Технологическая карта урока «Грибы. Многообразие грибов».


Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов».
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок - исследование.
Метод: комбинированный, групповая работа.
Модель обучения: базовый уровень (5 класс –1 час в неделю).
Цель урока: Познакомить обучающихся с многообразием и значением грибов
Образовательные: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных
Развивающие:
Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок.
Технологичная карта урока.

Этап урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты УУД Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Устная оценка учителя
2. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
Что за чудище такое?
Есть как мизер, есть большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов». Выдвигает проблему, сообщает тему урока Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Устная оценка учителя
3. Постановка учебной задачи.
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в царство грибов!
- Откройте тетради, запишите число. Тему урока.
- Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Видеофрагмент «ГРИБЫ» из коллекции ЭОР.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e859c1e2-8690-11da-a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001-004-03-15-07/resource/DL_RES_a9e95c26-61b4-0682-9023-5e207deeb0ae.zip
Запись учащимися числа, темы урока.
Учащиеся конкретизируют цель урока Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально.
4. Усвоение новых знаний.
1.
- Вспомним строение шляпочного гриба.
- Чем же различаются шляпочные грибы?
Шляпочные грибы
Трубчатые Пластинчатые
Правильно, нижний слой труб
чатых грибов состоит из узких трубочек, а у пластинчатых грибов он покрыт тонкими пластинками. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры, с помощью которых грибы размножаются.
Cоздание проблемной ситуации
На дом было задание подготовить опыт. Напомните, что вы делали с кусочком хлеба? Что вы наблюдаете сейчас? Если хлеб пролежит несколько дней в теплом влажном месте, на нем появляется белый пушистый налет, который через несколько дней темнеет. Это плесневый гриб мукор.
Рассмотреть в микроскоп микропрепарат плесневого гриба подписать части гриба. Сделать выводы.2.Еще один хорошо известный
3.А что же собой представляют дрожжи?
. Зарисуйте, как выглядят дрожжи в тетрадь, сделайте вывод об их строении.
Вывод: Сам гриб состоит из тонких белых нитей, которые образуют грибницу (мицелий). На грибнице развиваются черные головки на ножках, в которых созревают тысячи спор.
Вывод: дрожжи – это одноклеточные грибы, грибницу не образуют Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов.
Видеофрагмент «ГРИБЫ»
griby.mpg
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e859c1e2-8690-11da-a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001-004-03-15-07/resource/DL_RES_a9e95c26-61b4-0682-9023-5e207deeb0ae.ziphttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/48812730-7cee-df2d-743e-41a1d0def06f/ELSP-A2-C-049/resource/DL_RES_842baade-4ef9-fdee-ea24-63a24735e8e6.ziphttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b66a657-a252-496f-91ac-5f2162e49118/2001_08_093_bio.djvuhttp://files.school-collection.edu.ru/dl1.Самостоятельная работа с учебником,стр.58, рисунок 50 и рабочей тетрадью, делают вывод.
Работа в парах с коллекциями и муляжами грибов
2.Мини – исследование «Изучение плесневого гриба – мукора». Зарисовывают увиденное в тетрадь, подписывают основные части гриба. Делают выводы.
3. Изучение строения пеницилла – самостоятельная работа с текстом учебника, зарисовывают в тетрадь и подписывают основные части гриба.
4. Изучение строения дрожжей - самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 62 и рассмотрев рис. 54 на стр.62. Зарисовывают увиденное в тетрадь, подписывают основные части гриба. Делают выводы.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Устная оценка учителя
5. физкультминутка
Ну что ж, ребята, вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Называю шляпочный гриб – наклоняемся вниз, называю плесневый гриб – тянемся на носочках вверх.
Дима шел, шел, шел –
Подберезовик нашел.
Катя шла, шла, шла –
Сыроежку нашла.
Коля шел, шел, шел –
И мукор вдруг нашел.
Саша шел, шел, шел –
И лисичку нашел.
Маша шла, шла, шла –
Пеницилл нашла.
Андрей шел, шел, шел –
Боровик нашел.
HYPERLINK "verka_serdiuchka_-_pirozhok%20Minusovki.MpTri.Net.mp3" verka_serdiuchka_-_pirozhok Minusovki.MpTri.Net.mp36. Проектная деятельность
Какое же значение имеют грибы?
Работа в малых группах. (поиск информации в учебнике, энциклопедии, интернете):
1 группа - о шляпочных грибах;
2 группа – о плесневых грибах;
3 группа – о дрожжах;
4 группа – о грибах - паразитах.
. Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения Учащиеся выполняют задания по парам, готовят обобщение материала, делают выводы о значении грибов. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Устная оценка учителя
7. Закрепление изученного материала
1.Задание «Третий лишний» - среди трех грибов найти лишний и объяснить почему.
1.Шампиньон, дрожжи, подосиновик
2.Подосиновик, мухомор, опенок
3.Мукор, пеницилл, лисичка
4. Подберезовик, сыроежка, шампиньон
5.Белый, подберезовик, шампиньон

«Итоговое тестовое задание»
Учитель задает вопросы

Учащиеся отвечают устно Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Устная оценка учителя
8. Итог урока.
Я знал Я узнал
По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг Учащиеся заполняют таблицу Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности 9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
§14., Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
в) сообщение о плесневых грибах;
г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);
д) сказка собственного сочинения по теме урока.