Открытый урок по Окружающему миру на тему Пустыни (4 класс)

Окружающий мир

Дата. 10.11.2016г.
Класс. 4 класс
Тема: Зона пустынь.
Местоположение зоны пустынь, ее природные особенности. Приспособление растений и животных пустынь к природным условиям. Практическая работа: с картой природных зон.
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
2.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
3.Развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой.
4.Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Контурные карты природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов.

Этап урока
Ход урока

1. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока

Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
-Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона Разгадайте ребус:


Ответ – Пустыни.
Учитель. Запишите тему урока – «Пустыни».
Распределение на группы (картинки)


















2.Актуализация знаний.











Проверка знаний.
Учащиеся работают по карточкам.
№1
Вместо точек запишите растения и животных степи. Как они приспособились к жизни в степи?
Растения
Животные

типчак
суслик


куропатка

..
.

..
.





.

№2
Дай краткую характеристику зоны степей по плану.
План
1.Название, изображение на карте.
2.Особенности природы (неживой)
№3
Отгадай животное по его частям (карточки)
№4
Запиши экологические проблемы зоны степей (карточки).


3.Мотивация на новую деятельность







Учитель. Опять нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении.
Солнечный, жаркий
Желтый поток –
Льется в пустыне песок.
В воздухе желтом и
Плотном, как мед,
Желтая птица
Неслышно плывет.



4. Изучение нового материала. Решение постав-ленных исследовательских задач -«Особенности пустыни».


4.1. Введение проблемной ситуации


4.2.Самостоятель
ная работа учащихся в группах, используя раздаточные
таблицы















































Вот так выглядят пустыни (показ картинок). Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)
-Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?
Материалы для географов:
На парты раздаются карточки- «помогай-ки»: Работа в группах.
Рисунки с изображением пустыни, учебник (стр. 118- 119), дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»:
1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон.
2.Поверхность земли в пустыне. Какие бывают пустыни?
3.Какое лето в пустыни?
Рассказ ученика:
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы – постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
- Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.) - К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.




























- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам. Далее работа ведется в группах.
Материалы для ботаников:
Рисунки с изображением растений, учебник (стр. 119) дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»:
1.Общая особенность растений.
2.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
3.Значение в природе.
Материалы для зоологов:
Рисунки различных животных, населяющих пустыни, материал учебника на стр. 120-121, 122, дополнительный материал. Карточка - «помогай-ка»:
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2.Значение в природе.
Материалы для экологов: Учебник (стр. 123-124), дополнительный материал. Карточка- «помогай-ка»:
1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2.Охрана редких растений и животных, заповедники.
Рассказ ботаников:
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можноменьше меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).
- Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)
- В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами .






























Физкультминутка
(Дети повторяют движения за учителем.)
- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!
·
На мне люди ездят
И возят поклажу.
В пустыне безводной
Могу идти даже.
Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком?
(Верблюд.)
- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.

Самостоятельная работа учащихся в группах, используя раздаточные таблицы
Рассказ зоологов:
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки).
Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых. в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки- чернотелки, священные скарабеи (рисунки).
Карточки животных закрепляются на стенной карте.
Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удивительном животном пустыни - верблюде: верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.
О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.





















- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.
Рассказ экологов:
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
Составьте схему экологических проблем пустыни.
Экологические неумеренное орошение
проблемы выпас скота
пустыни браконьерство
- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.
















4.4.Закрепление изученного материала






















-Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)
1. Работа в тетрадях со схемами
Природные условия
Способы приспособления


Растения
Животные









А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира:
Игра «Узнай меня»
1.Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)
2.Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)
3.Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)
4.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)
Учитель.
2. Работа с контурными картами.
Самые экстремальные пустыни мира:
- Пустыня Намиб. Намибия. Самая старая пустыня в мире;
- Пустыня Атакама. Чили. Самая сухая пустыня мира;
- Пустыня Уюни. Боливия. Самая соленая пустыня в мире;
- Аралкум. Узбекистан и Казахстан. Самая молодая пустыня в мире;
- Сахара. Северная Африка. Самая большая пустыня в мире;
- Пустыня Какрос. Канада. Самая маленькая пустыня в мире.
- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу!

5.Подведение итогов занятия. Рефлексия
- С какой природной зоной мы познакомились на уроке?
- Чему вы научились на уроке, что нового вы узнали о пустынях?
-Как животные приспосабливаются к условиям жизни в пустыни?

6.Домашнее задание
Стр. 118-124. Исследовать заповедник «Черные Земли»
Географы: с чем связано название .
Зоологи: о животных в данном заповеднике
Ботаники: о растительном мире
Экологи об озере Маныч – Гудило.















Местоимение
2-го лица, ед. числа



Рисунок 1 Заголовок 315