Классный час Край Тамбовский


Тема. “Край, в котором мы живём”Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине.
Задачи:
формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;
создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.
Оборудование: физическая карта России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; с пейзажами России; запись песни “С чего начинается Родина?” (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера); компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме классного часа.ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Вступительная беседа
Звучит песня “С чего начинается Родина?”.
С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать.С того, что в любых испытанияхУ нас никому не отнять.С чего начинается Родина?С заветной скамьи у ворот.С той самой березки, что во поле,Под ветром склоняясь, растет.А может, она начинаетсяС весенней запевки скворцаИ с этой дороги проселочной,Которой не видно конца.С чего начинается Родина?С окошек, горящих вдали,Со старой отцовской буденовки,Что где-то в шкафу мы нашли.А может, она начинаетсяСо стука вагонных колесИ с клятвы, которую в юностиТы ей в своем сердце принес.Учитель. Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?Ответы учащихся.– Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина.Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?Ответы учащихся.
2. Сообщение темы классного часа
– В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.«Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.»(Ю. Яковлев)Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине, о нашей малой Родине – Тамбовщине. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.А как называется наша Родина?3. Наша Родина – Россия.Ответы учащихся.– Наша Родина – Россия. Посмотрите на карту.(Физическая карта России.)– Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь.Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какое-то другое отношение?Ответы учащихся.– Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – ее зеленый наряд – леса.Учитель показывает фотографии Москвы, пейзажей русской природы, а в это время учащийся читает наизусть стихотворение С. Васильева “Россия”.
…Люблю тебя, моя Россия,За ясный свет твоих очей,За ум, за подвиги святые,За голос звонкий, как ручей…Люблю твои луга и нивы,Прозрачный звон твоих равнин,К воде склонившиеся ивы,Верха пылающих рябин.Люблю тебя с твоей тайгою,С воспетым трижды камышом,С великой Волгою-рекою.С могучим быстрым Иртышом.Люблю, глубоко понимаюСтепи задумчивую грусть.Люблю все то, что называюОдним широким словом “Русь”!
– Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди.Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?Ответы учащихся.– По данным последней переписи населения население России составляет более 145 миллионов человек. А как всех их можно назвать одним словом?Ответы учащихся.– Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
4. Тамбовский край.- Как называется край, в котором мы живём?
- На карте России Тамбовщина расположена в самом центре её европейской части и по своим контурам напоминает сердце. Она и впрямь, словно трепетное сердце страны, всегда жила и живёт её радостями и болями, успехами и заботами.  С четырёх сторон область окружают российские земли, а над пятой, как сказал поэт, – Млечный Путь.Тамбовщина… Щедра и добра её земля, чудесна в своей неброской красоте ее природа. Неповторимая прелесть нашего края вдохновила трепетные сердца многих поэтов и прозаиков, композиторов и художников на создание прекрасных произведений, радующих людей уже многие десятилетия.Есть, конечно, в необъятной России места с более яркой природой, благоустроенными городами, многоводными реками и озёрами. Но для тамбовцев нет родней и ближе своей малой родины.Эти чувства хорошо и образно выразила поэтесса Валентина Дорожкина:
Есть губернии краше,Богаче, красивей,Но Тамбовщина наша –В самом сердце России…
- Давайте вспомним историю нашего края, чем богата Тамбовская земля.
Слайд №1. В первое время своего существования Тамбов действительно защищал южные владения Московского государства от набегов кочевников, но, когда укрепленная черта отодвинута была далее на юг, – превратился в мирный пункт.
Слайд №2. В 1781 году утверждается герб города Тамбова – улей и три пчелы на лазоревом фоне как символ трудолюбия и бортного промысла (пчеловодства), которым с давних пор занимались жители Тамбовского края.
Слайд №4. Перед Октябрьской революцией самыми крупными предприятиями Тамбова были железнодорожные мастерские (800 рабочих) и свечной завод (85 рабочих). Кроме них имелось еще порядка 30 мелких полукустарных заводиков.
Слайд №5. В Тамбове расположены крупные предприятия химической промышленности («Пигмент»). Действуют предприятия швейной, обувной, пищевой промышленности. В Тамбове расположен ряд научных и проектных учреждении: ВНИИРТМАШ, «Синтез», ВИИТИиН и др. В Тамбове размещаются Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбовский государственный технический университет, Музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, Высшее военное авиационно-инженерное училище связи, драм театр, театр кукол, ГУ «Тамбовконцерт», Тамбовский областной краеведческий музей, Дом-музей Г. В. Чичерина, Тамбовская областная картинная галерея.
