен быть известен только самому корреспонденту (т.е. выдается только определенному лицу), это личный ключ.
3. Открытый ключ должен быть у всех потенциальных получателей документов и обычно рассылается по электронной почте, работает в паре с личным.
4. Процесс электронного подписания документа состоит в обработке с помощью секретного ключа текста сообщения. Далее зашифрованное сообщение посылается по электронной почте абоненту. Для проверки подлинности сообщения и электронной подписи абонент использует открытый ключ.
5. Документы, которые заверяются электронной подписью сфальсифицировать гораздо сложнее. Изменения в них внести нельзя, а воспользоваться подписью может только ее владелец. 
ЭЦП используются в различных сферах, особенно с развитием и применением электронного документооборота.

Рисунок 8. Слайд 7 «Правовой статус программ»
Программа для ЭВМ –  это совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата. Авторские права на все виды программ для ЭВМ охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.
Программы по их правовому статусу можно разделить на 3 большие группы.
1. Лицензионные программы. Разработчики продают пользователям обычно в форме коробочных дистрибутивов.
В коробке находятся CD-диски, с которых производится установка программы на компьютеры пользователей, и руководство пользователя по работе с программой.
Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использование программы на большом количестве компьютеров или на использование программы в учебных заведениях.
2. Условно-бесплатные. Некоторые фирмы-разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях их рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (после истечения указанного срока программа перестает работать, если за нее не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции).
3. Бесплатные. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести: - новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование); - программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (это позволяет завоевать рынок); - дополнения к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности; - драйверы к новым или улучшенные драйверы к уже существующим устройствам.

Рисунок 9. Слайд 8 «Защита информации»
(Переход на слайды подразделов по гиперссылкам, настроенным на шарики)
Рассмотрим различные формы и методы защиты информации.
Защита от несанкционированного доступа к информации
1. Биометрические системы идентификации
2. Физическая защита данных на дисках
3. Защита информации в Интернете

Рисунок 10. Слайд 9 «Защита от несанкционированного доступа к информации»
(Гиперссылки – на выделенный подчеркнутый текст, при первом просмотре или по другим причинам можно пропустить, возврат на 8 слайд – по щелчку)
Несанкционированный доступ: незапланированное ознакомление, обработка, копирование, применение различных вирусов, модификация или уничтожение информации. Для защиты от несанкционированного доступа к информации и данным, хранящимся на компьютере, используются биометрические системы и пароли.

Рисунок 11. Слайд 10 «Пароль»
(Переход на этот слайд осуществляется с 9-го слайда по гиперссылке, настроенной на слова «парольная идентификация», возврат по щелчку. Анимация – по щелчку. Последним появляется текст определения пароля. Возврат на 9-й слайд по щелчку. Слайд можно пропустить или дать возможность просмотреть самостоятельно)
Паролирование используется в электронной почтовой системе.
1. Для доступа к компьютеру. Компьютер разрешает доступ к своим ресурсам только тем пользователям, которые зарегистрированы и ввели правильный пароль. Каждому конкретному пользователю может быть разрешен доступ только к определенным информационным ресурсам. При этом может производиться регистрация всех попыток несанкционированного доступа.
Защита с использованием пароля используется при загрузке операционной системы (при загрузке системы пользователь должен ввести свой пароль). Однако такая защита легко преодолима, так как пользователь может отказаться от введения пароля.
2. Вход по паролю может быть установлен в программе BIOS Setup, компьютер не начнет загрузку операционной системы, если не был введен правильный пароль. Преодолеть такую защиту нелегко, более того, возникнут серьезные проблемы доступа к данным, если пользователь забудет этот пароль.
3. От несанкционированного доступа может быть защищен каждый диск, папка и файл локального компьютера.
4. Для них могут быть установлены определенные права доступа (полный, только чтение, по паролю), причем права могут быть различными для различных пользователей.
5. Что же такое пароль? Пароль (фр. parole  слово)  это секретное слово или набор символов, предназначенный для подтверждения личности или полномочий. Пароли часто используются для защиты информации от несанкционированного доступа, для удостоверения пользователя.

