Разработка урока по биологии на тему Большой и малый круги кровообращения (8 класс )


Тема урока: Большой и малый круги кровообращения. (флипчарт 37- документ Microsoft Office Word)
Цели: (флипчарт 38)
Образовательная: продолжить изучение о кровеносных сосудах, познакомить учащихся с большим и малым кругом кровообращения.
Развивающая: развивать умение конкретизировать, обобщать, совершенствовать навыки работы с книгой и по инструктативным карточкам.
Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: флипчарт, таблица «Круги кровообращения»
Словарная работа: кровеносные сосуды, артерии, капилляры, вены, круги кровообращения.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный
Методы урока: словесный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов ), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Ход урока
I. Орг.момент:
– Прозвенел звонок
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
Руки вовремя поднять
Организм свой изучить
И о сердце не забыть.
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжаем изучать органы кровообращения, познакомимся с большим и малым кругом кровообращения.
III. Повторение пройденного материала (флипчарт 39)
1. Словарная работа
– Ну, а сейчас давайте вспомним тему нашего прошлого урока.
Перед вами слова с пропущенными буквами.
Задание: запишите слова, в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
А-рта, кл-п-н, пр-дс-рдие, ж-л-д-чек.
– Что объединяет все эти слова? (части сердца)
2. Работа с таблицей: «Строение сердца»(флипчарт 40)
– Покажите эти части сердца на рисунке.
– К доске выйдет
– Где находится аорта,
– Правое предсердие,
– Правый желудочек,
– Левое предсердие,
– Левый желудочек
– Клапаны.
– Может, кто помнит название клапанов сердца?
Итог: сердце состоит из левого и правого предсердия, левого и правого желудочков и клапанов створчатых и полулунных.
3. Дифференцированная работа по карточкам (флипчарт 41)
– Следующая работа по карточкам: заполните таблицу по определениям. (Раздаю карточки)
– В схеме даны определения кровеносных сосудов, вписать их названия.



4. Анализ работ: взаимопроверка
– Поменялись работами, проверяем, что у вас получилось.
Оценивание – поставте своему соседу отметку:
нет ошибок – 5;
1 ошибка – 4
больше 1 – 3
lV. Опыт: Движется ли кровь по кровеносным сосудам.
– Органы кровообращения обеспечивают движение крови. И что бы убедиться в том, что кровь действительно движется, я предлагаю вам провести небольшой опыт. Заключается он в следующем:
– Поднимите вверх левую руку, а правую опустите в низ.
– Затем обе руки вытянуть прямо перед собой и сравните цвет кожи.
– Что вы наблюдаете? (Одна рука розовая, вторая – бледная)
– Как вы считаете, почему руки разного цвета? (От левой руки произошел отток крови, к правой кровь притекла)

Вывод: Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения, к которым как вы уже знаете относятся сердце и кровеносные сосуды.





V. Изучение нового материала (флипчарт 42, видео ролик)

Сообщение учителя о кругах кровообращения.
– Ребята, а как вы думаете, кровь по кровеносным сосудам
– Кровеносные сосуды образуют в теле человека 2 круга кровообращения: большой и малый.



– Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

– Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения.

– Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а от него вновь направляется по сосудам большого круга кровообращения.
– Сколько кругов кровообращения?
– Какие?


VI. Закрепление. Работа в группа
– Мы познакомились с кругами кровообращения.
– Сейчас предлагаю вам поработать в группах.
1 гр – будет работать у нас с таблицей. Вы должны заполнить 2 и 3 столбик.
2 гр – работа с текстом – вставить пропущенные слова.

– В своей работе вы можете использовать учебник

Задание: заполнить таблицу. флипчарт 45

Ток крови
Малый круг кровообращения
Большой круг кровообращения

В каком отделе сердца начинается?



В каком отделе сердца заканчивается?



Где располагаются капилляры?




Задание: вставить пропущенные слова в тексте.
Малый круг кровообращения начинается в желудочке. Из кровь по лёгочным артериям поступает в Здесь происходит Кровь отдаёт и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в предсердие.
– Проверяем работу.
Оценивание.
VII. Итог урока
VII.Домашнее задание параграф 34 выучить, подготовить кроссворд на тему «Круги кровообращения».
Рисунок 115