Технологическая карта урока биологии Многообразие грибов

Тема урока: Грибы
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
Форма урока: урок - исследование.

Цели урока:

Предметные: формирование представлений о представителях царства «Грибы», устанавливать сходство гриба с растениями и животными, описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.
Метапредметные: развивать умение работать в паре, описывать строение объектов живой природы.
Личностные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к объектам живой природы, аккуратность в обращении с лабораторным оборудованием


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата;
микроскопы


Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Проверка знаний
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, дорогие ребята, сегодня прекрасный весенний денек и мне хочется чтобы вы подарили друг другу чуточки тепла. Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке») Я надеюсь, что сегодня на уроке, вы узнаете для себя много нового и интересного, что пригодится вам в вашей жизни.
Приветствует, желает успеха.
Включение в работу на уроке.

Ученики приветствуют друг друга и присаживаются на свои места
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя

2. Актуализация
знаний.
Что за чудище такое?
Есть как мизер, есть большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?

Как вы поняли, ребята, мы с вами продолжаем изучать царство Грибы.
Ставит проблемный вопрос
Отвечают на вопрос
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя

3. Проверка знаний обучающихся

А сейчас бы мне хотелось чтобы вы поделились со мной своими знаниями, которые уже у вас имеются.
Задание 1. Назвать части гриба.
задание 2. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика грибов и растений»

Демонстрирует задания презентации
Работают над выполнением заданий
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Взаимопроверка и взаимооценка в оценочных листах

4. Постановка темы, цели и задач.
Ребята, мы с вами уже изучили особенности строения грибов, а как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Замечательно, наша тема «Многообразие и значение грибов».
- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

Какие же цели и задачи стоят перед нами сегодня?

Итак, сегодня мы должны познакомиться с многообразием грибов, определить значение грибов в природе и жизни человека, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы
Создание проблемной ситуации с целью подведения обучающихся к самостоятельному формулированию темы
Запись учащимися числа, темы урока.


Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Устная оценка учителя.

5. Усвоение новых знаний.





По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами.
Для этого мы с вами разделимся на группы и займемся проектной деятельностью
1 группа – исследователи: выполняют работу по инструктивной карте по изучению шляпочных, плесневых грибов и дрожжей
2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека
3 группа – практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, определяют правила оказания первой помощи при отравлении грибами.
Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения
Работа с лабораторным оборудованием

Учащиеся выполняют задания по группам, работают с лабораторным оборудованием, муляжами, дополнительной литературой, делают выводы о проделанной работе.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя, взаимооценка работы в группах

6. физкультминутка

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.





7. Закрепление изученного материала
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
«Итоговое тестовое задание»
1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:
А) способны к фотосинтезу
Г) питаются готовыми органическими веществами
У) поглощают пищу путём всасывания
2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:
Р) хитин
О) целлюлозу
Т) муреин
3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется
Ж) мицелий
Д) плодовое тело
И) микориза
4.Дрожжи размножаются
А) спорами
Б) почкованием
В) мицелием
5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:
К) выгодно одному из организмов
О) не выгодно обоим
Н) выгодно обоим
6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов
М) мукор
И) трутовик
К) фитофтора
7.К пластинчатым грибам относится
Ц) лисичка
О) подосиновик
М) маслёнок
8.Половое размножение у грибов происходит
А) при слиянии специализированных клеток
Г) с помощью спор
У) почкованием

1
2
3
4
5
6
7
8

Ответ
Г
Р
И
Б
Н
И
Ц
А


Учитель задает вопросы
Учащиеся в тетради отвечают
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Устная оценка учителя

8. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас ребята оценил свою работу на уроке. Если вы получили достаточно новых знаний, удовлетворены своей работой на уроке, урок вам понравился, то я попрошу вас взять съедобный гриб, имеющийся у вас на парте, и положить его в общую корзинку. Если же какие - то моменты на уроке вам не понравились, вы не довольны своей работой на уроке, многое вам было непонятно – возьмите не съедобный гриб и прикрепите его к лесной полянке на нашей доске.

Учащиеся оценивают урок и свою работу на уроке
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Изучить материал учебника.
Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
д) сказка собственного сочинения по теме урока.






15