Рисунок 12. Слайд 11 «Биометрические системы идентификации»
(Переход на этот слайд осуществляется с 9-го слайда по гиперссылке, настроенной на слова «биометрических средств», возврат по щелчку. Слайд можно пропустить или дать возможность просмотреть самостоятельно. Возврат на 9-й слайд по щелчку)
В настоящее время для защиты от несанкционированного доступа к информации все чаще используются биометрические системы идентификации. Используемые в этих системах характеристики являются неотъемлемыми качествами личности человека и поэтому не могут быть утерянными и подделанными.
Используются:
Системы идентификации по отпечаткам пальцев, которые индивидуальны и не меняются в течение жизни человека.
1. Система идентификации по геометрии ладони руки, использующая неизменность папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека.
2. Система идентификации по изображению лица также основана на индивидуальных характеристиках , используется объемная и плоскостная модели.
3. Системы идентификации по радужной оболочке глаза.
4. Системы распознавания речи являются бесконтактными, основаны на индивидуальных особенностях речи человека, комбинации частотных и статистических характеристик голоса. Могут рассматриваться такие параметры, как модуляция, интонация, высота тона.

Рисунок 13. Слайд 12 «Защита программ от нелегального копирования и использования»
(Переход на этот слайд осуществляется с 8-го слайда по гиперссылке, настроенной на шарики)
Компьютерные пираты нелегально тиражируют программное обеспечение, обесценивают труд программистов, делают разработку программ экономически невыгодным бизнесом. Кроме того, компьютерные пираты нередко предлагают пользователям недоработанные программы, программы с ошибками или демоверсии программ.
1. Для того чтобы программное обеспечение компьютера могло функционировать, оно должно быть установлено (инсталлировано). Программное обеспечение распространяется фирмами-производителями в форме дистрибутивов на CD-ROM. Каждый дистрибутив имеет свой серийный номер, что препятствует незаконному копированию и установке программ.
2. Для предотвращения нелегального копирования программ и данных, хранящихся на CD-ROM, может использоваться специальная защита. На CD-ROM может быть размещен закодированный программный ключ, который теряется при копировании и без которого программа не может быть установлена.
3. Защита от нелегального использования программ может быть реализована с помощью аппаратного ключа, который присоединяется обычно к параллельному порту компьютера.
Защищаемая программа обращается к параллельному порту и запрашивает секретный код. Если аппаратный ключ к компьютеру не присоединен, то защищаемая программа определяет ситуацию нарушения защиты и прекращает свое выполнение.

Рисунок 14. Слайд 13 «Физическая защита данных на дисках»
(Переход на слайд осуществляется с 8-го слайда, возврат по щелчку. Анимация воспроизводится щелчком ЛКМ)
Для обеспечения большей надежности хранения данных на жестких дисках используются RAID-массивы (Reduntant Arrays of Independent Disks - избыточный массив независимых дисков).
Несколько жестких дисков подключаются к RAID-контроллеру, который рассматривает их как единый логический носитель информации. При записи информации она дублируется и сохраняется на нескольких дисках одновременно, поэтому при выходе из строя одного из дисков данные не теряются.

Рисунок 15. Слайд 14 «Защита информации в Интернете»
(Переход на слайд осуществляется с 8-го слайда, возврат по щелчку)
Программы и данные, хранящиеся на компьютере, необходимо защищать от проникновения вредоносных программ, предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации» (статья 273 УК РФ), способных произвести заражение веб-серверов.
Если компьютер подключен к Интернету, то, в принципе, любой злоумышленник, также подключенный к Интернету, может получить доступ к информационным ресурсам этого компьютера. Если сервер, имеющий соединение с Интернетом, одновременно является сервером локальной сети, то возможно несанкционированное проникновение из Интернета в локальную сеть.
1. Для доступа к данным на компьютере, подключенном к сети Интернет, часто используются разного рода компьютерные вирусы: троянцы, черви, вирусы-невидимки (стелс), файловые, сетевые и т.д.
2. Для защит от вирусов используются антивирусные программы, которые создаются специальными компьютерными лабораториями. Существуют и платные, и бесплатные, получить к ним доступ можно после регистрации в Интернете на сайте производителя.
3. Большую опасность для серверов Интернета представляют хакерские атаки. Во время таких атак на определенный сервер Интернета посылаются многочисленные запросы со многих Интернет-адресов, что может привести к «зависанию» сервера.
4. Для защиты компьютеров, подключенных к Интернету, от сетевых вирусов, от хакерских атак между Интернетом и компьютером устанавливается аппаратный или программируемый сетевой экран. Межсетевой экран отслеживает передачу данных между Интернетом и локальным компьютером, выявляет подозрительные действия и предотвращает несанкционированный доступ к данным.


