Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра

«Развитие творческих способностей учащихся, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра».

Головащенко Олег Анатольевич,
учитель музыки высшей категории школы при посольстве Российской Федерации в Финляндии

Одна из важнейших задач учителя музыки в воспитании школьников – через красоту музыки, поэзии, изобразительного, театрального искусства найти путь к доброму сердцу ребёнка, раскрыть его духовные силы, его творческий потенциал.
Музыкальное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Педагог своим мастерством воздействует на тонкую субстанцию – душу ребёнка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие, которые воспитываются в процессе восприятия эмоционально-образного содержания музыкальных произведений. Эмоциональный отклик на музыку, интерес к музыкальному искусству, пробуждение нравственно-эстетических чувств, творческое осмысление музыкальных явлений – в этом заключаются основные цели музыкального воспитания учащихся школы при посольстве Российской Федерации в Финляндии.
Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Она лечит не только его душу, но и его тело. Активное воздействие на ребёнка народной и классической музыки с самых ранних лет – важнейшее условие становления и развития его личности. Музыка несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Музыка открывает человеку законы гармонии мира, и только при помощи прекрасной музыки можно воспитать чувства истинной красоты, любви, сопереживания.
Реализация задачи – развитие творческих способностей учащихся, осуществляется в нашей школе через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются: хоровое пение, пластическое интонирование: музыкально-ритмические движения, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческих способностей у учащихся, а в этом смысле детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
«Музыка для всех!» - вот наш главный принцип реализации программы развитие творческих способностей каждого ребёнка.
В последние годы опубликован удачный опыт создания детских музыкальных коллективов в городе Москве: детский театр «Галина Вишневская», школьный музыкальный театр В. Чепурнова г. Щёлково Московской области. Известен опыт создания детских музыкальных театров-спутников, практикуемый на базе детского музыкального театра им. Н. И. Сац, известны детские театры в городах Санкт - Петербурге, Севастополе, Екатеринбурге, Новосибирске. Все эти театры входят в структуру Дворцов юношеского творчества, существуют при театрах. Но, к сожалению, описания опыта создания детского музыкального театра в школе, его методического осмысления в педагогической литературе крайне мало. Всё это говорит об актуальности, нужности и необходимости данной работы.
Методологические положения работы на уроках музыки и хорового театра:
- учение роли деятельности в развитии личности (С. Л. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В.И. Слободчиков);
- идеи полихудожественного воспитания детей средствами театра и музыкально-художественного воспитания К.Орфа, Б.Яворского, Б.Неменского, Н.Ветлугиной, Р.Штейнера, Д.Б.Кабалевского;
- идеи Н.Сац о сущности детского музыкального театра: «многие виды искусства соединяются в детском музыкальном театре для благороднейшей задачи – донесения музыкального содержания до юного зрителя – слушателя»;
- идеи о роли социокультурной среды в развитии личности Н.И.Крыловой;
Многие взрослые помнит то время, когда мир казался удивительным и огромным. Легко и просто стекляшки превращались в конфеты, песок в крупу, а край песочницы – в самый настоящий прилавок магазина с весами и гирьками из камней. Как прекрасно долго и безмятежно тянулось это волшебное время, наше детство! К сожалению, сегодня жизнь стремительно меняется. Нашим детям нужно узнать, понять и усвоить столько информации вокруг себя, что на построение своего воображаемого мира у них просто не остаётся времени. Компьютерная графика, радиоуправляемые игрушки, куклы – уменьшенные копии фотомоделей – тормозят полёт детской фантазии, не дают простора воображению. Как разбудить в ребёнке интерес к творчеству, помочь ему открыть свой собственный мир фантазий?
Мы, взрослые, в силах помочь нашим детям воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, обычные будни превратить в увлекательную игру. Нужно только возвращаться в своё детство за забытыми там эмоциями радости и восторга, научиться петь, играть, придумывать вместе с детьми волшебные истории, сочинять с ними стихи и песни. Только при этом условии мир детского творчества распахнёт нам свои двери. Сколько радости и восторга можно увидеть в глазах ребят, когда они сами становятся участниками рождения в школе собственного детского музыкального театра.



