Урок по окружающему миру с использованием технологической карты на тему «Откуда берутся снег и лед?» УМК Школа России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г.о. Самара








Урок - исследование
«Откуда берутся снег и лед?»
А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс.
УМК «Школа России»





Молостова Галина Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Самара, 2015 г.


Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тип урока: урок исследование
УМК: «Школа России»

Технологическая карта

Тема
«Откуда берутся снег и лед?»


Цель
организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: «Откуда берутся снег и лед?».


Задачи
продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений;
развивать мышление, внимание, память учащихся;
обучать работе в группах, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формируемые УУД
Личностные: научить:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников;
- стремление к самоконтролю и анализу своих действий.

Регулятивные: учить:
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием;
- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы

Познавательные:
- учить планировать, анализировать свою работу;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;
- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:
. - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
- работать индивидуально;
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Предметные:
- получить в ходе исследования и сравнения знании, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам, которые имеют свойства одинаковые и различные.


Ресурсы:
- основные
- дополнительные

Компьютер, медиапроектор, экран.
Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?»
Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2011.
Цветные карандаши.
Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.


Организация пространства
Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





УУД

I Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне;
создание благоприятной обстановки.

Организационный момент, положительная мотивация к уроку
.Обучающие настраиваются на учебную деятельность
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
- Наш девиз: Я хочу много знать!

На доске снежинки разного цвета.
- Посмотрите на доску. Что вы там видите?
- Выберите себе снежинку, какая вам нравится и займите место за столом,где лежит конверт такого же цвета.
- Сегодня на уроке будем учиться работать коллективно, в группе.
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.
- Я желаю вам удачи и новых открытий!

Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.


II этап. Постановка учебной задачи.
Цель:
-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося;
-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке;
- актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;
- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

Диалог с целью актуализации знаний.
Работа с презентацией.

Ответы на вопросы учителя
- Почему вас на уроке сегодня встретили именно снежинки?
- Посмотрите на экран. (слайд 2)
- Скажите, какое время года на экране? По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима?
- Откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей группе «зимние» слова. Чья группа будет готова, поднимет флажок.
- Какие слова у вас получились?
- Знаете ли вы, что такое снег, а что такое лёд?
- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?
- Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
Слайд 1.
- Прочитайте тему урока на экране.

Личностные:
- Проявление интереса к поставленной проблеме.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
Предметные:
- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.


III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
Постановка проблемной игровой ситуации, использование ИКТ
Разгадывание загадок. Диалог с учителем.
- Отгадайте загадку, узнаете кто к нам спешит на урок.
Слайд 3
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза- угольки,
Руки- сучки,
Холодный, большой-
Кто я такой? (снеговик) слайд 4
-Ребята, снеговик принес с собой зимние загадки и просит нас отгадать их.
Слайд 5
1 загадка: Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Все землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня (зима) слайд 6
Слайд 7
2 загадка:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на стекле. ( мороз) слайд 8
3 загадка:
Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём ... (узор)
4 загадка:
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (снег)
5 загадка:
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)
6 загадка:
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов,
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, тепло. (лед)
7 загадка: Зима на крыши серые
Бросает семена-
Растит морковки белые
Под крышами она. (сосульки)
Молодцы! Посмотрите, у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька. У него возник вопрос: Откуда берутся снег и лед, и что это такое?
- Как вы думаете? (дети выдвигают свои гипотезы: снег и лёд – это не одно и то же)
- Это наша гипотеза, т.е. предположение. Теперь мы попробуем её доказать или опровергнуть.

Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

III Открытие нового знания.
Цель:
- по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;
- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

Организовать работу в группах.
Работа с учебником.
Беседа по правилам безопасности.
Работа в группах.
Работа по алгоритму
- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.
- Откройте учебник на с. 48 и определите цель наших опытов.
(Изучим свойства снега и льда)
- Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает вывод, а остальные сигналами оценивают (зелёный – согласны, красный – нет). Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках.
Слайд 10.
Опыт 1
- Что нам нужно для опыта?
- Попробуйте в снегу сделать ямку.
- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.
- Что заметили?
- Я попробую ударить по льду молотком.
- Что заметили?
- Закончите вывод, подставив слово-помощник.
- Проверяем. (Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают).
Какая беда может случиться, если лёд тонкий?
Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду.
Слайд 11
Опыт 2
- Что нужно для второго опыта?
- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.
- Формулирует вывод 2 группа.
Слайд 12.
Опыт 3
- Что нужно для этого опыта?
- Можно ли разглядеть через снег предмет?
- А через лёд?
- Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа.
Слайд 13.
Опыт 4
- И последний опыт.
- Что берем для опыта?
- Положите снег и лёд в стаканчики с водой.
- Что происходит с ними?
- Закончите вывод с помощью слова-помощника.
- Вывод формулирует 4 группа.
Слайд 14.
- Назовите свойства снега. Ответ 5 группы.
- Свойства льда называет 6 группа.
- Вспомните, какова была цель наших опытов?
(Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.)
Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.
Снег Лед
Белый Бесцветный
Непрозрачный Прозрачный
Рыхлый Хрупкий
Тает, превращается в воду.