Рисунок 16. Слайд 15 «Самостоятельная работа»
(Переход на слайд осуществляется со 2-го слайда. Для самостоятельного повторения настроены гиперссылки на 16 и 17-й слайды. Возврат по щелчку)
Для выполнения самостоятельной работы можно повторить пройденный материал, воспользовавшись гиперссылками (подчеркнутый текст), выполнение задания № 5 предполагает использование компьютера и учебника.
1. Зафиксируйте свое авторское право на программу.
2. Определите правовой статус своей программы: лицензионная, условно бесплатная или бесплатная программа? Ответ поясните.
3. Бывали ли случаи, когда Вы нарушали права других людей? Ответ поясните.
4. Создайте знак товарного права на свой продукт (программу)
5. Выполните практическую работу 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» (стр. 141-143).

Рисунок 17. Слайд 16 «Защита информации в Интернете»
(Переход на слайд осуществляется с 15-го слайда, возврат по щелчку)
Для признания авторского права на программу для компьютера не требуется ее регистрации в какой-либо организации. Авторское право на программу возникает автоматически при ее создании. Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:
– буквы С в окружности или круглых скобках;
– наименования (имени) правообладателя;
– года первого выпуска программы для ЭВМ или базы данных в свет.
Товарный знак (также Товарная марка, англ. Trademark)(™)  обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).
Маркировка «®» (Registered) согласно мировой практике может быть использована только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака.

Рисунок 18. Слайд 17 «Знак охраны товарного права»
(Переход на слайд осуществляется с 15-го слайда, возврат по щелчку)
Свидетельство на товарный знак выдается в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено еще на 10 лет, и так неограниченное число раз.
1. Маркировка «TM» согласно законодательству РФ не имеет правовой защиты, такая маркировка выполняет лишь информативную функцию.

Применений данной презентации предлагается проводить в Режиме докладчика, который является прекрасным способом просмотра презентации, когда заметки докладчика отображаются только на одном компьютере (например, на ноутбуке докладчика), в то время как аудитория просматривает презентацию без заметок на мониторе другого компьютера или на большом экране.
Сейчас большинство ноутбуков имеют дополнительный выход для подключения проектора. И у многих настольных компьютеров есть такая функция.
Режим докладчика позволяет учителю считывать информацию из Заметок к слайду на компьютере, ученикам эти заметки не видны, что так же облегчает подготовку к уроку, освобождая учителя от заучивания текста и комментариев к слайдам.
Напомним, что презентацию во время урока можно просматривать всю или использовать часть слайдов, для этого настраиваются Произвольные показы. Они удобны при опросе, повторении, индивидуальной работе. Для подобных случаев были настроены Произвольные показы: Основной, Правовая охрана информации, Правовой статус программ, Защита информации, Правовая охрана программ и баз данных, Охрана интеллектуальной собственности, Электронная подпись, Защита от несанкционированного доступа, Защита от нелегального копирования, Физическая защита данных на диске, Защита информации в Интернете, Пароль, Биометрические системы идентификации, Самостоятельная работа, Знак охраны авторского права, Знак охраны товарного права, включающие один или несколько слайдов по теме. Основной показ является наиболее полным, дает возможность по гиперссылкам и переходам просмотреть всю презентацию целиком.
Использование представленного материала по средствам мультимедийной и интерактивной технике будет, способствовать повышению качества усвоения материала учащимися, повышению активности учащихся на уроках. Для применения необходимы компьютер, проектор с экраном или интерактивная доска, жалюзи на окнах, на случай солнечной погоды. Таким образом, можно применять электронные презентации на уроках информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники.
2.3. Эксперимент. Представленный материал использовался на уроках 8 классов (назовем их 8 «А» и 8 «Б», т.к. в школе только один класс-комплект) в разных вариантах, в 2014 и 2015 годах соответственно. Первый раз урок был проведен в соответствии с описанным выше при изучении нового материала, с самостоятельной работой и опросом на следующем уроке, при опросе на экран выводились произвольные показы, соответствующие вопросам учебника (У) (стр.74, 76, 78). Второй раз изучение нового материала было проведено традиционно, так как из-за аварии на электроподстанции в школе не было электричества. На следующем уроке презентация использовалась при опросе, после чего по просьбе учащихся была просмотрена полностью.

