Конспект урока по ИКН на тему Цвети, мой край марийский (5-9 классы)

«Цвети, мой край Марийский!»
(интеллектуальная игра)
Цель: воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей Родине
Задачи:
Расширить сведения ребят о своей Родине, о родном крае;
Воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину;
Учить детей рассуждать, мыслить, высказывать свои мнения;
Развивать творческие способности детей.
Оборудование: выставка книг, выставка рисунков «И всё это Родина наша», мультимедиапроектор.

Объяснительная записка. Данное мероприятие проводится в рамках празднования юбилея республики Марий Эл.
В проведении мероприятия могут участвовать обучающиеся 5-9 классов.
Форма: игровая программа. В мероприятии использованы разные формы игр: викторина, «дальше, дальше», звездный час. Между различными турами проводится музыкальная пауза, в ходе которой обучающиеся показывают различные номера, подготовленные заранее – танец, стихотворение, песня.

Ход занятия
Учитель 1: Широко и привольно течет река Волга. В средней её течении раскинулись земли Марий Эл. На её территории проживает более 700 тыс. человек. Марийцы – древние обитатели Поволжья. Впервые в летописях о них упоминалось в 12 веке. Марийские племена занимались земледелием, скотоводством, охотой, торговлей.
Учитель 2: До революции марийский край был в основном сырьевой базой промышленности России. Здесь не было ни крупных заводов и фабрик, ни железных и шоссейных дорог. В другие республики поставляли в основном лес и продукты его переработки.
Учитель 1: Соха да деревянная борона. Каждая пятая семья не имела лошади. Каждая четвертая – коровы. Крестьяне составляли 96% населения края, страдали от малоземелья и налогов. Низкий уровень культуры, экономики, отсталость и бесправие народа мари были характерной чертой того времени. Нужда, голод и болезни обрекали народ на полное вымирание.
Учитель 2: С огромной радостью встретили марийцы весть об образовании Марийской автономной области 4 ноября 1920 года. Объединение усилий советских народов облегчило борьбу с разрухой, отсталостью.
Учитель 1: Потребовались героические усилия коммунистов, комсомольцев и всех трудящихся мари для преодоления отсталости. Оживление началось уже в 1923 г.: восстановлен стеклозавод «Мариец», «Красный стекловар», Звениговский судоремонтный завод «Красный волгарь», лесозавод «Заря».
Учитель 2: В середине 20-х годов была построена первая железная дорога Зеленый Дол – Йошкар-Ола. Всего за 20 лет было пущено в эксплуатации. Около 50 промышленных предприятий. В сельском хозяйстве произошли заметные перемены: появились трактора, комбайны, автомобили.
Учитель 1: Марий Эл – так в народе ласково называют наш край. Всем, чем ныне славится наш край, мы обязаны всем народам нашей необъятной Родины и прежде всего великому русскому народу.
Хотим представить вам некоторые справочно-статистические материалы.
Дата образования Марийской автономной области – 4 ноября 1920 г.
Дата преобразования МАО в МАССР – 5 декабря 1936 г.
Дата преобразования МАССР в МССР – 22 октября 1990 г.
Дата преобразования МССР в РМЭ – 8 июля 1992 г.
Число административных единиц: городов 4, районов 14, ПГТ 19
Население РМЭ 764, 8 тыс. человек (1997)
Площадь РМЭ 23,2 тыс. кв.м.
Герб. Флаг. Гимн
Президент РМЭ - Маркелов Леонид Игоревич
Учитель 2: Марийский край, прекрасный край – поется в одной песне. Испокон веков славится он зелеными ковром лесов и полей, голубым блеском рек и озер. Здесь каждая пядь Земли – история, хранящая легенды и предания.
Учитель 1: Марий Эл – ты как мать
Для каждого в судьбе.
Славный наш край родной.
Цвети в счастье и в труде
Гордимся всегда тобой
И поем Марий Эл о тебе.
Учитель 2: А воспоем мы его праздничной интеллектуальной игрой. Для осмысления прошлого вам потребуются знания, полученные на уроках истории, географии, биологии, ИКН, марийского языка. Для игры проведем отборочный тур. В каждую команду необходимо выбрать по 3 игрока из тех, кто правильно ответит на вопросы.