Личностные:
- эмоционально-ценностное отношение.
Метапредметные:
Регулятивные:
-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные:
- уметь планировать, анализировать свою работу;
- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;
- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.


Физкультминутка.
( Слад 15)


Разминка
Электронные ресурсы
Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

IV Первичное закрепление новых.
Цель:
- обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;
- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.
знаний.

Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.
Работа с учебником.

Работа с учебником.

- Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?
- А к какому выводу мы пришли?
-Послушаем теперь Мудрую Черепаху (чтение вывода на с. 69)

Личностные:
- ответственное отношение к выполнению заданий.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умения вести самостоятельный отбор информации;
- умение выполнять учебное действие.
Познавательные:
- уметь планировать, анализировать свою работу;
- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- умение работать индивидуально.
Предметные:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Создание ситуации успеха.
Цель:
- установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести кор-рекцию;
- каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


Использование ИКТ
Работа в Рабочей тетради.
Самопроверка.
Слайд 21.
- На стр.20, задание 1 в тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу.
- Соедините самостоятельно стрелками.
Проверьте правильность выполнения работыы по эталону на слайде и оцените с помощью сердечек. Зеленое сердечко – нет ошибок, справился без затруднений; красное сердечко ошибок нет, но было трудно, синее сердечко – я ошибся
Личностные:
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные:
- выполнение работы по образцу.
Регулятивные:
- оценивать достигнутые результаты.
Предметные:
-знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»


Включение новых
знаний в систему
знаний и
повторение.
Цель:
включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление
Беседа о свойствах снега и льда в природе. Работа с учебником.
Использование ИКТ
Работа с учебником.
Беседа с учителем.
- Сравните свойства льда и снега. Чем они различаются? А чем похожи?
- А вот и Муравьишка Вопросик. Послушаем его.
Слайд 16.
- Где образуется снег?
Слайд 17.
(Ответы детей)
- Послушаем Мудрую Черепаху.
Слайд 18.
- Можно ли в доме увидеть лёд?
Слайд 19.
- Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.68 учебника, внизу).
- Для чего?
- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
- А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.
- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.
- Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.
- Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?
- Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов).



Личностные:
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные:
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную за
дачу, соответствующую этапу обуче
ния;
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Познавательные:
- уметь планировать, анализировать свою работу;
- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
- работать индивидуально;
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.


VII Рефлексия деятельности. Итог урока.
Цель:
- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Игровая ситуация, использование ИКТ
Отгадывание кроссворда.
Слайд 22.
Итак, подведём итоги. Разгадайте кроссворд

н
е
г
о
в
и
к



2.м
о
р
о
з




3.л
ё
д




и
м
а

1. Меня все растили
Из снега слепили
Холодный, большой –
Кто я такой? (Снеговик).

2.Без рук рисует,
Без зубов кусает.
(Мороз)

3.Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лёд).

4.Кто, угадай-ка, седая хозяйка
Тряхнёт перинки – над миром пушинки?
(Зима).
Какое ключевое слово получилось? (вода)
Почему? (Снег и лёд образуются при замерзании воды).
Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)
Назовите основные свойства снега и льда.
Какие слова закрыли снежинки?
- Молодцы!
- Я вами довольна. Вы хорошо трудились. Вы настоящие исследователи.
У нас в классе висят красивые снежинки. Вы сейчас тоже превратитесь в снежинки и полетите к ним: те, кому на уроке было очень интересно, полетят к белой снежинке, кому на уроке было скучно к зелёной снежинке.

Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Умения использовать знания при разгадывание кроссворда.
Регулятивные:
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные:
- умения систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»


VIII Рекомендации для занятий дома
Цель:
- обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задание на выбор и по желанию обучающих-ся.


1. Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Помогите ему и дорисуйте снежинки.
2. Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные:
Регулятивные:
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Познавательные:
- уметь планировать, анализировать свою работу;
- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- работать индивидуально;
- задавать вопросы.
Предметные:
- умения систематизировать знания по теме.


Литература:
Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2011.
Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2009.