Конспект урока технологии в рамках семинара –практикума «Развитие творческих способностей учащихся через проектную и исследовательскую деятельность как средство реализации ФГОС».


Конспект урока технологии,
проведенного учителем
Чернышовой Ольгой Владимировной
в рамках семинара –практикума
«Развитие творческих способностей учащихся
через проектную и исследовательскую
деятельность как средство реализации ФГОС»
в 1 В классе МБОУ СШ № 47.
Дата проведения:17.02.2016
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ.
Тема урока: «Покормите птиц зимой».
Цели:
повторить этапы работы над проектом;
познакомить с новым этапом проекта - коллективное создание продукта деятельности;
научить изготавливать изделие из бумаги в технике оригами.
Задачи:
закрепить приемы сгибания, складывания бумаги; правила разметки квадрата сгибанием прямоугольника;
учить работать по схемам;
развивать глазомер, точность выполнения изделия; аккуратность;
воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
-выполнять изделие «птица» в технике оригами;
-оформлять композицию с изготовленным изделием.
Метапредметные:
Личностные: формировать способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы такие ,как забота о живых существах, любви, трудолюбии, самостоятельности и инициативы.
Регулятивные: учить планировать свои действия, оценивать результаты работы , организовывать самопроверку.
Познавательные: учить работать с дополнительной литературой, использовать приобретенные знания в практической деятельности;
Коммуникативные: учить выстраивать коммуникации при работе в группе, формулировать высказывания.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация к уроку, раздаточный материал для работы, технологическая карта (схема) ,плакат с изображением кормушек, коробочки со смайликами ,на доске- работы учащихся о птицах, поезд.
Ход урока.
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Орг. момент
План урока
Контрольный вопрос
1 этап урока- «Я-исследователь».
Физминутка.
2 этап-практическая работа(создание продукта творческого проекта-коллективная работа «Птицы у кормушки в технике оригами»)
А)вступление
Б)практич.работа3 этап-подведение итогов работы
. -Сегодня у нас много гостей. Мы должны быть радушными хозяевами и поприветствовать всех улыбкой.
-А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.
-Ребята, посмотрите на эту часть доски и скажите ,о чем будет сегодняшний урок?
(на доске сообщения детей о зимующих птицах).
-Правильно, мы с вами начали большую работу о зимующих птицах. Работаем над проектом по теме …(слайд 1).
- Всё верно. (слайд 2- учитель зачитывает стихотворение) .-А сейчас мы выполним одно задание: на доске перепутаны этапы нашей работы над проектом, нужно вспомнить, в какой последовательности и что мы делали, чтобы расставить карточки в правильном порядке .-Всё верно, молодцы. Мы сначала поставили проблему ,над которой собирались работать, затем распланировали нашу работу, искали информацию в нашу проектную копилку.(слайд 3,4,5).
-Посмотрите, все ли этапы нами пройдены?
-И мы сегодня познакомимся со следующим этапом работы над проектом .А вот с каким этапом, это вы мне скажите сами в конце урока. Итак, наш контрольный вопрос на уроке звучит так : «Как называется новый этап работы над проектом?»
-Как вы думаете каким будет урок?
-Какими качествами должны обладать учащиеся, чтобы урок был интересным?

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда-то дождались мы
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
-Для начала давайте назовём птиц, зимующих в наших краях, которых вы знаете. ( слайд 6)
-Где и когда мы можем встретить всех этих птиц?
-Какие из этих птиц живут в нашей местности круглый год?
-Как называются эти птицы?
- А кто к нам прилетает из северных мест?
-Как называются эти птицы?
- Ребята, а почему некоторые птицы улетают от нас на юг?
-Вы нашли много информации о разных зимующих птицах, но сегодня я хотела бы ,чтобы мы остановились на трех птичках и вспомнили, что мы о них узнали, потому что мы будем делать этих птичек. Это снегирь, синица и воробей.(слайд 8,9,10)
Лебеди летят,
Крыльями шумят,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
И очень бесшумно на место садятся
А)-А как же помочь птицам зимой, чтобы они не погибли?
-Верно. Мы тоже сегодня будем « кормить» птичек ,которых сделаем сами из бумаги в коллективной работе в технике оригами. Мы уже начали знакомиться с этой техникой.
-Давайте сначала вспомним ,что такое оригами?
-Скажите откуда эта техника к нам пришла?
(Небольшой экскурс из истории оригами)
-Давайте вспомним правила работы в технике оригами.(слайд 11)
-Работать будем в 3 группах. Каждая группа будет делать птичек для своей кормушки. И синичек, и снегирей, и воробьев. Посмотрим ,какая же группа слаженно ,быстро и дружно поработает сегодня.
-Прежде нужно вспомнить правила работы в группе.
Б)Инструкция:
-У каждой группы на столе есть коробочка с заготовками для птиц-квадраты .Все птички выполняются по одной схеме ,различаться будут только цветом, по которому будет понятно, какая это птица. Схема есть у каждой группы на столе. Я показываю поэтапное выполнение птички, вы повторяете всё за мной По окончании работы, ваши птички мы «сажаем» на кормушку (приклеиваем).Не забывайте о правилах работы в группе и работы в технике оригами. Помогайте друг другу.