Отборочный тур «Самое, самое»
Самое глубокое озеро? (Табашинское, 56 м.)
Самое крупное лесное животное? (Лось)
Самая крупная река? (Волга)
Самый древний город? (Козьмьдемьянск)
Самый молодой город? (Звенигово)
Самое крупное дерево-долгожитель? (Дуб)
Самая высокая точка в РМЭ? (Чукша, 275 м.)
Самый большой район по территории? (Килемарский)


Игроки занимают места.
Ученик 1. Я проведу с вами игру «Дальше, дальше». За 2 минуты игроки должны дать как можно больше ответов. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Вопросы 1 команде
1. Что было изображено на гербе Царевококшайска? (Дракон)
2. Когда появились первые люди на территории нашего края? (30-40 тыс. лет назад)
3. Название произведения марийского писателя, означающее древнее название реки (Элнет)
4. Какой первый русский город возник на территории проживания марийцев? (Васильсурск)
5. Когда и где был построен первый монастырь в нашем крае? (1625, Спасо-Юнгинский)
6. Когда в республике впервые проводился праздник «Пеледыш пайрем?» (1920, в Сернуре)
7. В каком году была издана первая грамматика марийского языка (1775 г.)
8. Кто является автором картины «Черемисская свадьба?» (Н.И. Фемин)
9. Назовите настоящую фамилию Майора Шкетана (Майоров)
10. Известный марийский писатель-ученый, автор книги «Сергей Чавайн» (Васин)

Вопросы 2 команде
Кто лишил Кокшайск звания города? (Екатерина II)
Где в городе Йошкар-Ола находится Тихвинская церковь? (Парк культуры)
Река в РМЭ, где была расположена первая стоянка человека (р. Юнга)
Какой населенный пункт нашего края был центром крестьянских войн? (город Козьмодемьянск)
Старое название города Волжск (Лопатино)
Что изобрел академик Вавилов, работая в городе Йошкар-Ола? (Люминесцентную лампу)
Кто из русских императоров посетил наш край? (Павел I – 1798, Александр III – 1869)
Как по-другому называется «картофельный бунт»? (Акрамовское восстание, 1842)
Когда была построена первая железная дорога на территории нашей республики? (1927)
В каком году был создан Марийский государственный ансамбль танца «Марий Эл?» (1939)

Дополнительные вопросы
Кто из марийских писателей прожил всего 25 лет, но успел выпустить 9 сборников? (Олык Ипай)
Кто был предводителем крестьянской войны 1670-1671 г.? (Степан Разин)
Город на берегу Волги, где был разбит Е. Пугачев (Казань)
Драма С.Г. Чавайна, посвященная участию марийских крестьян в войне 18 века («Акпатыр»)
Что изображено на гербе города Козьмодемьянска? (Лук и три стрелы)

Учитель 1: Если посмотреть на физическую карту Марий Эл, то видно, что зеленый цвет густо испещрен синими прожилками рек и точками озер. Лес и вода – основные природные богатства республики. Половина территории занята лесами. Сосновые боры переходят в сплошные дремучие леса. У зеленых лесов своя прелесть, свои краски. Густо зеленеет пихта, белеет береза. А сколько в лесу ягод, грибов и разнообразных животных! Чистый воздух, целебные воды, красивейшие места поистине исцеляют людей.
Учитель 2: Родниковый край - Марий Эл, край хлебных полей, цветущих лугов, ещё краше станет в ближайшие годы.
Край потомков Онара
Новой былью согрет,
И над Волгою старой
Молодеет рассвет.
Звонки гусли седые,
В ритмах – юности страсть
Часть великой России,
Неразрывная часть!
(танец)

