Рабочая программа педагога дополнительного образования Волшебная нить

Пояснительная записка
Вязание крючком - один из древнейших видов прикладного искусства. В наши дни стало модным украшать одежду и предметы быта изделиями, связанными коротким крючком и длинным. Данная программа рассматривает несколько видов вязания крючком: филейное вязание; ажурное вязание; вязание, из которых можно создать различные изделия: салфетки, панно, прихватки; создать узоры для наволочек, манишек, кофточек, платьев, жилетов.
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное - ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Программа является адаптированной к условиям специальных (коррекционных) школ VIII вида. Программа предназначена для более глубокого изучения предмета «Социально-бытовая ориентировка».
Программа составлена на основе методического пособия Ясинского А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение.

Направленность программы - социально-педагогическая

Цель программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия с дальнейшим применением полученных знаний в самостоятельной жизни.

В процессе реализации программы должны быть решены задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать и корригировать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание.
Развивать и корригировать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать и корригировать художественный вкус.
Воспитывать и развивать интерес к народным традициям.

Курс предназначен для обучающихся 3-9 классов.
Срок реализации 3 года




Формы и методы обучения

Основное внимание на занятиях вязания крючком целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для связанных изделий, правильному подбору инструментов и материалов для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной поделки.
Занятия должны способствовать формированию у учащихся художественной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком этого декоративно-прикладного искусства. Развитие школьников осуществляется через знакомство с изделиями этого искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, для оформления интерьера школы, участия в выставках и ярмарках
Необходимо учитывать возрастные особенности школьников и специфику внеклассной работы. Информация должна сообщаться небольшими порциям, вновь полученные знания должны сразу закрепляться практическими умениями. Повторение знаний и умений осуществляется не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые несут смысловую нагрузку. Следует начинать с простых изделий по конструкции и небольших по объему работы так, чтобы учащиеся могли быстро увидеть результат своего труда, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявлять самостоятельность, творческую инициативу, выдумку при выборе отделки, рисунка вязания, формы, размеров.
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Обучающиеся должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества.
Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
Безопасные приемы работы.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Основные рабочие приемы вязания крючком.
Условные обозначения вязальных петель.
Порядок чтения схем для вязания крючком.

Должны уметь:
Пользоваться схематичным описанием рисунка.
Выполнять простейшие элементы вязания крючком.
Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
Подбирать инструменты и материалы для работы.
Изготавливать изделие.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Ожидаемый результат: научить вязать крючком простые изделия.
Техника безопасности
1.Не загромождай рабочее место лишними вещами.
2.Следи за исправностью инструментов и приспособлений.
3.Используй инструменты по назначению.
4.После работы убери рабочее место.
5.Закончив работу, вымой руки.
Привитие навыков культуры труда
правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, составления плана: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить их так, чтобы удобно было ими пользоваться: работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, кл
·ади слева;
соблюдать порядок на рабочем столе в процессе всего занятия;
выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;
экономно расходовать материалы, рационально использовать время, силы;
строго выполнять правила безопасной работы;
постоянно контролировать правильность выполнения изделия;
находить ошибки и по возможности исправлять их.
















Тематический план первого года обучения


Тема
Количество часов




Всего

Теория

Практика


1.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История вязания крючком
1
1


2.
Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком.
1
1


3.
Основные элементы техники вязания крючком
3
1
2

4.
Основные приемы вязания крючком
6
2
4

5.
Панно из цепочки воздушных петель
2
1
1

6.
Упражнения вязания полотна.
2
1
1

7.
Основы цветоведения
2
1
1

8.
Простые схемы. Чтение схем.
2
1
1

9.
Вязание квадратного полотна. Схема.
Прихватка
5
2
3







10.
Вязание салфетки и подставки под горячее.
6
2
4

11.
Элементы украшения ( бахрома, помпон)
4
1
3

12.
Украшение вязаного изделия
2
1
1

13.
Итоговое занятие
1
1




38


















Учебно-тематический план первого года обучения


№ п\п
Тема
Количество часов
Дата
Корректировка



Всего
Теория
Практика



1.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История вязания крючком
1
1




