Библиотечный урок Марина Цветаева


Марина Цветаева1892-1941 В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Идешь, на меня похожий…Идешь, на меня похожий,Глаза устремляя вниз.Я их опускала – тоже!Прохожий, остановись!Прочти – слепоты куринойИ маков набрав букет,Что звали меня МаринойИ сколько мне было лет.Не думай, что здесь – могила,Что я появлюсь, грозя...Я слишком сама любилаСмеяться, когда нельзя!И кровь приливала к коже,И кудри мои вились...Я тоже была, прохожий!Прохожий, остановись!Сорви себе стебель дикийИ ягоду ему вслед, –Кладбищенской земляникиКрупнее и слаще нет.Но только не стой угрюмо,Главу опустив на грудь.Легко обо мне подумай,Легко обо мне забудь.Как луч тебя освещает!Ты весь в золотой пыли...– И пусть тебя не смущаетМой голос из-под земли. 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева…Красною кистью…Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась. Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов. Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.

Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
Иван Владимирович Цветаев (1847-1913)  Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.Мейн Мария Александровна (1868-1906)

Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвшей собой некий союз одиночеств”. Ещё одним “одиночеством” была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.Марина Цветаева с сестрой.

Марина росла среди музыки и книг. С 4-х лет началось тайное чтение – вопреки строгому запрету матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6 лет заведена первая самодельная тетрадка, где писались стихи, и откуда начался дневник. Она любила родной Трухпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.Бывшая детскаяв Трехпрудном переулке.

Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.
МОЛИТВА Христос и Бог! Я жажду чудаТеперь, сейчас, в начале дня!О, дай мне умереть, покудаВся жизнь как книга для меня.Ты мудрый, Ты не скажешь строго:- "Терпи, еще не кончен срок".Ты сам мне подал - слишком много!Я жажду сразу - всех дорог! Гадать по звездам в черной башне,Вести детей вперед, сквозь тень...Чтоб был легендой - день вчерашний,Чтоб был безумьем - каждый день!Люблю и крест, и шелк, и каски,Моя душа мгновений след...Ты дал мне детство - лучше сказкиИ дай мне смерть - в семнадцать лет!  Всего хочу: с душой цыганаИдти под песни на разбой,За всех страдать под звук органаи амазонкой мчаться в бой;
Моим стихам, написанным так рано,Что и не знала я, что я - поэт,Сорвавшимся, как брызги из фонтана,Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти,В святилище, где сон и фимиам,Моим стихам о юности и смерти,- Нечитанным стихам! –Разбросанным в пыли по магазинам(Где их никто не брал и не берет!),Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черед.

В Коктебеле решилась Маринина судьба.
Я с вызовом ношу его кольцо!— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. —Его чрезмерно узкое лицоПодобно шпаге.Безмолвен рот его, углами вниз,Мучительно-великолепны брови.В его лице трагически слилисьДве древних крови.Он тонок первой тонкостью ветвей.Его глаза — прекрасно-бесполезны! —Под крыльями раскинутых бровей —Две бездны.В его лице я рыцарству верна,— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —Такие — в роковые времена —Слагают стансы — и идут на плаху.
Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой “Взыскание погибших”. Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.В октябре того же, 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.
Ариадна 1930 год (18 лет)В Праге с дочерью в 1924 году


 По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу.“О, муза плача, прекраснейшая из муз!О ты, шальное исчадие ночи белой!Ты черную насылаешь метель на Русь,И вопли твои вонзаются в нас как стрелы”

“Я знаю: наш дар – неравен.Мой голос впервые – тих.Что вам, молодой Державин,Мой невоспитанный стих!”
Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.Ты проходишь на Запад Солнца,Ты увидишь вечерний свет,Ты проходишь на Запад Солнца,И метель заметает след.Мимо окон моих - бесстрастный -Ты пройдешь в снеговой тиши,Божий праведник мой прекрасный,Свете тихий моей души.Я на душу твою - не зарюсь!Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний,Не вобью своего гвоздя.И по имени не окликну,И руками не потянусь.Восковому святому ликуТолько издали поклонюсь.И, под медленным снегом стоя,Опущусь на колени в снег,И во имя твое святое,Поцелую вечерний снег. -Там, где поступью величавойТы прошел в гробовой тиши,Свете тихий - святыя славы -Вседержитель моей души.

 Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества.
« Я вся закутана в печаль. Я живу печалью…»
 Цветаева не приняла революции и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону. Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция) стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие).Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился сын Георгий (Мур).Годы эмиграции (1922-1939)

 В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война.

Возвращение на Родину 1939 год.
…О, черная гора,Затмившая весь свет!Пора-пора-пораТворцу вернуть билет.Отказываюсь – быть.В бедламе нелюдейОтказываюсь – жить.С волками площадейОтказываюсь – выть.С акулами равнинОтказываюсь плыть – Вниз – по теченью спин.Не надо мне ни дырУшных, ни вещих глаз.На твой безумный мирОтвет один – отказ…

31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным – “ответ один – отказ”. Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова: Что, без страданий – жизнь поэта?И что, без бури – океан?