Рисунок 19-20. Диаграммы усвоения знаний.
Результаты усвоения знаний представлены в диаграммах. Сравнительный анализ показывает, что уровень усвоения знаний по информатике и ИКТ выше у учащихся того класса, в котором на занятии использовалась мультимедийная презентация, разработанная по изложенной методике. Можно сделать вывод, что внедрение разработанной мультимедийной презентации в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
Заключение
Анализ полученных результатов. Выводы и рекомендации. Определение дальнейших перспектив исследования.
В соответствии с темой выпускной работы была прочитана и проанализирована научная литература о составе и способах работы мультимедийной и интерактивной технике, о применении такой техники для создания интерактивных, мультимедийных уроков с целью повышения эффективности преподавания информатики в основной школе.
Рассмотрена возможность использования электронного проектора и мультимедийной презентации для проведения интерактивных уроков в основной школе.
Созданы учебные материалы в формате PowerPoint, отвечающие понятию интерактивности, содержащие текстовую, графическую, звуковую информацию с настроенной анимацией для проведения уроков информатики в 8 классе и внеклассной работе по предмету информатика, имеющие познавательный и воспитательный характер.
Представлены следующие материалы (в текстовом и электронном виде)
А) «Вирусы и антивирусы» по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»: презентация, пояснительная записка, 2 аудиофайла, видеофайл, раздаточный материал. Презентация содержит кроссворды, игры.
Б) Мультимедийная презентация по теме «Правовая охрана программ и баз данных. Защита информации».
В) виртуальная экскурсия «Чарльз Бэббидж и его аналитическая машина» по теме «История вычислительной техники»: презентация, конспект, пояснительная записка, текстовый файл «Табулирование», аудиофайлы.
Г) «Ульяновцы в борьбе за Победу» для внеклассной работы: презентация, аудиофайлы, пояснительная записка, раздаточный материал. Презентация содержит филворд, кроссворд, викторину.
Учебный материал был опробован при работе с учащимися.
Внедрение и применение разработанных мультимедийных материалов способствует повышению познавательной активности учащихся на уроках, следствием чего является повышение эффективности обучения информатике.
Выводы: необходимо широко использовать интерактивные средства в процессе обучения информатике в основной школе для комплексного воздействия информационно-образовательной среды на обучение школьников; предложен метод разработки и применения интерактивных материалов для применения на уроках и во внеурочной деятельности по предмету информатика. Создание и применение интерактивных средств в учебном процессе требует много учительского труда, но повышает эффективность образовательного процесса, делает обучение интересным, увлекательным занятием, уплотняет содержательную часть урока, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Учитель, создав ресурс, может пользоваться им неоднократно, не внося существенных изменений, но имея возможность изменить структуру и сам ход урока.
Создание интерактивных ресурсов, использование готовых является весьма полезным и необходимым в работе современного учителя.
Библиографический список использованной литературы

Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.1998
Википедия
«Современный мультимедийный урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Интерактивная доска для начинающих и не только» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Создание креативных образовательных ресурсов» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Создание презентаций, используемых учителем на уроке» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ,Лаборатория знаний, 2010
Угринович, Н.Д. Информатика (теория, методика, задачи) [Текст] / Н.Д. Угринович.– М.: МИПКРО, 1999
Лаборатория Угриновича Н.Д. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.
Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст]. - М.: Педагогика 2009 – №4. – С.18-22., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Абдулова Р.В. Вирусы и антивирусы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Абдулова Р.В. Правовая охрана информации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Абдулова Р.В. Виртуальная экскурсия «Чарльз Бэббидж и его аналитическая машина» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Абдулова Р.В. Ульяновцы в борьбе за Победу» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 142015







·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ы11правовая 111физ защитаправовая 3 сам11знак охраны авт праваДиаграмма 7 Заголовок 1 Заголовок 2Lђ Заголовок 3 Заголовок 4p, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак