Урок по теме «Кровь и кровообращение»


Тема : Обобщающий урок по теме : «Кровь и кровеобращение»
Цель : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Кровь и кровеобращение». Развивать умение и навыки работать в группе, решать расчетные задачи по биологической тематике; воспитывать интерес к научным знаниям; уважительное отношение к учителям,родителям,пожилым людям.
Оборудование : таблицы «Кровеносная система», «Сердце человека», разборная модель сердца.
Ход урока.
Организация деятельности класса.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель и задача урока
Беседа : Какую функцию выполняет кровь?
Класс делится на три группы и каждая группа выполняет роль адвоката
I группа защищает интересы эритроцитов
II группа лейкоцитов
IIIгруппа тромбоцитов
Докажите что ваши подопечные абсолютно необходимы для нормального функционирования организма человека.
Решение задач:
Iв. Определите, сколько литров крови соджержится в организме человека, вес которого 47кг, если известно, что вес ее составляет 7% от веса тела , а удельный вес крови равняется 1,06г/см куб. ( Ответ 3л 9мг)
II в. Определите % содержания гемоглобина в крови спортсмена, если известно, что кислородная емкость его крови равняется 20%.(Ответ 14,9 %).
- Представте себе, что в крови человека сразу лопнули все эритроциты. К чему это приведет?
- О чем говорит повышенное содержание лейкоцитов в крови?
Беседа. 1) Какие органы кровобращения вы знаете?
2) Докажите,что сосуды способствуют клеточной специализации, интеграции.
3) Какие виды сосудов вы знаете?Каковы отличительные способности их строения? С чем это связано?
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аорты
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе – все земное
Умещается в его пределы.
Потому, что нет ему покоя
До всего есть дело.
Что такое сердце? Серде – воск.
Когда ему блеснет
Огонь сочуственный,
Огонь родного края,
Растопиться оно и медленно сгорая
Навстречу жизни радостно плывет.
Так пишут поэты. А давайте поговорим что мы знаем о сердце:
- Пример большой работоспособности сердца( за 1 мин выбрасывет в кровеносное русло 5,5 л крови, может выбросить до 35 литров за минуту)
-Сердце весит примерно 300г, что составляет 0,5 веса тела, но за сутки прокачивает до 7 л крови. Это равнозначно поднятию железнодорожного вагона на высоту 1 метр.
Чем обьснить такую большую работоспособность сердца?
Беседа.
Каково внешнее строение сердца?
Каково внутренне строение сердца?
Каково строение и значение клапанов сердца?
Как сосуды связаны с работой сердца?
Ребята, а каким может быть сердце?
Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов и песен написано о нем. Какими бы вы особенностями наделили сердце?
Ответы учащихся : беспокойное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, злобное, искреннее, нежное,доброе.А у кого такое сердце может быть? Материнское сердце – оно умеет любить и умеет прощать. Хочу об одном таком сердце рассказать вам.
Дивчину пытает козак у плетня:
- Когда ж ты , Оксана, польбиш меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!
Дивчина в ответ заплетая косу:
- про то мне ворожка сказала в лесу.
Пророчит она: мне полюбиться тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет
Не надо цехитов, не надо рублей
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Козак с того дня замолчал,захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Вот сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся козак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его «Не ушибся, сынок?».
Ребята, помните, ваши нехорошие слова – это царапина на сердце мамы, пожилого человека, учителя, товарища,которое несет обиду, боль,горе. И после такой царапины остается след. Каждый добрый поступок отзовется в материнском сердце счастьем и радостью, а каждый плохой – отзовется болью и страданием.
Цените маетринскую ласку, помните, что нет в мире ничего дороже материнской любви.
А как же движеться кровь в нашем организме?
Програмированная работа.
1.Какие крвоеносные сосуды называются артериями:
а)сосуды, по которым кровь движется к сердцу?
б)сосуды по которым кровь движеться от сердца?
в)сосуды, по которым течет артериальная кровь?
2.Через стенки каких сосудов осуществляется обмен веществ между кровью и тканевой жидкостью?
а)артерий;б)вен;в)капиляров;г) артерий и вен.
3.Как движется кровь по малому кругу кровообращения?
а)от правого желудочка через капиляры к левому предсердию;
б)от левого желудочка через артерии, капиляры ив ены всех органов тела к правому желудочку;
в)от правого желудочка через артерии, капиляры ив ены легких к левому предсердию.
4.По каким артериям течет венозная кровь?
а)по легочным;
б)по аорте;
в)по артериям течет артериальная кровь, а не венозная;
г) по артериям большого круга кровообращения.
5.По каким венам течет артериальная кровь?
а)по легочным;
б)по венам течет венозная кровь, а не артериальная;
в)по венам большого круга кровообращения.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание : Подготовить сообщения
«Экология и сердце»,
«Гиподинамия и сердце».