Ученик 2. Продолжаем нашу интеллектуальную игру. Следующий конкурс называется «Звездный час». За каждый правильный ответ команда получает звезду. Пред вами марийские писатели. Вы должны отгадать, кому принадлежат следующие описания.
Родился в д. Элекенер Моркинского района в семье крестьянина. Писать начал в 1934 году. Поэт-лирик, баснописец и переводчик. Его произведения: «Мой край родной (стихи), «Мирное утро» (стихи), «Грузди и мухомор» (басни).
Большаков Мирон Николаевич (псевдоним Мирон Чойна)
Родился в 1927 году в д. Чодырасола Моркинского района в семье служащего. Писать начал в 1950 г. Он является автором нескольких поэтических сборников. Основные произведения6 «От чистого сердца» (стих), «Путь жизни» (повесть), «Лунная девушка» (легенда).
Дмитриев Валентин Дмитриевич
Родился в 1916 году в д. Макарсола Моркинского района в семье учителя. Работал в редакции пионерской газеты «Ямде лий». Перевел на марийский язык стихи А.С. Пушкина, драму М.Горького «На дне», повесть Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Ефремов Григорий Захарович
Родился в 1935 году в д. Мизинер Моркинского района. Работал главным редактором литературного журнала «Ончыко». На его стихи написаны марийские песни. Его произведения переведены на многие языки (татарский, чувашский, башкирский, украинский). Работал как переводчик. Незадолго до смерти создал роман в стихах «Поживешь – увидишь». Колумб Валентин Христофорович
Родился в 1907 году в д. Кучко-Памаш Моркинского района в семье крестьянина-бедняка. Он является участником войны. Работал редактором журнала «Ончыко». Написал роман «Железная сила» о событиях гражданской войны, роман «Земля предков».
Никандр Лекайн (Еремеев Никандр Сергеевич)

Учитель 1. Говорят, и ворона свое гнездо хвалит, а что говорить о человеке. Ему особенно дорога родная сторона. Нельзя не гордиться нашим краем, в котором мы живём. Наш район – край талантов, памятников истории и культуры – расположен в юго-восточной части республики. Территория её составляет 2272 кв. км. Раскинувшись на повышенной равнине, район отличается своеобразными живописными видами. В прошлом году он отметил свое 85-летие (образован в августе 1924 года).
(сценка)

Ученик 1. Продолжаем нашу игру. Следующее задание покажет, как вы знаете Моркинский край.
Игра «Кто быстрее». Участники должны дать правильный ответ на вопрос. Какая команда ответит быстрее, той фишка.
В каком году был образован Моркинский район? (1924 г.)
Почему районный центр называется Морки? (Было много камней, которые мешали обрабатывать землю. В переводе «мор-ку» – камни смерти)
Самая крупная река, протекающая по территории района (Илеть)
Национальный природный парк, расположенный на территории трех районов: Моркинского, Волжского, Звениговского («Марий чодра»)
Самая высокая точка района (Карман-Курык)
Самый большой марийский национальный праздник (Пеледыш пайрем)
Основоположник марийской литературы, уроженец моркинского района (С.Г. Чавайн)
Популярная марийская эстрадная певица (Т.Денисова)
Кто является главой администрации Моркинского района? (С.Х. Григорьев)
Что такое «Комен мелна»? (Трехслойные блины)

Учитель 2. А сейчас игроки подсчитают свои фишки.
(Награждение победителей и участников игры)

Учитель 1. Мы надеемся, что наша встреча подарила вам частичку радости, доброты, мудрости. А размышление разговоров прибавили крупинку человечности, любви к родной земле, к её истории.
Учитель 2. Помните, только с любовью и гордостью к отчему дому, своему краю мы будем с вами счастливы.
Учитель 1. Разрешите завершить нашу встречу прекрасной песней о марийском крае.
(Исполняется песня)

Литература
Технология воспитательных дел в школе / И.А.Чурикова – Йошкар-Ола: «Марийский пединститут», 1996.
История и культура марийского народа /А.А. Андреянов, О.М. Герасимов и др.: Хрестоматия для 5-9 классов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1998.
Этнография марийского народа. /Г.А.Сергеев: Учебное пособие для учащихся – Й-Ола: Марийское книжное изд-во, 2001.
Морко. Замечательные люди удивительного края /Г.М.Бекешев, Л.М.Кудряшов. Й-Ола: «Марий Эл», 2002. Родник юных талантов /Г.Д.Пряников. М. Новая школа, 1995.
Кто есть кто в Марий Эл: Библиографический справочник. 1384 биографии известных людей республики /сост. В. Мочаев. – Йошкар-Ола, 2002.

Заголовок 115