(Учитель показывает ход работы по выполнению птицы ),(слайд 11)
По окончании работы птички приклеиваются на кормушку.
--Вот и прилетели к нашим кормушкам птички: снегири, воробьи ,синички . Молодцы, ребята, хорошая работа..
-Итак, подведем итог. Что мы сегодня на уроке делали?
-С какой техникой мы продолжили знакомиться? Чему мы учились на этом уроке?
-Можем мы ответить на контрольный вопрос урока? Как он звучал, вспомним его. (слайд 12).
-Молодцы, каждая группа и каждый из вас поработали на славу!
-А теперь из коробочки возьмите смайлика грустного и веселого и посадите его в тот вагончик в зависимости от того, на каком этапе урока вам было все понятно и легко работалось(веселый смайлик или грустный),или выберете только один какой то смайлик.
-Урок окончен. Спасибо за внимание. Дети ладошками прикасаются друг к другу.
-О зимующих птицах.
-…«Покормите птиц зимой».
Дети отвечают.
-Нет. Осталась работа над этапом создание продукта и презентация.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Воробей, синица, снегирь, дятел, глухарь, свиристель, сова.
Ответы детей.
- Воробей, синица, дятел, глухарь, сова.
-Эти птицы назы-ваются зимующими .Т.е. они зимуют там же, где живут постоянно
-Снегирь, свиристель.
-Эти птицы назы-ваются перелёт-ными, так же как и те птицы, которые улетают от нас на юг. Только эти птицы прилетают к нам осенью, а весной улетают в северные края.
Предположения детей.
-СИНИЦЫ круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собира-ются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустар-ников, любят хлеб и сало.
ВОРОБЬИ зимой держатся поближе к человеку. В сильные морозы они забива-ются в щели домов и под крыши сараев, чтобы не замёрзнуть.
СНЕГИРИ прилета-ют к нам из северных лесов. Их появление всегда связано с первым снегом, отсюда и их название. За тихую песенку снегирей называют тихо-певами.
Дети выполняют физминутку, повторяют движения.
-Люди должны их подкармливать.
-Оригами («сложен-ная бумага») — древнее искусство складывания фигу-рок из бумаги.
-Из Китая, но большое развитие получило в Японии..Ученики рассказывают правила.
Дети рассаживаются по группам.
Дети называют правила работы в группе.
Дети повторяют.
Ответы учеников.
Дети выполняют задание на рефлексию.

Самоанализ урока технологии в 1 классе по теме « Покормите птиц зимой» проведенного в рамках городского семинара «Развитие творческих способностей учащихся через проектную и исследовательскую деятельность как средство реализации ФГОС» .Провела: учитель начальных классов,
Чернышова Ольга Владимировна.
Стаж работы в должности учитель 3 года.

Класс: 1 В.
Тема: «Покормите птиц зимой».
Тип урока: урок с элементами проектно-исследовательского метода- выполнение изделия из бумаги техникой оригами.
Структура урока:
1 этап- организационный момент с целью положительного настроя на урок и формирования познавательного интереса к новому материалу;
2 этап- постановка темы, целей и задач с целью самостоятельного определения учащимися темы, умения принимать и сохранять учебную цель.
3 этап-актуализация знаний с целью систематизирования имеющихся у учащихся знаний;
4 этап- практическая работа, с целью умения анализировать полученную информацию и умения применять на практике, умения сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками,  в группе, в коллективе. Осуществляется через творческую коллективную работу по технологическим картам (схемам). Тип деятельности –проблемный, продуктивный и творческий.
5 этап- рефлексивно-оценочный, с целью осмысления процесса и результата деятельности.
Цели:
повторить этапы работы над проектом;
познакомить с новым этапом проекта - коллективное создание продукта деятельности;
научить изготавливать изделие из бумаги в технике оригами.
Задачи:
закрепить приемы сгибания, складывания бумаги; правила разметки квадрата сгибанием прямоугольника;
учить работать по схемам;
развивать глазомер, точность выполнения изделия; аккуратность;
воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
-выполнять изделие «птица» в технике оригами;
-оформлять композицию с изготовленным изделием.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД.
Метапредметные:
Личностные: формировать способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы такие ,как забота о живых существах, любви, трудолюбии, самостоятельности и инициативы.
Регулятивные: учить планировать свои действия, оценивать результаты работы , организовывать самопроверку.
Познавательные: учить работать с дополнительной литературой, использовать приобретенные знания в практической деятельности;
Коммуникативные:
учить выстраивать коммуникации при работе в группе, формулировать высказывания;
содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремлённости;
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация к уроку, раздаточный материал для работы, технологическая карта (схема) ,плакат с изображением кормушек, коробочки со смайликами ,на доске- работы учащихся о птицах, поезд.
 Урок технологии проведен по УМК « Планета знаний». Этот урок объединяет в себе работу над проектом класса «Покормите птиц зимой» и работу по выполнению изделий из бумаги в технике оригами.  Свой  урок я строила в соответствии с ФГОС, используя технологию деятельностного метода, что  развивает у учеников  способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их  реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Данный творческий проект, рассмотренный на уроке, является первым, поэтому он и коллективный, т.к. ученики 1 класса еще только знакомятся с этим видом учебной познавательной деятельности.
Главным этапом урока считаю этап практической работы, т.к. он направлен на достижение главной цели урока- знакомство с новым этапом творческого проекта-создания продукта (изготовление птичек в технике оригами).
На уроке использовала разные формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная (коллективная познавательная деятельность);
- групповая (приготовление изделия из бумаги-птички);
- индивидуальная (сообщения учащихся).
 Технологии, используемые на уроке:
- технология сотрудничества;
- ИКТ
- здоровьесберегающая;
- проектная
- групповая
Актуализация знаний была представлена через систему вопросов.
При проведении урока я ориентировалась на следующие принципы обучения: принцип деятельности (когда включала ребят в учебно-познавательную деятельность), принцип целостного представления о мире (на уроке прослеживаются межпредметные связи с уроками литературного чтения, истории, окружающего мира), принцип психологического комфорта (я старалась создавать положительный эмоциональный фон на протяжении всего урока.) Понимая, что объем урока достаточно большой, заготовки (основа изделия)-квадраты были сделаны заранее. Это сделано еще и для того, чтобы работа не растянулась на несколько уроков и дети могли уже на этом уроке увидеть результаты своего труда.
В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа. Задание (изготовление птички) было ориентировано на развитие мышления, внимания, творческих способностей, самостоятельности , инициативы детей, моторики пальцев, что немаловажно для детей 1 классов.
 Использовала различные виды контроля  на уроке: ученик- ученик    (при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде).  
При подведении итогов  и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников («паровозик»). 
На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, оформлена выставка сообщений детей.
Цель урока, достигнута, я полагаю, что все ребята поняли и осознали на каком этапе находиться наша проектная работа.
В целом урок можно считать удачным, но я для себя сделала следующие выводы:
- продолжить работу по созданию проектов
- продолжать учить ребят работать в группах, в паре;
-учить ребят выражать свои мысли.;- продолжать работу по организации проблемно-поисковой деятельности на уроках;
- учить самооценке.
Отзыв
на фрагмент открытого урока технологии по теме: «Покормите птиц зимой», проведенного в рамках городского семинара «Развитие творческих способностей учащихся через проектную и исследовательскую деятельность как средство реализации ФГОС » для учителей технологии учителем начальных классов МБОУ СШ №47 г.Ульяновска ,
Чернышовой Ольгой Владимировной.
Дата проведения: 17.02.2016 года .
Урок с элементами проектно-исследовательского метода был проведен в 1В классе с учетом требований ФГОС. Выбранная тема урока актуальна и практико-ориентирована, особенно для детей младшего школьного возраста. Ярко прослеживалась на уроке связь с жизнью, важность воспитания в детях умения сопереживать, сочувствовать и заботиться о братья наших меньших.
На уроке была использована технология деятельностного обучения. Цели урока были определены самими учащимися, и побудили их к плодотворной работе. В течение всего урока осуществлялся личностно ориентированный подход с учетом особенностей обучающихся, вовремя корректировались неверные действия учеников, тем самым создавая ситуации успеха, сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, поддерживая положительные эмоции . Занятие состояло из нескольких этапов: актуализация знаний, обобщение и систематизация знаний, применение знаний и умений в практической деятельности, контроль и самоконтроль. На этапе актуализации знаний ученики повторили и систематизировали уже имеющиеся знания, полученные проектно-исследовательским методом. На этапе применения знаний и умений учителем была организована работа в группах, где ребята сумели применить полученные знания и умения на практике (изготовление изделия из бумаги техникой оригами). На этапе рефлексивно-оценочной деятельности учащиеся проявили заинтересованность в выполнении задания на самооценку своей работы на разных этапах урока.
Учитель умело чередует формы организации познавательной деятельности:
фронтальную, групповую, индивидуальную. Четко прослеживаются межпредметные связи с уроками литературного чтения, истории, окружающего мира. Умелая реализация принципа психологического комфорта позволила учителю поддерживать положительный эмоциональный фон на протяжении всего урока, учить детей радоваться результатам своего труда, поддерживая их интерес к значимой деятельности : подкормке птиц.
На уроках использовались компьютерные технологии - презентация.
На уроке отрабатывались универсальные учебные действия: познавательные (результаты работы с дополнительными источниками), регулятивные(умение осуществлять самоконтроль, сравнивать свою работу с эталоном –работой учителя), коммуникативные (умение работать в группе, договариваться ).
Педагог умело поддерживает интерес учеников к теме урока, владеет аудиторией.
Таким образом, был продемонстрирован высокий уровень организации познавательной исследовательской деятельности школьников, что свидетельствует о планомерной систематической работе учителя.
Ф.И.О. Образовательное учреждение учитель, квалификационная категория подпись
Директор МБОУ СШ №47 Прокопчик И.И.