Сценарий интегрированного урока по литературе и искусству по теме «Гений и злодейство – две вещи несовместные» 9 класс


Сценарий интегрированного урока литературы и искусства. 9 класс.
Тема: «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (слайд 1.)
( По трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»)
Цель: выявить и проследить в различных видах искусства формы передачи общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Знакомство с гениальными образцами искусства.
Постижение глубины конфликта в драматических произведениях.
Развитие навыков анализа литературного, музыкального, сценического произведений.
Утверждение в сознании учащихся незыблемости нравственных основ.
Оборудование:
Текст трагедии.
Портрет А.С.Пушкина.
Портрет В.А.Моцарта.
Музыкальные произведения Моцарта.
Мультимедийная презентация к уроку.
Тестовые задания.
Фрагменты видеофильмов «Моцарт» и «Призрак оперы».
Ход урока.
Звучит 1-я часть «Реквиема» Моцарта. Входит ученик и произносит монолог от имени Моцарта.
Объявление цели урока (слайд 2.)
Вводные вопросы: (слайд 3.)
А) Для чего предназначены драматические произведения?
Б) Как вы понимаете слово ТРАГЕДИЯ?
В) Как вы считаете, почему Пушкин назвал свои трагедии маленькими?
4. Учитель литературы.
Почему об одних писателях, поэтах, художниках, музыкантах говорят, что они талантливые, а о других – гениальные? (слайд 4.) (ответы учащихся)
Что называется талантом? Как вы понимаете значение слова «гениальный»? (слайд 5)
Пушкин в высшей степени талантлив, одарён, т.е. гениален.
Об истории создания трагедии «Моцарт и Сальери» нам расскажет Женя Семёнова. (слайд 6.)
С фактами из биографии Моцарта и Сальери нас познакомит Нина Ефимова.
5.Учитель музыки о Моцарте.
- Послушаем произведение Моцарта «Маленькая ночная серенада». Анализ произведения. Просмотр фрагмента видеофильма «Моцарт».
6. Учитель литературы. К концу урока мы должны ответить на вопрос: «Почему Сальери отравил Моцарта?» (слайд 7.)
7. Выразительное чтение 1-го монолога Сальери. (Класс Анна) (слайд 8)
8. Анализ монолога по вопросам:
- О чём в монологе говорит Сальери?
- Над какими вопросами он задумывается?
- Как Сальери относится к жизни и миропорядку?
- Как вы думаете, к кому себя относит Сальери?
- К кому, по вашему мнению, относится Сальери?
- А Моцарт? Почему?
- Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой праздным»?
9. Учитель литературы.
Сделаем первые выводы.
Работа в парах: «Какие этапы можно выделить в жизни Сальери, прослушав первый его первый монолог?»
Перед нами проходят этапы жизни Сальери: «Я слушал и заслушивался…», «Я сделался ремесленник…», «…Я ныне завистник».
Жизненный путь Сальери – это медленное восхождение к вершинам мастерства. Наделённый любовью к музыке, тонко чувствующий гармонию и способный к искреннему наслаждению ею, он посвятил жизнь изучению тайн музыки.
Он «сделался ремесленник». Как вы понимаете значение слова «ремесленник»? (слайд 9)
10. Учитель музыки. Но Сальери в трагедии – одарённый музыкант, а его реальный прототип Антонио Сальери – учитель Бетховена, Листа, Шуберта. (Звучит «Соната» Сальери). Это не трагедия бездарности и таланта. Ремесленничество для Сальери стало подножием к искусству, самоуничижительное «Я сделался ремесленник» - это цена, которая заплачена за известность.
Счастье, слава, покой пришли к Сальери благодаря «трудам. Усердию, моленью». Это награда за преданность искусству.
10. Учитель литературы.
Итак, первый монолог Сальери – это завязка трагедии, одновременно он является кульминацией терзаний Сальери, которые уже давно терзают его душу: как же унизительно признаться «Сальери гордому», что отныне он завистник!
- А что, по вашему мнению, обозначает слово «зависть»? (слайд 10)
11. Чтение по ролям отрывка из 2-ой сцены до слов: «Ты думаешь? Ну, пей же».
12. Анализ сцены.
- Каково настроение Моцарта в этой сцене?
- Какие два смысла во фразе Моцарта: «Мой «Реквием» меня тревожит»? (слайд 11)
( Мой «Реквием» - произведение Моцарта.Мой Реквием – реквием для Моцарта.)- Что обозначает слово «Реквием»? ( слайд 12)
Прослушивание отрывков из «Реквиема» Моцарта.
- Почему Моцарт принял заказ написать музыку, полную напоминания о смерти?
(Из желания попробовать себя в новом жанре; надеялся заработать)
13. Учитель литературы.
Убийство – кульминация трагедии. Трагедия Моцарта закончена, но начинается новая трагедия – трагедия Сальери. (слайд 13)
Задание классу: найдите в тексте слова, которые являются развязкой.
( «Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство – две вещи несовместные»)Эти слова – развязка маленькой трагедии, но они являются началом новой трагедии. Рухнули аргументы о высоком долге, избранности. Начинается трагедия талантливого музыканта, тонкого ценителя искусства, гордого, но в то же время человека с тёмной душой, завистника, убийцы.
14. Актуальны ли проблемы, поднимаемые в трагедии, в наше время?
Могут ли в одном человеке сочетаться такие качества как гениальность и злоба?
Мюзикл «Призрак оперы».
- Что такое мюзикл? История создания.
- Кто он,главный герой: гений или злодей?
Просмотр фрагмента фильма «Призрак оперы».
15. Итоги урока.
1.- Кто главные герои трагедии?
- Какова тема данной трагедии?
- Какая проблема поднимается в трагедии «Моцарт и Сальери»?
- Кто такие ГЕНИИ? А ЗЛОДЕИ?
- Почему Сальери отравил Моцарта?
15. Тест.
16. Домашнее задание (слайд 14.)