Конспект урока. Практическая работа по теме «Электронные таблицы» (9 класс)


Тема урока: Практическая работа по теме «Электронные таблицы»
9 класс
Цель урока: учащиеся научатся решать задачи с помощью ЭТ в ходе проектной деятельности
Задачи урока:
Предметные:
Закрепить знания принципов работы табличного процессора MS EXCEL.
Приобрести навыки в составлении таблиц, в программе MS EXCEL.
Метапредметные:
Регулятивные:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
овладеть основами взаимоконтроля, самооценки, принятия решений.
Коммуникативные:
освоить навыки работы в группе: находить общее решение и уметь разрешать конфликты.
Познавательные:
уметь определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 
уметь создавать модели и схемы для решения задачи. 
Личностные:
овладеть навыками анализа получаемой информации с позиций ее практической значимости;
развивать навыки умения слушать собеседника;
развить чувство личной ответственности за качество выполненной работы.
Обеспечивающие средства: раздаточный материал с постановкой задачи, программа Microsoft Excel, ПК.
Требования к отчету: 
Итоги практической работы представить в виде файла и оформить ответ с обоснованием.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Программное и техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор; ПК, программа MS EXCEL, доступ к сети Интернет.
План урока
Этапы урока Деятельность учителя, учащихся Универсальные учебные действия Время
(мин.)
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся тему, раскрывает связь данной темы с изученным материалом. 10
Моделирование жизненной ситуации Учитель создает проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания
Учитель: Приближается Ваш день рождения. У вас пять приглашенных гостей. Рассчитайте количество и стоимость продуктов для организации праздника. Бюджет 1600 рублей.
Выход на цели Формулируют сами учащиеся рациональный способ расходования денежных средств.
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач задаёт наводящие вопросы, взаимосвязь с предметами:
какая вам необходима информация, чтобы решить данную задачу?
Какие надо вам решить вопросы?
Чему нам надо научиться в ходе выполнения задания? Регулятивные целеполагания (Р1)
Коммуникативные (К1) Работа в микрогруппахУчащиеся делятся на пять групп по три человека.
Задание:
1. Стимул:
Приближается Ваш день рождения. У вас пять приглашенных гостей. Рассчитайте количество и стоимость продуктов для организации праздника. Бюджет 1600 рублей.
2. Задача:
Стоимость продуктов в магазинах: Самбери, Калинка, Авоська разная, необходимо купить продукты по минимальной стоимости и не превысить бюджет:
Составить план действий;
Для поиска информации использовать поисковые системы и сайты названных торговых центров;
Сделать анализ и обосновать свой выбор (не менее трех критериев);
Оформить работу в ЭТ с использованием встроенных функций;
Работу выполнить в группах по три учащихся с распределением ролей.
Продукты «Самбери» «Калинка» «Авоська»
Торт Фрукты Напитки (фанта) Конфеты Итого Разница в цене Личностные (Л1).
Познавательные (ПО2, ПО5, ПЛ3, ПЛ5)
Регулятивные. Коммуникативные (К2, К3).
25
Представление результатов работы в микрогруппахОбсуждение результатов работы в микрогруппахИнструмент проверки: Пример модельного ответа
А В С D
1 Продукты «Самбери» «Калинка» «Авоська»
2 Торт 3 Фрукты 4 Напитки (фанта) 5 Конфеты 6 Итого =SUM(ABOVE) =СУММ(B1:B4) =SUM(ABOVE) =СУММ(C1:C4) =SUM(ABOVE) =СУММ(D1:D4)
7 Разница в цене =SUM(ABOVE) =1600-В5 =SUM(ABOVE) =1600-С5 =SUM(ABOVE) =1600-D5
Коммуникативные, регулятивные коррекции (Р6) 10
Рефлексивно оценочный этап Учащиеся дают оценку своей деятельности, обосновывают выбранный вариант решения задачи.
Таблица оценки результатов деятельности учащихся
№ ФИО Критерии Итого
Оптимальный вариант выбран в пределах выделенной суммы
(1 балл) Для оформления покупок использована ЭТ
(1 балл) Для вычисления использовались формулы ЭТ
(1 балл). В конце работы приведено обоснование
(1 балл) 1 2 3 Критерии выставления оценок:
4 балла-«5»
3 балла – «4»
2 балла – «3»
Менее 2 баллов – не зачет
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Домашнее задание Тема: Правила заполнения таблиц
Придумайте и сформулируйте условие задачи, для решения которой можно использовать следующую ЭТ
A B
1 15 =A1/A4*100
2 30 =A2/A4*100
3 10 =A3/A4*100
4 =A1+A2+A3 2. В клетки ЭТ введены следующие формулы:
A1=8 A2=A1*10 A3=A2-A1 B1=A2/4 B2=(B1-A1)/6
Вычислите значения, которые будут отображены на экране в клетках ЭТ.
A1=
A2=
A3=
B1=
B2=
3. Запишите арифметическое выражение в виде формулы для ЭТ (вместо x и y в формуле использовать произвольные адреса клеток):

4. Запишите в традиционной математической форме (при записи нельзя использовать трех- и четырехэтажные дроби) : а) C2/(A5+3) б) A1*A2/(D12/D2*D3) в) F4^3*A4
а)
б)
в)
5. Переведите числа из экспоненциальной формы в вещественную:
а) -0,567Е4 б) 25645Е-7 в) 15,3Е-2 г) 0,3Е1
а)
б)
в)
6. Представьте числа в нормализованной экспоненциальной форме:
а) 999,98 б) 0,00566 в) -3,056
а)
б)
в)
Познавательные, регулятивные. Рекомендации:
Для повторения изученного материала использовать Интернет ресурс: http://interneturok.ru/ru/school/informatika/9-klass/btehnologii-obrabotki-chislovoj-informaciib/modelirovanie-protsessov-v-elektronnyh-tablitsah?seconds=0&chapter_id=757
Работу выполнить в документе Гугл-диска (ЭТ), использовать аккаунт в соответствии с рабочим местом учащегося.
Старшему группы дать доступ к документу учителю по электронному адресу и членам группы по номерам рабочего места учащегося.
Риски:
Отсутствие Интернета.
Отсутствие электроэнергии.
Универсальные учебные действия:
Л. Личностные УУД:
Л1.  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
Р.  Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Р1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Р2. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Р3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Р6. коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
К.  Коммуникативные действия:
К1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
К2. постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
К3. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
П.    Познавательные УУД
ПО.  Общеучебные действия:
ПО2.    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
ПО5.    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
ПО6.   рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
ПЛ.       Логические действия:
ПЛ3.    выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
ПЛ6.     построение логической цепи рассуждений;
ПП.       Постановка и решение проблемы:
ПП1      формулирование проблемы;
ПП2       самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.