Программа по внеурочной деятельности кружок Волшебная нить


Программа
организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов
«Волшебная нить» 270ч
(общекультурное направление)
Автор: Глазкова Елена Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
2014г.
Пояснительная записка.
Программа разработана с использованием методического конструктора
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования утверждён и введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785).
В основу программы положены следующие принципы:• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
В соответствии с ФГОС НОО программа внеурочной деятельности опирается на следующие ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Искусство служит познанию окружающей действительности. Подобно языку, оно является средством общения людей. Необходимость развития интересов учащихся в области ручного труда связана с раскрытием у детей творческих способностей: воображения, фантазии, интуиции. Работа по данной программе представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии ручного вязания в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Он учится планировать свои действия и доводить их до конца.Нередко конструкторское, исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом для него и его родителей. Выполненное удачно, такое задание позитивно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности школьника, на развитие его взаимодействия с родителями, улучшая морально – психологическую атмосферу в семье.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника, т.к. ручное вязание имеет глубокие традиции. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Данный курс имеет практическую направленность: знакомство с основными элементами, вязание образцов узоров, вязание простых и сложных изделий. Изучение курса позволит учащимся получить навыки вязания различного вида полотна. Таким образом, учащиеся приобретают не скучные теоретические знания, а определенные компетенции.
Согласно требованиям Стандарта для организации работы по данной программе используется форма деятельности – творческая мастерская, которая объединяет детей для занятий творчеством в определённом виде деятельности.
Отличительные черты:
-принадлежность содержания деятельности к определённому виду прикладного творчества;
-приоритет целей обучения и предметно – практических задач;
-ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определённого вида деятельности, в освоении специальных технологий;
-демонстративно – исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки);
-возможность начала обучения на любом этапе с 1-3 класс, т.к. каждый год изучения посвящен одному определенному виду ручного вязания;
- возможность самостоятельного выбора технологии работы (самоопределения) на последнем этапе (4 класс) в соответствии с желаниями и возможностями учащегося.
Содержание внеурочной деятельности дополняет и конкретизирует представления учащихся о традициях и культуре своего народа, разнообразии предметов рукотворного мира, особенности материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства.
Содержание курса расширяет знания, приобретаемые обучающимися в базовом учебном курсе «Технология». Возможности внеурочной деятельности обеспечивают более полное развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе работы.
Цель курса: приобретение практических навыков ручного вязания и макраме; развитие творческих способностей детей; формирование духовной культуры; формирование представлений о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
Задачи: развивать природные задатки и способности детей; формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами декоративно – прикладного искусства; расширять общий и художественный кругозор; развивать мелкую моторику; формировать знания о подготовке материалов и инструментов к работе; формировать умение подбирать материалы и инструменты для выполнения определенного изделия;  формировать умение выполнять основные элементы; получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности; формирование привычки соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места, нести ответственность за результат своего труда.
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельного класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов. Набор учащихся в группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Количество учащихся в группе 15 человек.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 270 часов.
Из расчёта 2 часа в неделю: 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Волшебная нить»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с технологическими приёмами ручного вязания;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Учебно-тематический план
Название раздела Количество часов
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
т пт пт пт пМатериалы и инструменты 1 - 1 - 1 - 1 -
Основные элементы 9 23 9 15 3 7 - -
Узоры 2 18 4 20 4 12 - -
Готовые изделия - 12 - 18 - 40 - 66
Итоговое занятие - 1 - 1 - 1 - 1
Итого 12 54 14 54 8 60 1 67
Всего за год 66 68 68 68
Т- теоретические занятия, П- практические занятия.
Содержание программы
Материалы и инструменты
Крючок. Виды крючков. Спицы. Виды спиц: прямые, круговые, чулочные. Приспособления. Пряжа. Виды пряжи. Подготовка пряжи и нитей к работе. Крепления. Шнур. Виды шнуров.
Основные элементы.
Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель. Столбик без накида. Петли подъема. Полотно. Столбик с накидом. Плотное вязание. Столбики с 2 и более накидами. Веер из нескольких столбиков. Петля основания. Пышный столбик. Пико. Декоративное оформление края. Набор петель. Лицевая петля. Изнаночная петля. Кромочная петля. Накид. Лицевая гладь. Чулочная вязка. Резинка. Скрещивание. Декоративные элементы. Помпон.Условные обозначения изученных петель. Схема. Чтение схем. Запись схемы по описанию. Сопоставление схемы и описания. Сопоставление схемы и готового изделия. Расчет количества петель. Плотность вязания. Прибавление и убавление петель. Сборка изделия. Узел. Образование узлов. Виды узлов: простые и двойные узлы, плоский узел, соединительный узел, репсовый узел, узел «Жозефина», китайский узел. Бриды. Прямые (горизонтальные) бриды. Наклонные (диагональные) бриды. Переплетенные бриды. Вертикальные бриды.
Узоры
Прямое вязание. Прямое полотно. Плотное вязание. Ажурные узоры. Декоративные полосы. Вязание по кругу. Вязание отдельных элементов. Декоративная дорожка. Вязание квадрата. Рельефные узоры. Косы. Жаккард. Витая цепочка. Шнурок. Фоновый узор. Винт. Перетянутые полосы. Декоративное крепление.Кайма.
Готовые изделия.
Простые изделия: закладка, подставка под горячее, прихватка.
Аксесуары: кулон, салфетка, шарф, шапка, носки (пинетки), игрушка, сумка (чехол для телефона), панно, пояс. Предметы одежды для кукольного гардероба: летний топ, жакет (свитер), юбка, платье.
1 класс (66 часов)
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты -1 час.
Крючок. Виды крючков.
Пряжа. Виды пряжи. Подготовка пряжи к работе.
2. Основные элементы. Воздушная петля – 4 часа.
Воздушная петля. Условное обозначение.
Цепочка из воздушных петель
Вязание образца.
3. Основные элементы. Столбик без накида – 4 часа.
Столбик без накида. Условное обозначение.
Петли подъема.
Полотно.
Вязание образца.
4. Основные элементы. Столбик с накидом – 4 часа.
Столбик с накидом. Условное обозначение.
Плотное вязание.
Вязание образца.
5. Основные элементы. Столбик с 2,3 и более накидами - 4 часа.
Столбики с 2 и более накидами. Условные обозначения.
Вязание образца.
6. Основные элементы. Веер из нескольких столбиков – 4 часа.
Веер. Условное обозначение.
Петля основания.
Вязание образца.
7. Основные элементы. Пышный столбик – 4 часа.
Пышный столбик. Условное обозначение.
Вязание образца.
8. Основные элементы. Пико – 4 часа.
Пико. Условное обозначение.
Вязание образца. Декоративное оформление края.
9. Основные элементы. Схема. Условные обозначения – 2 часа.
Условные обозначения изученных петель.
Чтение схем.
Запись схемы по описанию.
10. Основные элементы. Чтение схем – 2 часа.
Чтение схем.
Сопоставление схемы и описания.
Сопоставление схемы и готового изделия.
11. Узоры. Узоры прямого вязания – 6 часов.
Прямое полотно.
Плотное вязание.
Ажурные узоры.
Декоративные полосы.
12. Узоры. Вязание по кругу – 6 часов.
Вязание по кругу.
Прибавление петель.
13. Узоры. Вязание из отдельных элементов – 8 часов.
Вязание отдельных элементов: лист, цветок, трилистник, шнур.
Сборка изделия.
Декоративная дорожка.
Вязание квадрата
14 .  Готовые изделия. -12 часов.
Вязание закладки.
Подставка под горячее.
Вязание прихватки.
15.   Итоговое занятие. Подготовка к выставке – 1 час.
2 класс (68 часов)
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты -1 час.
Спицы. Виды спиц: прямые, круговые, чулочные.
Приспособления.
Пряжа. Виды пряжи. Подготовка пряжи к работе.
2. Основные элементы. Набор петель – 1 час.
Набор петель.
Плотность вязания.
3. Основные элементы. Лицевая петля. – 2 часа.
Кромочная петля.
Лицевая петля. Условное обозначение.
Лицевая гладь.