Слайд №6. По правобережью реки, почти от истока, тянутся дубравы, березняки, ольшаники, осины, ивы. Здесь располагается знаменитый Цнинский бор площадью 2 500 квадратных километров.Значительные участки поймы Цны заняты пастбищами, сенокосными угодьями и торфяными болотами. Почти повсеместно встречаются заросли камыша, тростника, рогоза, водорослей. Местами пойма реки используется под пруды рыбхозов.
Слайд № 7. Лесной фонд Тамбовской области разнообразен по породному составу. К основным лесообразующим породам относятся сосна, дуб, береза, осина, ольха черная. В лесном фонде России площадь земель, покрытая насаждениями этих пород, составляет почти 293,2 тыс. га, или 96,7% всей покрытой лесной растительностью площади.
Слайд №8. В лесах области обитает более сорока видов млекопитающих, но встречи с подавляющим большинством этих животных носят случайный характер. Это объясняется скрытым образом жизни зверей, их преимущественно ночной активностью и осторожностью поведения.Среди насекомоядных нередок обыкновенный еж, предпочитающий селиться по опушкам, в глубине лесных массивов встречи с ним более редки.Отряд хищных представлен широко распространенными видами. Волк в настоящее время самый крупный представитель отряда на Тамбовщине.В нашей зоне распространена лисица обыкновенная, независимо от общей окраски, она всегда хорошо отличается от других зверей белым кончиком хвоста и черной тыльной стороной ушей.Встречаются енотовидная собака,  лесная куница, заяц-беляк, обыкновенная белка, речной бобр, дикая свинья, или кабан, лось.Слайд №9. Г. Р. Державин известен как поэт и государственный деятель. На основании архивных источников, лучшая эпоха жизни Державина – это его тамбовское губернаторство. Державин был самым неутомимым и просвещённым администратором своего времени.
Слайд №10. В разные годы здесь жили: создатель лампы накаливания А.Н. Лодыгин , нарком иностранных дел Г.В. Чичерин , один из создателей образа Козьмы Пруткова поэт A.M. Жемчужников, философ, историк, правовед Б.Н. Чичерин, архитектор В.А. Щуко, кинорежиссёр Л.В. Кулешов, композиторы В.И. Агапкин и И.А. Шатров, скрипач Ю.М. Реентович, врач и церковный деятель В.Ф. Войно-Ясенецкий (Лука).
Слайд №11. Тамбовский край… Край необозримых хлебных полей и лесных массивов,безграничных степных просторов, зелёных балок и речных долин с   цепочками селений, прямых, как стрела, шоссейных магистралей,   торопливо бегущих вдоль высоковольтных линий. Неяркие и неброские   ландшафты края таят в себе скромную, неповторимую красоту и поэтому   особенно любимы русскими людьми: они вдохновляли поэтов ихудожников на создание замечательных произведений литературы и  искусства, они остаются в сознании людей, родившихся и выросших   здесь, как символы нашей малой родины.
Ученик читает стихотворение “Край мой Тамбовский”.
Край мой Тамбовский, смолистые сосны,Край мой отцовский, юные вёсны…Где я не буду, сколько б ни прожил,Я не забуду край свой хороший.Воздух тамбовский, светлые реки…С краем отцовским связан навеки.Равнина, среднерусская равнина.Просторна, солнцем вся освещена. (И. Шамов)
5. Итоги. Рефлексия.
Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Какой город является столицей России?
Как называется край, в котором мы живём?
Что вы узнали о  Тамбовщине?
Ответы учащихся.– Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.
Нет на свете родины милее,Где других лазурней небеса,Солнце ярче, звезды всех светлее,Где отрадны рощи и леса;Где в реках стремительные водыГолубеют, словно бирюза,Где, когда настанет непогода,Весь народ выходит, как гроза!Нет на свете Родины дороже.Надо все нам делать для нее,Чтобы день, который нами прожит,Каждым часом радовал ее.Всюду все в ее раздольях – наше.Отдадим ей думы и делаИ кругом садами опояшем,Чтобы вечно Родина цвела!