Формирование компетенций на уроках географии и во внеурочное время обучающихся через учебно-исследовательскую и проектную деятельность.


Формирование компетенций на уроках географии и во внеурочное время обучающихся через учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Подготовила учитель географии МОБУ Тыгдинская СОШ:
Примак В. Д.
Под универсальными учебными действиями (УУД) в концепции ФГОС понимаются обобщенные способы деятельности, способствующие саморазвитию и самосовершенствованию обучающего. В широком значении термин «УУД» обозначает умение учиться, т. е способность субъекта к сознательному и активному приобретению нового социального опыта.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Большинство из этих качеств развиваются в учебной деятельности, если она организована на основе построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:
Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
Учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Познавательную, исследовательскую деятельность организовываю как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса обучающихся к изучению географии. На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера. Во внеурочное время : написание исследовательских работы, работа факультатива «Моя Малая Родина», кружка «ЭКОС», исследовательские экспедиции(экологические смены), олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.Свои уроки я строго так,чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельный способ обучения , т.е личностное включение школьника в процесс, его использую при изучении таких тем как «Оболочки Земли», «Народы и страны», глобальные проблемы человечества. При исследовании необходимы различные методы. К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных исследовательских задач. В учебном исследовании велика роль гипотезы. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Нужны вопросы «Почему», «Чем объяснить» свидетельствующие о понимании самого главного в теме. Развертывание учебного процесса идет от решения одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения и проектного обучения. Характерными признаками этой технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся, формируется умение обращаться с картами, приборами при выполнении практических работ. Большую помощь в формировании проектной и исследовательской деятельности оказывает УМК по географии 5 класс это учебник Летягина А.А с его развивающими вопросами и заданиями под рубрикой географа-следопыта, дневника географа-следопыта, рабочей тетради, содержания текста учебника. (например, задания: составить рассказ-прогноз «Что произойдет на Земле, если вода перестанет испаряться», «Что произойдет на Земле, если исчезнет ветер?». Составляют маршрут путешествия с пояснениями, готовят фото-коллаж, проводят исследования просачивания воды горных пород (определяют уточняющие вопросы, проводят опыты, готовят модель родника, анализируют ход своей деятельности). По теме «Человек и гидросфера» исследуют использование воды человеком ,её загрязнения и «результат в виде сочинения-эссе», «Какие меры я принимаю по охране водных ресурсов»,составляют памятки «Правила поведения у водоемов», плакат (обращение-призыв на тему окружающей среды). Урок-путешествие по экологической тропе (готовят презентацию-экскурсию). Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: урок- практикумы, экскурсии –мониторинги, урок -деловая игра. В курсе экономической географии много ситуаций, где учащиеся могут проявить исследовательские навыки. Задания могут быть индивидуальные и групповые. По продолжительности мини –работы рассчитанные на один урок, краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков, недельные, среднесрочные – продолжительностью в одно полугодие, долгосрочные – выполняются в течение всего учебного года.
Школьники самостоятельно решают экологические, экономические социальные проблемы . Пытаются найти выход и предлагают свои пути решения проблем.(«Экономим семейный бюджет», «Если бы я был руководителем села»,»Рекреационные ресурсы Магдагачинского района», «Можно ли развивать лесной комплекс в районе»», Агроклиматические ресурсы с.Тыгда», «Демографическая ситуация в с.Тыгда».Урок-семинар.
Учащимся даю индивидуальные или групповые задания (использую задания для подготовки к ЕГЭ, подлежащие самостоятельному обучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После выступления другие школьники принимают участие в обсуждении материала, дополняют, анализируют выступления. Урок-зачет носит форму деловой игры, смотр знаний в 10-11 классе похож на вузовский зачёт . Провожу его по требованиям, сформулированным в стандартах географического образования. На зачете проверяю умение определять, объяснять, прогнозировать . Задания рассчитаны на несколько уровней сложности. Уроки-практикумы провожу в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучению окружающей природной сферы.Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих географических способностей, предлагаю домашнее задание исследовательского характера. Формы таких заданий различны: домашние контрольные работы, проведение наблюдений, опыта, эксперимента, интервьюирование местного населения, ведение дневников наблюдения за погодой, социокультурные практикумы по выявлению проблемной ситуаций, работа с периодической печатью. Периодическая печать позволяет высказывать свою точку зрения на события в мире, блеснуть эрудицией , сопоставлять практику из периодической печати с теорией учебника.Приобщить учащихся к научно -исследовательской работе и через написание исследовательской работы. При помощи организованных форм исследовательской работы у учащегося появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самовыражения. Естественно учитель демократично управляет обучением в деле, составлению проектов, исследования. Немаловажное значение имеют внутренние результаты - личностный рост школьников. Они самостоятельно планируют, организуют свою деятельность, принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ощущают потребность в помощи товарищей. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности в нашей школе поставлена не плохо. Существуют спец. Курсы, факультативы, научное общество «Эрудит», созданное более 10 лет назад. Научно- практическая конференция, проводимая как в школе, районе, области стала основной формой презентации результатов. Интерес к данному виду деятельности поддерживается с помощью проведения внутришкольных мероприятий(конкурсы, проекты и так далее).
Достоинства исследовательского метода: повышение мотивации изучения предметов школьной программы, реализация комплексного восприятия учебных предметов, принятия самостоятельного решения, вера в свои силу.Недостатки: увеличение умственной нагрузки, усложнение системы оценивания, увеличение объема работы учителя, существования риска неудачного выполнения работы, повышения эмоциональной нагрузки.
Желание заняться исследовательской работы имеется у многих учащихся, но плодотворная работа получилась со следующими школьниками
Тимофеев Антон (2006-2011г.г.) - «Агроклиматические условия с. Тыгда.» «Демографическая ситуация в с.Тыгда.» «Трудовые ресурсы с Тыгда.»Кадермятов Вадим (2008-2014) – «Влияние пожаров на лесную экосистему с Тыгда.» «Влияние автотранспорта на окружающую среду.»Нургали И(2010-…) - «Шумовое загрязнение на территории МОБУ Тыгдинской СОШ.» «Лесные ресурсы с.Тыгда.»Со своими работами ребята выступали на школьных, районных, областных конференциях.Ребят нашей школы больше интересует тематика краеведческого характера. Развитие навыков исследовательской деятельности в нашей школе поставлена неплохо. Существуют специальные курсы, факультативы «Моя Малая Родина», «Топонимика Амурской области» , «Краеведение села, района, области», научное общество эрудит, собранное больше 10-ти лет назад. Научно-практическая конференция, проводимая как в школе, на муниципальном, региональном уровне стала основной формой презентации компонентов . Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий (конкурсы, различных проектов на благо села.).