Вязание образца.
4. Основные элементы. Изнаночная петля. – 2 часа.
Изнаночная петля. Условное обозначение.
Чулочная вязка.
Вязание образца.
5. Основные элементы. Резинка.- 4 часа.
Резинка. Виды резинки. Вязание образца.
6. Основные элементы. Накид. – 2 часа.
Накид. Условное обозначение.
Вязание образца.
7. Основные элементы. Скрещивание. – 5 часов.
Левое и правое скрещивание.
Перенос на вспомогательную спицу. Условные обозначения.
Вязание образца.
8. Основные элементы.Декоративные элементы – 4 часа.
Декоративное оформление края.
Помпон.
9. Основные элементы. – 2 часа.
Прибавление петель.
Убавление петель.
Расчет количества петель.
10. Основные элементы. Схема.– 2 часа.
Условные обозначения изученных петель.
Чтение схем.
Запись схемы по описанию.
Сопоставление схемы и описания.
Сопоставление схемы и готового изделия.
11. Узоры. Рельефные узоры – 6 часов.
12. Узоры. Ажурные узоры.– 6 часа.
13. Узоры. Косы – 6 часов.
14. Узоры. Жаккард. – 6 часов
15 .  Готовые изделия. -18 часов.
Вязание шарфа.
Вязание шапки.
Вязание повязки для волос.
16.   Итоговое занятие. Подготовка к выставке – 1 час.
3 класс (68 часов)
Вводное занятие. Материалы и инструменты -1 час.
Крепления.
Шнур. Виды шнуров.
Подготовка нитей к работе.
Основные элементы. Узел – 6 часов.
Образование узлов. Простые и двойные узлы.
Плоский узел.
Соединительный узел.
Репсовый узел.
Узел «Жозефина».
Китайский узел.
Основные элементы. Бриды. – 4 часа.
Прямые (горизонтальные) бриды.
Наклонные (диагональные) бриды.
Переплетенные бриды.
Вертикальные бриды.
4. Узоры. – 16 часов.
Витая цепочка.
Шнурок.
Фоновый узор.
Винт.
Перетянутые полосы.
Декоративное крепление.
Кайма.
5 .  Готовые изделия. - 40 часов.
Плетение закладки.
Плетение пояса.
Плетение панно.
6.   Итоговое занятие. Подготовка к выставке – 1 час.
4 класс (68 часов)
Вводное занятие. – 1 час
Техника безопасности при работе с инструментами.
Расчет количества петель.
Сборка изделия.
Готовые изделия – 66 часов
Вязание крючком: игрушка, салфетка.
Вязание спицами: носки (пинетки), сумка (чехол для телефона), летний топ, жакет (свитер), юбка, платье. Макраме: кулон.
Итоговое занятие. Подготовка к выставке – 1 час.
Методическое обеспечение программы
Основные методы и формы работы при реализации данной программы:  беседы, практические занятия, творческие задания. Возможна организация экскурсии на производство (фабрика трикотажных изделий, ателье трикотажа, прядильный цех и др.), а также проведение виртуальных экскурсий с использованием цифровых ресурсов и сети Интернет. В конце каждого года изучения целесообразно организовать выставку работ учащихся.
Материально – технические ресурсы.
Для вязания крючком: крючок №2, №3; пряжа х/б, ножницы.
Для вязания спицами: спицы прямые № 3, спица вспомогательная, набор чулочных спиц №2, пряжа шерсть или акрил, ножницы, приспособление для помпонов.
Для макраме: устройство для крепления, шнур 0,3 мм, бечевка, ножницы, булавка английская, параллон.
Список литературы:
1. Рукоделие. М., 1993г., «Большая Российская энциклопедия».
2. Магия кружев, Н.П.Белая, Минск, «Полымя», 2001.
3. Вязание.,А.Краузе, Ташкент, «Шарк», 1993.
4. Кружок вязания крючком. Пособие для учителя. Т.И.Еременко, Москва, «Просвещение», 1984
5. Макраме. А.Краузе, Узбекистан, 1986
6. Журналы «Диана-креатив», «Вяжем детям», «Журнал мод» и др.