Конспект урока по математике для 4 класса по теме Представление информации в виде диаграмм

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46 г. Твери



Урок математики
4 класс
Тема: Представление информации в виде диаграмм

Автор – разработчик:
Бислюк Алла Вячеславовна
заместитель директора по УВР
МОУ СОШ №46 г. Твери,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории





2016 г.Тверь
Цель: расширение представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации; ознакомление с приемом построения диаграммы на примере работы с линейной диаграммой.
Задачи.
Образовательные – учиться читать диаграммы, различать их виды, научиться составлять алгоритм для построения линейных диаграмм, применять диаграммы для решения практических задач.
Воспитательные – умение работать в группах, умение слушать и слышать друг друга, умение вырабатывать коллективное решение, умение отстаивать свою точку зрения.
Развивающие – развитие математической грамотности, развитие устной и письменной математической речи, уметь извлекать информацию, используя различные источники; развитие самоконтроля.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные. Обучающиеся получат представление о том, как читать и строить диаграммы.
Личностные. Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения; умение осуществлять самооценку успешности усваиваемого содержания.
Метапредметные: регулятивные - определять учебную задачу; уметь обрабатывать информацию, сотрудничать при решении учебных задач; планировать собственную деятельность; составлять на основе данных диаграммы; задавать вопросы разного вида; выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнения; формулировать выводы; вести диалог; кратко формулировать свои мысли; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы в свою деятельность для достижения цели; коммуникативные – уметь выражать свои мысли чётко, ясно и понятно для окружающих, уметь договариваться о правилах поведения и распределения обязанностей в группах; познавательные – уметь добывать новые знания, используя различные источники информации, уметь строить логические цепочки рассуждения.
Тип урока – урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник УМК «Планета знаний» «Математика» 4 класс М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова, М., «Астрель» 2014, технологическая карта урока, раздаточный материал для учащихся, презентация, мультимедийная установка, электронное приложение к учебнику; Ресурсы Интернет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
УУД: К – коммуникативные; П – познавательные, Р – регулятивные, Л - личностные.
Предварительная работа с учащимися: провести анкетирование «Назови свое любимое время года», «Назови свой любимый учебный предмет».
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний
А)Проверим, как вы выполнили домашнее задание. У кого возникли затруднения при его выполнении?
Что необходимо было сделать, чтобы правильно выполнить задание №3 а)? (необходимо было вспомнить, что в одних сутках 24 часа).
Что помогло справиться без ошибок с заданием №7? (знание о том, что в одном часе 60 минут).
Кто оказался победителем в задании №5? (Богданов) Почему? (потому что у него самое маленькое время).
Оцените свою домашнюю работу с помощью линейки самооценки, критерием будет аккуратность выполнения задания. Тетради передайте вперед.
Б) Выполните на карточке умножение двузначного числа на двузначное в течение 1 минуты, оцените правильность своей работы по шкале самооценки. Карточка №1
В) Вместе со своим соседом по парте поработайте в группе: произведите устные расчеты и в зависимости от результата, заполните таблицу с ответами. Кто первым справиться с работой, поднимите руки. Карточка №2







Какое слово у вас получилось?


Сосчитайте: Полученные результаты записать в таблицу и составить слово. Какое слово получили?
Карточка№2 для групповой работы (составление слова «Диаграмма»)

(25 * 4) : 5 * 7 + 16=
54 + 84 : 7 * 4 * 7=


16 + 25 : 5 * 4 * 6=


(72:2-18):6=
98 : 7 * 5 – (47 - 29)=
34:2-45:3=
(63:3*4- 56):7=

д
и
а
г
р
а
м
м
а

3
156
4
390
52
4
136
2
4


156
2
4
390
52
136
3

и
м
а
г
р
м
д














3
156
4
390
52
4
136
2
4


3. Постановка темы, цели и задач урока
Кто догадался, какова тема нашего урока?
А что такое диаграмма?
Какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответ на этот вопрос?
Прочитайте определение слова «диаграмма», данное в Википедии (можно использовать материалы on-line)
Определим цель сегодняшнего урока: ознакомление с приемом построения диаграммы на примере работы с линейной диаграммой.
Какие задачи нам необходимо решить на уроке, чтобы достичь этой цели?
-учиться читать диаграммы
-различать их виды
-учиться строить диаграммы.

