Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся


Выступление Меньшовой В.Е. на школьном методическом объединении учителей начальных классов
Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся
В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается особое внимание. Сразу возникают вопросы: Что это такое? Как формируются УУД в обучении?
Учебные действия – составная часть учебной деятельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в её организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик усвоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью.
В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. В её основе лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в изменённых условиях, обобщения принципов решения задачи и контроля за ним. Учебная деятельность состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач. Психологи выделяют существенные характеристики учебной деятельности, отличающие её от других видов деятельности:
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
общие способы действий предваряют решение задач (в отличие от учения по типу проб и ошибок, когда отсутствует предваряющий общий способ, программирующий общий действия, соответственно учение не является деятельностью);
учебная деятельность ведёт к изменениям в самом объекте;
изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий.
Термин универсальные учебные действия является психологическим. Применительно к педагогике мы сказали бы, что речь должна идти о формировании общих учебных умений и навыков, потому что освоенные действия и есть умения.
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определённой ступени образовательного процесса. Речь идёт про умения:
– правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
– использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
– находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Одно из важнейших умений, которые формируются при освоении УУД, – это умение правильно и осмысленно читать тексты. Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идёт о вычитывании всех видов информации: фактуальной (явной), подтекстовой и концептуальной.
Фактуальная информация в тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики, а также места действия и указанием на место действия.
Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам, особенностям изложения фактурной информации можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной – трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе.
Концептуальная информация – это вклады, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.
Чтобы развивать у младших школьников умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, но и научные статьи, информацию, изложенную на страницах учебников окружающего мира.
Умение овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям формируются с помощью различных заданий на разных уроках. При обсуждении важно не только выяснить, в чём состоят сходства и различия предметов, но и вычленить, на каком основании в каждом случае проводилось сравнение (по размеру, по форме, по цвету, по использованию и т. д.).
Важность заданий такого типа заключается в том, что они формируют умение переводить информацию из одной формы в другую и получать её из схем, таблиц, графиков и диаграмм. Именно с такими заданиями хуже всего справлялись наши учащиеся в международном исследовании PIZA.
На уроках математики формирование общего умения решать задачи как УУД играет особую роль. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. Сюда включается планирование, систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработку вычислительных навыков.
Регулятивные учебные действия связаны с умениями прогнозировать, осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, а также оценивать полученный результат. Освоенные регулятивные учебные действия лежат в основе следующих умений:
– принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Одно из важнейших умений, которое формируется при освоении регулятивных УУД – умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
Коммуникативные учебные действия связаны с формированием следующих умений:
– строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;– использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
– готовить выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
– соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД необходимы как в школьной, так и в повседневной жизни, при решении различных проблем. Поэтому формируя коммуникативные УУД, целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и выходящие за его пределы.
Коммуникативные УУД чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся, поэтому на уроках целесообразно давать групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их состав. Как правило, работа в группах проходит как мини-проект на уроке (при этом тему выбирает учитель). Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке мини-проекта главное – научить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. Поэтому на первых этапах подготовки проекта желательно оговорить с каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределить роли.
Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личных результатов освоения основной образовательной программы (ООП), таких как:
– осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определёнными интересами, привязанностями и ценностями;
– умение давать оценку своим действиям;
– и ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и т. д.).
В широком значении «универсальные учебные действия» – это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Регулятивные УУД. Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность – умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.
Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщённых знаний (отрыв от конкретных ситуативных знаний); включая в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.
Коммуникативные УУД. В соответствии с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
– социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности);
– умение слушать и выступать в диалоге;
– участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
УУД – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.