Детский музыкальный театр – это определённый вид музыкально-театральной исполнительской деятельности. Отсюда следует, что участники театра должны быть певцами и актерами одновременно. Кроме того, каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально-театральных (творческих) способностей и их развитие, что в свою очередь связано с состоянием
· художественно-эстетического сознания и его составляющих: эстетического отношения чувств, взглядов, вкусов, идеалов личности школьника, с развитием механизмом творческой деятельности: фантазии, воображения, интуиции, художественно-образного мышления.

Детский музыкальный театр существует в нашей школе в форме игры – импровизации, хорового театра, детской музыкальной сказки, детской оперы. Учебная работа в хоровом театре осуществляется в трёх направлениях: а) музыкальном, б) театральном, в) танцевально-пластическом.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля. В идеале каждый участник музыкального театра должен заниматься индивидуально с педагогом, у нас эти занятия проводятся группой.
Театральное направление представляет собой курс актёрского мастерства и сценической речи, который направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства мизансцены, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами).
Танцевально-пластическое направление представляет собой занятия с хореографом, которые ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа. На танцевальных занятиях разучиваются танцевально-хореографические фрагменты готовящегося музыкального спектакля, а также подготовку отдельных танцевальных номеров для спектакля.
Коллектив детского музыкального театра – это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.
Но хоровой коллектив певцов в детском музыкальном театре имеет свои особенности в отличие от концертного детского хора ДМШ, или другого художественно-образовательного учреждения.
У хора, как и у солистов, есть маленькие и большие роли. С одной стороны, участие хора в детском музыкальном спектакле может ограничиться отдельными выходами на сцену для создания народного колорита или фона для солистов. Например: музыкальная сказка О.Стародумовой «Сказка о царе, его сыне Иване и Василисы». С другой стороны хор может стать действующей коллективной личностью (В.Филиппов «Снежная королева»), и в этом случае активно влияет на процесс музыкально-сценической драматургии. К.С.Станиславский был убеждён, что правильная «драматическая» задача помогает и лучшему звучанию голоса. Пение - это всегда особое «перевоплощение» певца.


Освоение музыкального и драматического материала происходит у учащихся школы постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, на хоровых репетициях, постановках и освоение отдельных мизансцен, подготовке танцевальных номеров. Ученики 1-го класса работают над постановкой таких музыкальных сказок : К.Чуковский «Муха – Цокотуха», «Теремок», В.Филиппов «Рождественская сказка», «Клубок – шерстяной колобок»; ученики 2-го , 3-го и 4-го класса над репертуаром более сложных театральных постановок, таких как: Е,Ямпольская «Новогодний бал в сказочном королевстве», «Деревенские посиделки . Ярмарка», В.Филиппов «Сказка о том как царя женили», «Снежная королева», «Огниво», Г.Гладков «Трубадур и его друзья», «Кот в сапогах», В.Шаинский «Аз, буки, веди», «Приключения кузнечика Кузи» (1 и 2 часть),Л.Симонова «Динка и его друзья». Учащиеся 5 – 10 класса пробуют свои силы в постановках мюзиклов и новогодних представлений.
Всё перечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящего музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром – это, прежде всего, создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки.
Отличительной особенностью работы на уроках хорового театра является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию ребёнка средствами музыкального театра – он становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссёра, художника, композитора. Таким образом, процесс создания спектакля рассматривается нами как возможность полихудожественного развития личности, учитывающая интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусств.
В процессе творческой деятельности ребёнок овладевает навыками актёрской игры, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражается различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.
В течении обучения на музыкальных занятиях, каждый ученик соприкасается с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть в себе талант и развивать его в процессе учебной деятельности, а также на факультативных занятиях.


15