ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАЛАНТЛИВЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТАЛАНТЛИВЫМИ И
ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
О.Н. Рыжинская (Детско-юношеский центр «Илья Муромец», г. Иркутск)
Каждый ребенок от рождения талантлив. Но всегда ли взрослые видят то зернышко, которое может прорасти? Как разглядеть одаренного ребенка? В мировой науке существуют различные модели одаренности. Считается, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, креативности, настойчивости. В любом коллективе есть дети, которые выделяются яркими особенностями. Такие дети стремятся к познанию и не любят ограничений в своих исследованиях. Они отличаются оригинальностью мышления, выдвигают неожиданные идеи, быстро и легко находят нестандартные решения трудных вопросов.
Задача преподавателя: во-первых, увидеть способности у каждого ребенка, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ребенка проявляется нестандартность мышления, у другого ‒ отличная долговременная память, у третьего ‒ неординарный подход и оригинальность в решении различных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Преподаватель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода задач постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Работа с одарёнными детьми начинается с диагностики одарённости, которая проводится также и во время внеурочной деятельности. Она позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. На этом этапе внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся (рис. 1). Основная задача преподавателя ‒ учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Рис. 1. Урок в системе дополнительного образования (Детско-юношеский центр «Илья Муромец»)
Педагог должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного ‒ это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого ‒ способность к рисованию, у третьего ‒ золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого ‒ организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Одаренный ребенок ‒ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах одаренности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека. Среди критериев выделения видов одаренности можно отметить: вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики; степень сформированности; форма проявления; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относится практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности: в практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность); в познавательной деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов); в художественно-эстетической деятельности; в коммуникативной деятельности (прежде всего лидерская одаренность).
Как правило, у одаренных детей ярко выражены склонности и интересы, им присуща широта интересов. Таким детям хочется попробовать себя в разных сферах деятельности, везде успеть. Помочь одаренным детям успешно развиваться ‒ задача педагогов дополнительного образования. Это не означает, что другие дети будут обделены вниманием. Просто творческим детям этого внимания требуется гораздо больше. Формирование умений и личностных качеств одаренного ребенка должно учитывать его индивидуальный стиль. Для этого педагог подбирает соответствующий этому стиль обучения: индивидуальные занятия и задания, различные тренинги и упражнения. Раскрыть талант сложно, но нужно создать такие условия, когда у ребенка не останется возможности не проявить себя в полной мере. Особое значение отведено системе дополнительного образования, которое способствует развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей в условиях индивидуального подхода в обучении. В творческом объединении происходит целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных программ.
Именно такую роль выполняют программы дополнительного образования, задача которых – способствовать развитию одаренных детей через обучение основам различной деятельности. Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Индивидуальный подход ‒ осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.
Дифференциация обучения ‒ это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы. Не стоит путать также индивидуальное обучение и индивидуальный подход к обучению. Если первый предполагает систему «Педагог ‒ ученик», то во втором случае педагог занимается с группой учащихся, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.
В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. У детей одного возраста много общих, типичных для данного периода особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные. Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров, даже близнецы отличаются друг от друга, хотя, казалось бы, они одинаковы: обладают одним генетическим набором, одни и те же условия жизни ‒ но они разные. Индивидуальность человека обусловлена многими причинами.
Педагог должен найти сильную сторону ребенка, дать возможность проявить ее и почувствовать вкус к успеху. Когда ребенок поверит в свои возможности, у него появляется мотивация к дальнейшему росту. Для детей, а особенно одаренных, очень важен соревновательный момент. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты и задачи. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, "мозговые штурмы", "блиц-турниры", нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Члены творческих коллективов обязательно должны участвовать в творческих конкурсах разного уровня (рис. 2). Лучшее школьное изделие, работа помогают детям реализовать свой творческий потенциал и стимулируют к дальнейшему совершенству. Здоровая конкуренция не дает развиваться «звездной болезни». Кроме конкурсов, ребята должны участвовать в социальных проектах школы, района. В работе с одаренными детьми очень важна поддержка и участие родителей. Папы и мамы не всегда понимают, что дома ребенок тоже ждет оценки своего творчества, похвалы и элементарного внимания со стороны близких людей. Результаты конкурсов – это своеобразный творческий отчет юных учащихся (рис. 3). Он дает возможность детям демонстрировать свои успехи на творческом поприще, а родителям лучше понять особенности своего ребенка, помочь и поддержать его в творческом поиске. Задача педагога – найти подход к родителям одаренного ребенка, поощрять их. Такой союз (ребенок-педагог-родители) станет залогом успеха работы всего творческого коллектива и каждого ребенка в отдельности.

Рис. 2. Победители городского конкурса «Мир, в котором мы живем»
Были рассмотрены и проанализированы теоретические особенности детской одаренности. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов и др. Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей - либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности.

Рис. 3. Результат творческой деятельности учащихся
Каждый одаренный ребенок ‒ индивидуальность, требующая особого подхода, а для работы с одаренными детьми нужны особые методы и подходы. Сегодня учителю представлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения. А формы и методы развития доминирующих способностей не должны быть стандартными, обще приемлемыми. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научного потенциала страны, является налаженная система поиска и обучения одарённых детей. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей ‒ трудная и широкомасштабная задача.
Таким образом, в работе по развитию одарённости детей, в учреждениях дополнительного образования, должен быть применен принцип максимальной реализации их потенциальных возможностей и развития творческих способностей, а от педагогов работа с одаренными детьми, на сегодняшний день, требует особых усилий, и главным в системе работы с детьми в условиях учреждений дополнительного образования является поддержка одаренности детей, обучающихся в данных учреждениях, которые сформируют будущее общества. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.