Конспект урока по окружающему миру 3 класс Дыхание и кровообращение


Конспект урока по теме
«Дыхание и кровообращение»
Окружающий мир, 3 класс.
Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Дыхание и кровообращение»
Образовательная цель: создать условия для ознакомления детей с функциями дыхательной и кровеносной систем.
Деятельностная цель: способствовать формированию знаний об органах дыхания и кровообращения.
Тип урока: открытие новых знаний
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся с функциями дыхательной и кровеносной систем, актуализировать и расширить знания учащихся о значении органах дыхания и кровообращения для человека.По форме организации: урок комбинированный (индивидуальная, парная, групповая)
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, система «Живой опрос».
Материалы: учебник и рабочая тетрадь окружающего мира 1 часть А.А.Плешаков 3 - издание, М.: Просвещение, 2013,
.
Этапы урока и его цели Деятельность
учащихся Деятельность
учителя Содержание урока
Планируемые
результаты
1.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проверяют свою готовность к уроку.
Организует психологический настрой учащихся на учебную деятельность.
(слайд 1)
Уважаемые гости я вместе со своими учениками рады вас приветствовать на нашем уроке окружающего мира. Добрый день!
Но, а прежде чем урок начать
Я хочу у вас узнать!
Ты проверил все дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки?
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества сучителем и сверстниками.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока
Ученики отвечают на вопросы
Организует актуализацию знаний
Организует уточнение темы и цели урока - Что нового вы узнали на прошлом уроке? (о правильном питании человека)
- Какая система в организме человека обеспечивает переваривание и измельчение продуктов питания? (пищеварительная система).
- И мы пришли с вами к выводу, что для жизни человека каждый день необходимо … (питаться).
- Но, только ли питание нужно человеку для жизни? (солнце, тепло, воздух)
- А для чего нужен воздух? Вдохните глубоко и выдохните. Что вы можете сказать?
- Всем органам нашего организма необходим кислород, который мы поглощаем из воздуха.
- Значит, человеку необходимо не только питаться, но и …? (дышать)
Значит тема сегодняшнего урока? (учащиеся называют тему урока)
- «Дыхание и кровообращение» (слайд 2)
- Сформулируйте цель урока (ответы учащихся)
- А чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке о дыхании человека?
- Кое-что мы узнаем сегодня на уроке, а остальное вы прочитаете дома. Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.
Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
3. Первичное усвоение новых знаний.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.
Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию.
Учащиеся наблюдают за своим дыханием и данные заносят в листок наблюдения
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником. Организует наблюдение учащимися за своим дыханием
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. - Всю жизнь человек дышит. А как он дышит? Давайте проследим за своим дыханием? (ответы учащихся)
- Да, верно сначала мы делаем вдох, а затем только выдох, т.е. вдох и выдох чередуются, значит мы дышим ритмично. (записываем результаты в маршрутный лист – приложение 2)
- А что происходит во время вдоха и во время выдоха? Положите правую руку на себе на грудь и посмотрите реакцию нашего организма (ответы учащихся)
- При дыхании у человека происходит расширение грудной клетки при вдохе и уменьшение грудной клетки при выдохе.
- А как вы думаете, какой орган является главным в процессе дыхания? (легкие)
- Но, прежде чем поступить в легкие воздух проходит путь. Какой это путь? (предположения учащихся)
- А теперь сопоставим ваши предположения с учебником, открываем учебник с. 144 читаем (ученик читает). Познавательные: логический – анализ объектов с целью
выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника.
Дыхательная гимнастика Выполнение движений Организует проведение гимнастики Встать прямо, вытянутые руки перед собой. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание. Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание. С силой выдохнуть через рот. Проделать очистительное дыхание. Продолжение первичного усвоения новых знаний. - Как вы думает, какую роль, играет кровь при дыхании? (ответы учащихся).
- Сопоставим свои предположения с учебником (ученик читает).
- Вывод: человеку необходимо дышать, при работе дыхательной системы большую роль играет движение крови в организме.
- У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту (слайд 3) 4. Практическое применение знаний.
Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
Выполняют практическую работу. Организует выполнение практической работы. - А вы знаете число ударов в минуту вашего сердца? А как можно узнать?
- Сегодня мы с вами выполним практическую работу «Учимся измерять пульс» (слайд 4)
Определите цель практической работы:
научиться измерять пульс.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.146
Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту.
- Запишите данные в таблицу.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Познавательные: логический анализ объектов с целью
выделения признаков; решение проблемы, построение
логической цепи
рассуждений
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
ФизминуткаВыполнение движений Организует проведение физической минутки Все движения разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Э-хе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Э-ге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко -
В этом нам нужна сноровка.
Что понравилось дружок?
Принимайся за урок! Продолжение выполнения практической работы. - Мы с вами узнали количество ударов сердечных сокращений в состоянии покоя, давайте посмотрим, что же изменилось после физической нагрузки. Теперь вы обменяетесь листами, и возьмете руку своего соседа и сосчитаете количество сердечных сокращений и занесите данные в таблицу.
- Обратите внимание на данные, которые у вас получились, что мы наблюдаем?
-Какой вывод можем сделать?
Вывод: при увеличении физической нагрузки пульс человека учащается.
В наше время люди придумали много различных приборов для измерения числа ударов сердечных сокращений, и сегодня мы попробуем с помощью лаборатории ЛабДиска измерить число сердечных сокращений. Включите компьютер, наденьте датчик на указательный палец и нажмите старт. И вы сможете пронаблюдать не только число ударов сердечных сокращений, но и график отражающий колебания сердцебиения.
- А теперь вспомните, какую мы цель поставили перед выполнением практической работы, достигли мы ее или нет?
- Какие возникли затруднения?
- Ребята, но данной лабораторией ЛабДиск мы можем измерять не только пульс, но и измерить температуру вокруг нас различных объектов; громкость звука различных источников; установить взаимосвязь между скоростью и расстоянием; определить причины изменения температуры воздуха в течение суток; измерение шума и температуры в различных районах. И со всеми этими практическими работами мы будем работать на следующих уроках. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог)
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполнение тестирования
Записывают домашнее задание
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организует выполнение тестирования
Организует запись домашней работы. - Назовите тему сегодняшнего урока? Какую цель мы перед собой поставили? Достигли мы цели урока?
- Как вы оцените работу на уроке своих одноклассников? А свою?
- А сейчас вы проверите свои знания по данной теме с помощью программы «Живой опрос», приготовьте пульты, читаем вопрос и выбираем правильный ответ. Если вы не допустили ни одной ошибки вы справились с тестом, отлично, если допущена была одна ошибка, вы справились с заданием хорошо, 3 ошибки, удовлетворительно.
Каждый видит, на что он ответил, и над чем ему нужно еще поработать.
- Чтобы сердце и легкие всегда были здоровыми, что нужно делать?
Домашнее задание (приложение 3):
Потренироваться измерять пульс у своих родителей в состоянии покоя.
Найти и подготовить комплекс дыхательной гимнастики, которые мы могли бы проводить во время уроков.
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? Регулятивные УУД: учащиеся научатся оценивать правильность выполнения действия;
Личностные УУД:учащиеся научатся проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности