РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


С.Ю.Сафроноваучитель информатики и математики
МАОУ СОШ №14, Московская область, г.о.Балашиха, мкр.ЖелезнодорожныйРазвитие творческих способностей учащихся
через проектную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий
Результат школьного образования - это не только конкретные знания по различным дисциплинам. Мы должны научить наших детей основам успешности в современном мире: как определить перспективу своего развития; как организовать свою жизнь, чтобы спланировать и выполнить намеченный план действий для достижения поставленных целей; как найти и привлечь необходимые ресурсы; как оценить свою работу, удалось ли достичь цели, как скорректировать свои действия, если что-то не получается. Мы хотим, чтобы школьное образование не осталось мертвым грузом в сознании ребенка, а дало возможность ему реализовать себя в жизни. Использование проектной, исследовательской деятельности в обучении как раз нам и помогает в этом. Это сейчас актуально, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в основной школе.
Один из вариантов организации проектной деятельности учащихся - внеурочная деятельность. Основная цель проекта - формирование творческого мышления ребенка, развитие потребности в приобретении новых знаний и умений. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников.
Взяв часы внеурочной деятельности «ИКТ-компетентность» в 6 классах, мне не хотелось их сводить к обыкновенным урокам информатики, к изучению только компьютерных программ. Так пришла идея подбирать для ребят в Интернете интересные познавательные проекты, конкурсы, связанные с информационно-364236098996500коммуникационными технологиями. Участие в них является одной из ступеней в развитии творческих способностей детей. А реализация проектной деятельности способствует формированию универсальных учебных действий. Это именно то, что сейчас ставится во главу образовательного процесса:
развитие навыков логического мышления, индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
повышение жизненной активности, совершенствование коммуникативных навыков учащихся;
формирование чувства удовлетворенности от выполненной работы, пониманию, что ты можешь сделать что-то значимое, полезное, интересное для других;
развитие навыков оценивания своей работы и работы других;
формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению информационно-коммуникационными технологиями и т.д.
Поэтому цель моих внеурочных занятий - вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом ребята должны понять: зачем им необходимы те или иные знания, как они могут их применить в дальнейшем и где. Так, изучив программу Microsoft Publisher (программа для создания брошюр, буклетов, плакатов и т.п.), мы решили применить наши знания в международном конкурсе «Здоровье планеты? В моих руках!» (http://www.ecobez.ru/contests/health-planet-2015/). -63535623500Для номинации «Компьютерный плакат» ребята подбирали материал, делали фотографии, рисунки, работали над дизайном и создали плакат «Экологические проблемы нашего города». Они учились не только искать информацию, комбинировать ее, размещать. Им приходилось учиться сотрудничеству, умению выслушивать мнение других, оценивать работу друг друга (универсальные учебные действия, которые позволяют быть человеку успешным в современном обществе и реализовать свой творческий потенциал).
Несколько лет назад я прошла курсовую подготовку по программе «Intel® Обучение для будущего» - всемирная благотворительная программа профессионального развития учителей. http://www.iteach.ru/. Сейчас в интернете тьюторы данной программы, под эгидой корпорации «Intel» и органов управления образованием, организуют для учащихся и педагогов всероссийские сетевые проекты (конкурсы):
https://sites.google.com/site/putevoditelusp/matematika-i-informatika/informatikaДанные проекты межпредметные. Учащиеся, средствами информационно-коммуникационных технологий, открывают для себя новые стороны учебных предметов, применяют теоретические основы на практике, изучают компьютерные программные среды и сервисы Интернета web 2.0.
left12319000Первый опыт участия в данных проектах оказался успешным, мои ученики в 2015 году стали финалистами сетевого проекта. В этом учебном году в рамках внеурочной деятельности уже две команды моих учеников включились в работу такого сетевого проекта. (http://shpion.64-school.ru/verbovka-agentov). И одна из команд стала финалистом Всероссийского учебного сетевого проекта по информатике «Шпионские страсти». Проект прошел независимую экспертизу и помещен в банк проектов «Intel. Обучение для будущего».
Ребята с удовольствием и большим увлечением выполняли задания проекта, учились поиску и отбору необходимой информации, помогали друг другу, изучали Интернет-сервисы, знание которых им обязательно пригодится в жизни.
285432513144500Такая форма работы с учащимися интересна, познавательна как для ребят, так и для учителя. Участие в сетевых проектах требует умелой организации не только работы детей, но и прежде всего педагога. Ребятам надо помочь в распределении задания между собой, освоении новых программ, каждый должен понимать ответственность своей работы и должен организовать свой режим таким образом, чтобы оставалось время и на другие занятия. А педагогу необходимо найти время (между уроками, подготовкой к ним, ведением документации) для того, чтобы помочь.
Тема сетевого проекта заинтересовала ребят, и они продолжили ее исследование. Результаты своей работы «Роль символов знаков и кодов в жизни человека» учащиеся представили на муниципальной научно-практической конференции исследовательских и проектных работ учащихся «Потенциал – 2016» и стали призерами. На сайте всероссийского конкурса проектных работ, ребята были награждены дипломом 1 степени за свою работу.
-2432057239000В Интернете сейчас много размещено интересных проектов, конкурсов, связанных с проектно-исследовательской деятельностью учащихся средствами ИКТ. На мой взгляд, такой вид работы очень подходит для занятий внеурочной деятельности.
Хотелось бы отметить еще один положительный момент занятий – профориентационный. Такой вид деятельности помог заметить ребят, заинтересованных компьютерной графикой, программированием, дизайном, проектированием. Возможно, среди них будут те, кто заинтересуется профессиями, связанными с информационно-коммуникационными технологиями и не только.
При реализации проектной деятельности очень многое зависит от педагога. Ведь рамок занятий недостаточно для такой объемной работы. Приходится использовать и дистанционные технологии. Но когда у ребят все получается, они получают заслуженную награду за успешно выполненную работу, так приятно видеть их счастливые лица. И, несмотря на пройденные трудности, они с большим интересом снова включаются в новый проект.
Литература
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/1450
Михеева Ю.В. В чём суть изменений урока с введением ФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ms.znate.ru/docs/1387/index-18767-1.htmlПрограмма Intel "Обучение для будущего".[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iteach.ru/Российская педагогическая академия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedagogicheskaya.academic.ru/2947/