4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
Работа ведется с использованием электронного приложения к учебнику М.Н.Нефедовой, М.И.Башмакова «Математика» 4 класс.
Существуют разные виды диаграмм: Круговые, линейные, столбчатые. Посмотрите на линейную диаграмму, которая представлена в учебнике на стр.84 в №1. Почему она называется линейной?
Как называются оси диаграммы? Существует ли закономерность в нанесенных на оси отметках?
Ответим на вопросы, заданные в №1.
Какие еще вопросы можно задать по этой диаграмме?
Ребята, как вы думаете, человек какой профессии занимается измерением осадков?
Кто же такие метеорологи?
МЕТЕОРОЛОГ - занимается сбором и систематизацией сведений об атмосферных процессах.
Метеорологи в строго установленные часы и минуты ведут круглосуточные наблюдения на метеорологических станциях, расположенных по всей территории нашей страны. В дождь и стужу, днем и ночью снимаются показания приборов, ведутся визуальные наблюдения за облачностью, дальностью видимости, атмосферными явлениями и солнечным сиянием. Проводят технический и критический анализ результатов наблюдений, ведут их машинную обработку. В прогностических центрах составляют сводные ежемесячные таблицы и прогноз погоды (общие и специальные).
Мы теперь узнали, чем занимаются метеорологи. Давайте сейчас посмотрим на диаграмму, которая нам дана на стр.84 №2
На круговой диаграмме (данные представлены в виде секторов круга) представлено, какую долю занимают солнечные и пасмурные дни в году в некоторой местности.

а) Каких дней в году больше всего?
б) Какую долю от общего числа дней в году занимают солнечные дни?

Облачные дни?

г) Сравни количество дней в году с осадками (дождь, снег) и облачных дней без осадков.

Ребята, как вы думаете, зачем проводится перепись населения  в стране?
Главная задача  правительства любой страны - управление и планирование всей экономической жизни общества.
Для решения таких задач правительство должно знать, сколько граждан проживает на  территории страны. Перепись - это не просто подсчет жителей, но и изучение их образа жизни, своего рода моментальная фотография большой страны, на которой отражено, сколько нас и как мы живём.
При переписи населения граждан не просто считают по головам, но и выясняют множество разных сведений обо всех сторонах жизни людей. Это  позволяет не просто планировать, но и прогнозировать дальнейшее развитие общества. Например, сколько будет в будущем рабочих рук,  сколько будет пенсионеров – это можно узнать уже сегодня, изучив количество детей в семье и т.д.
Стр. 85 № 4
На столбчатой диаграмме (данные представлены в виде столбиков) показана численность населения в некоторых регионах земного шара вместе с прогнозом к 2100 году (в миллионах человек)

а) В каком регионе численность населения в 2000 году была наибольшей, и какова она?
б) Каково будет население Китая по прогнозу к 2100 году?
в) В каком регионе рост населения будет наибольшим?
г) Какова будет примерно общая численность населения в этих регионах по прогнозу в 2100 год?

Помимо диаграмм для работы с данными также используют графики. Давайте посмотрим на график, который дан на стр. 85 №5
Для сравнения значений величин используют также графики.
Если соединить концы отрезков на диаграмме к заданию 1, то получится ломаная (или кривая) линия, которая показывает изменение массы тела младенца.

Определите по графику массу младенца на 10 день;
на 26 день;
В какие дни масса младенца была равна 4 кг?
Существуют разные виды диаграмм: Круговые, Линейные, Столбчатые
Давайте посмотрим на линейную диаграмму, которая представлена в учебнике на стр.84 №1. Почему она называется линейной? (Диаграмма, на которой величины представляются в виде линий). 


