Методическая разработка по физкультуре «Круговая тренировка – прогрессивная форма организации уроков физического воспитания».


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
«Калиновский сельскохозяйственный техникум» Курской области











ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
на тему:
«Круговая тренировка – прогрессивная
форма организации уроков
физического воспитания».








Разработал:
руководитель физического
воспитания
Копылов В.А






2014 г.

Перед преподавателями физической культуры средних специальных учебных заведений стоит задача по изысканию резервов повышения эффективности уроков физического воспитания.
Повышение эффективности физического воспитания учащихся в большей степени зависит от формы организации занятий физическими упражнениями. Чем лучше организация, тем выше плотность и эффективность учебного процесса. Качество и эффективность занятий будет выше там, где преподаватель сможет найти пути для массового одновременного выполнения упражнений с учётом индивидуальных возможностей учащихся.
Значительную ценность в решении этих задач приобрела в последнее время такая организационно-методическая форма занятий, как «Круговая тренировка».

Круговая тренировка является наиболее прогрессивной формой организации занятий с целью комплексного развития физических качеств. Использование в круговой тренировке несложных упражнений из различных видов спорта позволяет повторять их многократно и комплексно как одну целостную точно дозированную тренировочную работу. Таким образом, обеспечивается последовательное воздействие на все основные мышечные группы и внутренние органы (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы).
Ценная черта круговой тренировки состоит в том, что в ней удачно сочетается точное нормирование нагрузки для группы учащихся и для каждого из них индивидуально. Индивидуальная величина нагрузки определяется с помощью так называемого «максимального теста» (МТ).
Максимальный тест в каждом упражнении, включённом в состав круговой тренировки, определяется у учащихся предварительно и служит отправной точкой для дозировки нагрузки. Это позволяет обеспечивать одинаковую по трудности работу для всей группы и одновременно учитывать индивидуальные возможности каждого. Если максимальный тест в подтягивании, у одного - 12, а у другого - 8 раз и по условиям занятости требуется выполнить МТ/2, то первый должен будет сделать 6 подтягиваний, а второй - 4.

При определении у учащихся максимального теста следует руководствоваться определёнными правилами:

Тесты должны соответствовать анатомно-физиологическим, половозрастным и функциональным возможностям испытуемых.
Необходимо использовать простые по биомеханической структуре тесты.
Перед выполнением тестов у испытуемых должна создаваться хорошая мотивационная установка.

Тесты рекомендуется выполнять в следующем порядке:

на гибкость;
на быстроту;
на силу;
на скоростную выносливость;
на силовую выносливость; на общую выносливость.

Обязательным условием круговой тренировки является постоянный учёт нагрузки и систематической оценки достижений. Эта задача решается путём фиксации объёма выполненной работы, подсчёта пульса до и после прохождения кругов и систематического определения МТ занимающихся.
Внешним признаком круговой тренировки является то, что в спортивном зале или на площадке намечается несколько «станций», (мест для выполнения отдельных серий физических упражнений), объединённых в круг.

На каждой «станции» упражнения подбираются так, чтобы они обеспечивали воздействие на определённые мышечные группы в соответствии с их анатомической классификацией:
упражнения для развития мышц ног;
упражнения для развития мышц плечевого пояса;
упражнения для развития мышц живота;
упражнения для развития мышц спины.













Упражнения могут выполняться в любом направлении, начиная с любой «станции», но перед началом круга необходима разминка для основных групп мышц и повышения функционального состояния организма. Желательно на каждой «станции» расположить не более 2 - 4 учащихся. На каждом последующем занятии, в котором проводится круговая тренировка, порядок прохождения «станций» для каждого учащегося должен быть всегда одинаковым. Преподавателю следует предварительно самому несколько раз пройти по всем «станциям», проверить комплекс на себе и нескольких учениках из числа наиболее подготовленных.

Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов, рассчитанных на комплексное воспитание различных физических качеств.

К основным вариантам относятся:

«круговая тренировка» по типу непрерывного длительного упражнения (преимущественная направленность на развитие общей выносливости;
«круговая тренировка» по типу интервального упражнения с заранее запланированными интервалами отдыха (преимущественная направленность на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости;
«круговая тренировка» по типу интенсивно-интервального упражнения (преимущественная направленность на развитие силовых и скоростных способностей.
В круговой тренировке хорошо сочетаются достоинства избирательно направленного и общего комплексного воздействия, а также строго упорядоченного и варнотивного воздействия. В частности, наряду с чёткой повторимостью тренирующих факторов широко используется эффект переключения (смены деятельности), что создаёт благоприятные условия для проявления высокой работоспособности и положительных эмоций.
Для более четкой организации учебно-тренировочных занятий целесообразно поставить около каждой «станции» специальную карточку с номером, графическим изображением упражнения и информацией о том, какие мышцы участвуют в работе.
Для учета достижений в круговой тренировке на каждого студента должна быть заведена личная карточка. В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки.


Литература.
Романенко В.А., Максимович В.А. «Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой». Москва «Физкультура и спорт», 1986.
Матвеев Л.П., «Теория и методика физической культуры». Учебник для институтов физической культуры. Москва, «Физкультура и спорт», 1991.
















ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Обучающегося ________________________________________

Средства
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11


МТ
(МТ:2+1)х1
(МТ:2+1)х2
(МТ:2+1)х3
(МТ:2+1)х4
(МТ:2с гр)х1
(МТ:2 с гр)х2
(МТ:2 с гр)х3
(МТ:2+2)х3
(МТ: 2+3)х2
контроль

Сгибание и разгибание рук с гантелями в локтевых суставах












Приседание на одной ноге (пистолет)












Поднятие туловища из исходного положения лежа на животе, ноги закрепл.












Сгибание и разгибание рук в упоре лежа












Поднятие туловища из положения лежа на спине, ноги закрепл.












Поднятие прямых ног из исход. положения лежа на животе.












Поднятие прямых ног из исход. положения лежа на спине












Поднятие штанги из исходного положения лежа на спине (жим от груди)












Разведение рук с гантелями из исходн. положения лежа на скамье














ЧСС после прохождения круга
ЧСС
1кр
2кр
ЧСС
1кр
2кр
3кр
ЧСС
1кр
2кр
3кр
4кр
ЧСС

ЧСС
1кр
2кр

ЧСС
1кр
2кр
3кр
ЧСС
1кр
2кр
3кр
ЧСС
1кр
2кр
3кр



















13PAGE 14415


13PAGE 14515



Ноги

Плечевой пояс


Спина


Брюшной пресс




Методическая разработкаTimes New Roman Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615