2.
Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком.
1
1




3.
Основные элементы техники вязания крючком
3
1
2



4.
Основные приемы вязания крючком
6
2
4



5.
Панно из цепочки воздушных петель
2
1
1



6.
Упражнения вязания полотна.
2
1
1



7.
Основы цветоведения
2
1
1



8.
Простые схемы. Чтение схем.
2
1
1



9.
Вязание квадратного полотна. Схема.
Прихватка
5
2
3



10.
Вязание салфетки и подставки под горячее.
6
2
4



11.
Элементы украшения ( бахрома, помпон)
4
1
3



12.
Украшение вязаного изделия
2
1
1



13.
Итоговое занятие
1







Тематический план второго года обучения


Тема
Количество часов




Всего

Теория

Практика


1.
Вводное занятие
Правила безопасности труда при вязании крючком. Инструменты и материалы

1

1


2.
Мотивы сложных форм
3
1
2

3.
Вязание по кругу. Тюльпаны. Схемы.
5
2
3

4.
Чехол для сотового телефона
4
2
2

5.
Карандашница
5
2
3

6.
Домашние тапочки
8
2
6

7.
Украшении одежды( вязаные цветы)
4
1
2

8.
Вязание перчаток
7
2
5

9.
Итог
1
1




38







Учебно-тематический план второго года обучения

№ п\п
Тема
Количество часов
Дата
Корректировка



Всего
Теория
Практика



1.
Вводное занятие
Правила безопасности труда при вязании крючком. Инструменты и материалы
1
1




2.
Мотивы сложных форм
3
1
2



3.
Вязание по кругу. Тюльпаны. Схемы.
5
2
3



4.
Чехол для сотового телефона
4
2
2



5.
Карандашница
5
2
3



6.
Домашние тапочки
8
2
6



7.
Украшении одежды( вязаные цветы)
4
1
3



8.
Вязание перчаток
7
2
5



9.
Итоговое занятие
1







Тематический план третьего года обучения


Тема
Количество часов




Всего

Теория

Практика


1.
Вводное занятие
Правила безопасности труда при вязании крючком. Инструменты и материалы

1

1


2.
Мотивы сложных форм
3
1
2

3.
Вязание по кругу. Схемы.
5
2
3

4.
Салфетка.
4
2
2

5.
Квадратные подушечки. Схемы.
8
2
6

6.
Модная шапочка.
9
2
7

8.
Длинный шарф (ажурный)
7
2
5

9.
Итог
1
1




38




























Учебно-тематический план третьего года обучения


№ п\п
Тема
Количество часов
Дата
Корректировка



Всего
Теория
Практика



1.
Вводное занятие
Правила безопасности труда при вязании крючком. Инструменты и материалы
1
1




2.
Мотивы сложных форм
3
1
2



3.
Вязание по кругу. Схемы.
5
2
3



4.
Салфетка.
4
2
2



5.
Квадратные подушечки. Схемы.
8
2
6



6.
Модная шапочка.
9
2
7



7.
Длинный шарф (ажурный)
7
2
5



8.
Итоговое занятие
1





Литература


Берестов А.Н. Чудесный клубок. - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1987. - 124 с.: ил.
Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. М.: Издательство «Малыш».-1986.
Еремова О.М. Занятие по рукоделию //Начальная школа (журн.)-1983. - №4 -
Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. - М., 1984.
Ильина Г.С. Вязание. Альбом. - М., 1983.
Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990.
Максимова М.В., Кузьмина М. Вязание крючком. - М., 2000
Столярова А.М. Вязаная игрушка. - М., 2000.
Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. - М., 2001.
Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.
Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.-192с.: ил












13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Уђ Заголовок 115