Урок-викторина По дорогам сказок (6 класс)


План-конспект урока чтения и развития речи в 6 классе
коррекционной школы VIII вида.
Учитель: Голубкова Елена Анатольевна.
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки…»
Форма урока: урок-викторина.
Вид урока: обобщение ранее полученных знаний.
Цель урока: проверить знания детьми известных сказок.
Задачи урока:
Учить связному пересказу сказок по памяти с опорой на иллюстрацию.
Развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки, повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать обогащению и активизации словарного запаса.
Прививать интерес к чтению сказок.
Оборудование урока: картинки со сказочными героями; картинки с предметами, принадлежащими героям известных сказок, сюжетные картинки к сказке «Лиса и волк», интерактивная доска; жетоны для награждения.
Ход урока. Теоретическое обоснование.
Организационный момент.
Учащиеся стоя приветствуют учителя.
Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение:
О чём-то скрипит половица
И спице совсем не спится,
Присев на кровати, подушка
Уже навострила ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка.
- Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Вы любите сказки? Поднимите руку, кто читает сказки? А какие сказки вы прочитали?
Ребята, чтение сказок – всегда для нас маленький праздник. За морями, за лесами живут чудеса. Иванушка летит на ковре-самолёте в заморские страны. Царевна-лягушка едет в карете на пир. Добрый молодец спасает красавицу из темницы. У сказки всегда хороший конец. Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру.
Игра «Угадай, кто потерял».
На доске картинки, на которых изображены вещи, принадлежащие разным сказочным героям (хрустальная туфелька, красная шапочка, сапог со шпорой, стрела, ступа с помелом)
- Ребята, к нам в перемену заходили в гости герои из сказок и случайно забыли здесь свои вещи. Отгадайте, кто к нам приходил?
Игровой момент «Телеграмма от старичка-лесовичка».
- Ребята, нам принесли телеграмму от старичка-лесовичка. Посмотрим, что он нам хотел сообщить.
Текст телеграммы:
«Дорогие ребята Починковской школы-интерната. Очень мне интересно, хорошо ли вы знаете сказки. Я посылаю вам волшебную коробочку с жетонами. Ответьте на мои вопросы по сказкам, и кто больше наберёт жетонов, тот будет победителем в стране сказок».
- Ребята, ответим на вопросы лесовичка?
Вопросы по сказкам.
У кого из героев была хрустальная туфелька? (у Золушки).
В какой сказке девочка идёт зимой в лес за цветами? (12 месяцев).
Как Маша из сказки «Маша и медведь» домой к деду и бабушке воротилась? (в коробе с пирогами).
Где хранилась смерть Кощея Бессмертного (на конце иглы).
«Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зелёном стульчике сидела девочка, совсем крошечная» (Дюймовочка).
Откуда эта строка: «Тилли-тилли-тилли-бом» (Кошкин дом»«Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок. И до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью…» (Гадкий утёнок).
Назовите имя главной героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» (Василиса прекрасная).
Назовите имя главного героя русской народной сказки «По щучьему велению» (Емеля0.
У одного мальчика появился друг – лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире няня, вообщем в меру упитанный мужчина в расцвете лет, который жил на крыше. (Карлсон).
Как звали собаку Мальвины из сказки «Золотой ключик» (Артемон).
Всех он любит неизменно, кто б к нему не приходил. Догадались, это Гена, добрый Гена …..(крокодил).
Человек не молодой. С усами и бородой. Любит ребят, лечит зверят (Айболит).
Человек не молодой
Вот с такущей бородой
Обижает Буратино, Артемона и МальвинуИ, вообще, для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто такой он? (Карабас).
Из какой это сказки: «А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок» (Маша и медведь).
Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках).
Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди? (Иванушка).
Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
С помощью какого музыкального инструмента коту удалось спасти петуха? (Гуслей).
Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты? (Ступа).
Конкурс «Отгадай название сказок».
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
(«Буратино»).
Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросит
И что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдёт
А жадность, ребята, к добру не ведёт.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала
Вот такая девочка – как она мала.
Кто читал книжку, знает девочку-малышку.
(«Дюймовочка»).
Кто-то за кого-то ухватился крепко
Ох, никак не вытянуть, она засела крепко
Но ещё помощники скоро прибегут
Победят упрямицу, дружен общий труд.
Кто застрял крепко? Может это.. («Репка»).
Вижу, вижу, не садись на пенёк, не ешь пирожок,
Неси бабушке, неси дедушке.
(«Маша и медведь»).
Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал?
(«Три медведя»).
Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу.
(«Гуси-лебеди»).
– Емелюшка, сходи за водой
– Неохота
- Братья приедут, гостинца не дадут.
(По щучьему веленью»).
Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
(«Красная шапочка»).
Конкурс «Сказка стала былью»
- Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, спуститься на дно морское, чтобы горшочек без огня варил. Шло время. И то, что было чудом раньше, сейчас самые обыкновенные вещи. Чудеса превращались в разные машины, изобретения. Вы должны догадаться, во что превратились эти чудеса.
Гусли – самогудцы (магнитофон).
Чудо-зеркало (телевизор, компьютер).
Ступа (ракета, самолёт).
Перо жар-птицы (лампа).
Клубок ниток, указывающий дорогу (компас).
Сани, что ведут сами (автомобиль).
Конкурс «Доскажи сказку до конца».
На столе листочки, на которых написано начало русской народной сказки «Лиса и волк». На доске серия сюжетных картинок к этой же сказке.
Задание: доскажи сказку до конца с опорой на картинки.
Начало сказки: Жили-были старик со старухой. Раз старик запряг лошадь, сел в сани и поехал ловить рыбу…..
Подведение итогов викторины.
Учитель отмечает лучших «сказочников», выставляет оценки за урок.
Просмотр русской народной сказки «Почему у зайца хвост короткий».
Настрой детей на восприятие материала урока.
Фронтальный опрос.
Аналитико-синтетическая работа.
Фронтальный опрос.
Настрой детей на викторину.
Фронтальный опрос.
Развитие памяти, логического мышления, внимания, фонематического слуха, смекалки, устной речи.
Фронтальный опрос.
Аналитико-синтетическая работа (сопоставление предметов).
Выполняет один ученик.
Самостоятельная работа.
Развитие логического мышления, памяти, внимания, связной речи.
Развитие внимания, привитие интереса к чтению русских народных сказок.