«На линейной диаграмме представлено изменение массы младенца от его рождения через каждые 4 дня в течение одного месяца» ПОКАЖИТЕ:
Как называются оси диаграммы? Существует ли закономерность в нанесенных отметках? (ДА, масса увеличивается на 200г, возраст на 4 дня).
Что произошло с массой младенца после рождения? (она уменьшилась)
а) На сколько увеличилась масса младенца за 28 дней? (4700-4100=600)
б) На какой день младенец стал весить столько же, сколько при рождении? (на 16)
в) Какова была его наименьшая масса?4700
г) Когда младенец прибавлял в весе больше всего?
Какой вопрос еще можно задать, читая диаграмму?
5. Физ. минутка
Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.) Покрутили головой, И усталость вся долой! Раз-два-три-четыре-пять, Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.) Встали ровно. Наклонились. Раз - вперёд, а два назад. Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.) А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем. Мы колени разминаем, Наши ноги упражняем. (Приседания.)
6. Построение проекта выхода из затруднения.
Когда я готовилась к уроку, я побыла немного социологом. Кто знает, кто это и чем он занимается?
Социолог составляет программы, проводит по ним исследования, анализирует их: обрабатывает информацию, обобщает данные, и (по заказу) может дать рекомендации.
Я провела опрос о том, какое время года и учебный предмет ваши самые любимые. После сбора информации я обработала полученные данные. А вам я предлагаю построить линейную диаграмму, отражающую данные исследования. Полученные данные представлены на слайде.


Сейчас вам надо переработать эту информацию так, чтобы вы смогли построить линейную диаграмму.
Сделать это можно по алгоритму.



Кто построит первым, разместите на доске.
7. Защита выполненных проектов
8. Контроль изученного
Как вы думаете, хорошо вы усвоили изученный материал? Сделайте прогноз: если считаете, что хорошо, поставьте на карточке №3 самооценки зеленый кружок, если сомневаетесь - желтый, если не уверены – красный. А теперь проверим ваши знания по вопросам теста, выберите правильный ответ:


Тест.
2.


3. 4.

Проведите вторичную самооценку. У кого совпал зеленый цвет? Молодцы. Отметки за сегодняшний урок я поставлю, изучив составленные вами диаграммы.
9.Домашнее задание на выбор: Составить диаграмму своего распорядка дня или любимых занятий (на примере № 3 стр.84).
10.Рефлексия.
Какую цель ставили перед собой на уроке?
Достигли ли мы ее?
Оцените сегодняшний урок знаком «+», поставь его напротив того предложения, которое наиболее соответствует твоему ощущению:
Контроль изученного
(обозначь цветом)
прогноз


итог

Урок полезен, все понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть неясно.


Еще придется потрудиться.


Да, трудно все-таки учиться!









Кто выбрал первую позицию? вторую? третью? четвертую?


ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Карточка№1 для устного счета (индивидуально):

78
64
89
27
32

*
_35
*
_46
*
_53
*
_94
*
_43

390
384
267
108
96

234
256
445
243
128

2730
2944
4717
2538
1376




78
64
89
27
32

*
_35
*
_46
*
_53
*
_94
*
_43



Карточка№2 для групповой работы (составление слова «Диаграмма»)

Сосчитайте: Полученные результаты записать в таблицу и составить слово. Какое слово получили?
Для учителя
(25 * 4) : 5 * 7 + 16=156
54 + 84 : 7 * 4 * 7=390

16 + 25 : 5 * 4 * 6=136
98 : 7 * 5 – (47 - 29)=52

(72:2-18):6=3

34:2-45:3=2

Для учеников

(25 * 4) : 5 * 7 + 16=
54 + 84 : 7 * 4 * 7=
(63:3*4- 56):7=4

16 + 25 : 5 * 4 * 6=


(72:2-18):6=
98 : 7 * 5 – (47 - 29)=
34:2-45:3=
(63:3*4- 56):7=

д
и
а
г
р
а
м
м
а

3
156
4
390
52
4
136
2
4


156
2
4
390
52
136
3

и
м
а
г
р
м
д














3
156
4
390
52
4
136
2
4




Материал из Википедии свободной энциклопедии
Диагра
·мма ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·
·
·
·
· (diagramma)  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Представляет собой геометрическое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] изображение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с применением различных приёмов техники [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Карточка №3 для самоанализа


Контроль изученного
(обозначь цветом)
прогноз


итог

Урок полезен, все понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть неясно.


Еще придется потрудиться.


Да, трудно все-таки учиться!





Алгоритм построения диаграммы
(для работы в парах).
Начертим прямой угол.
На горизонтальной его стороне отметим на равном расстоянии друг от друга точки по числу величин. (названию времён года, школьных предметов)
На вертикальной шкале число учащихся.
Изобразим наши диаграммы.
Подпишем название диаграммы.

«Любимые школьные предметы»
«Любимое время года»









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115