Классный час «400-летний юбилей освобождения Москвы от польско-литовских интервентов»


Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов.
Классный час
«400-летний юбилей освобождения Москвы от польско-литовских интервентов»
Работу выполнила:
Гениатова Анна Васильевна
Учитель истории
Тел.: 9200136111
г. Н. Новгород 2011г.
В 2012 гг. Россия и мы нижегородцы будем отмечать 400-летие освобождения страны от иностранной интервенции и возрождение Российской государственности. Огромный вклад в освобождение нашего отечества был внесен нашими земляками, стоявшими у истоков II-го Народного ополчения. Патриотический призыв нижегородцев, озвученный выдающимся патриотом и  гражданином Козьмой Мининым, был услышан и поддержан россиянами. Это привело к победе и освобождению России от внешних врагов.
Спустя четыре столетия после судьбоносных событий имя нашего прославленного земляка снова гремит по всей Росси, напоминая нам о значимости единения нашего народа. Учитывая огромный вклад Минина в освобождение страны, отдавая дань уважения героическому прошлому наших земляков, мной разработан классный час на тему «400-летнего юбилея освобождения Москвы от польско-литовских интервентов»
 Основная цель классного часа    - привлечь внимание учащихся к выдающейся исторической личности и легендарному земляку Кузьме Минину, к деятельности II-го ополчения, к событиям Смутного времени.
Классный час  решает познавательные и воспитательные задачи: примеры ратных и гражданских подвигов, совершенных  Козьмой Мининым  и другими выдающимися  героями Отечества, являются важным средством воспитания, способствует усвоению школьниками нравственных норм и правил, образцов поведения будущих созидателей и защитников нашей Родины. Раскрывает историческое значение гражданского подвига нашего прославленного земляка, содействует формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, гордости за подвиги нижегородцев.
Классный час ориентирован на учащихся 7-х классов. Подразумевает активное участие ребят, составление сообщений по заявленной теме, ведение аргументированных дискуссий.
В проведении классного часа использовались активные педагогические технологии: проблемные вопросы, познавательные задачи, практико-ориентированные ситуации.
Форма проведения урока: урок – беседа.
В целях активизации познавательной деятельности учащихся в процессе классного часа я обращаюсь к использованию мультимедийных материалов - презентации, максимально использую материалы, связанные с достопримечательностями Нижнего Новгорода периода II-го ополчения.
Ход классного часа.
Из истории вопроса. Рассказ учителя. Выступления учеников с заранее подготовленными сообщениями.
1слайд. Озвучивание темы классного часа.
2слайд. Как вы ребята знаете из курса истории, после смерти царя Фёдора Ивановича прекращается в 1598 году старая династия Рюриковичей. Новым царем становится Борис Годунов.
3 слайд. Демонстрация портрета с изображением Бориса Годунова.
Сообщение 1 ученика: «Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении, “светлодушный”, по современному определению, Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи, он не любил насильников и взяточников, не любил пьяниц, развратников. Воспитанный в среде опричников, он тем не менее совсем не был на них похож. За время его правления двор стал тихим, трезвым, добрым. На интриги он отвечал не кровавыми казнями и ссылками, казнил – по суду. Власть держал твердо. Он был популярен, страна испытала облегчение. Население после опричнины и опустошения земель возвращалось, торговля в городах оживилась. Москва расстроилась. Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов.» Так описывает Б. Годунова русский историк В.О. Ключевский.
Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича”
Учитель: «После того, как Годунов отверг план объединения России и Польши и приступил к строительству Смоленской крепости для обороны, московские бояре вступив в сговор с польскими и литовскими магнатами, предложили Лжедмитрия на престол. У царя было много противников. Воспользовавшись слабостью страны, Речь Посполитая поддержала Лжедмитрия I.»
4 слайд. Демонстрация портрета с изображением Лжедмитрия I.
Сообщение 2 ученика: «Монах Чудова монастыря, Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, тайно поклялся папе Римскому (1601 г.), что став царем обратит Россию в католическую веру» - сведения из В.О. Ключевского. Лжедмитрий обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Его поддержал и народ и церковь. В 1604 г. войско самозванца выступило из Львова. Все присягали ему на верность. В 1605 г. Годунов неожиданно умер и Лжедмитрий воцарился на престол. Но пробыл только один год. Поляки расхищали казну, оскорбляли национальное достоинство, религиозные чувства русского народа. Движение сопротивления против него возглавил боярин Василий Шуйский. Лжедмитрий был убит, на престоле оказался В. Шуйский (1606-1610 гг.)»
5 слайд. Демонстрация портрета с изображением Василия Шуйского.
Сообщение 3 ученика: «При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Василий повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых Василий выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Народный суд приговорил его к смерти, С терпением и мужеством Василий пошел на казнь и, не ожидая спасения, бестрепетно сказал народу: “Умираю за веру и правду!”. Народ великодушно простил и заменил смертную казнь ссылкой в Вятку, после чего московские торговые люди вернули его ко двору, а бояре согласились выбрать его в цари. Знатность его рода, как старейшей отрасли св. Александра Невского, содействовала уважению к его речам, когда он говорил о том, что царь Лжедмитрий изменяет православию, что у него уговор разорить церкви и построить вместо них костелы» сведения, почерпнутые в труде Н.И. Костомарова».
Учитель: «В 1607-1608 гг. появился Лжедмитрий II. Народ снова поверил. Весть о том, что царевич жив, быстро разнеслась по округе. Поляки с новым Лжедмитрием двинулись на Москву. Сдавались город за городом и пополнялось войско самозванца. Основную часть войска составляли казаки. В июне 1608 г. подошли к Москве, разбили лагерь в с. Тушине. Поляки привезли Марину Мнишек на опознание, она поддалась на уговоры и опознала в нем своего мужа. Эта весть быстро разнеслась по Руси. На стороне Лжедмитрия II были Псков, Суздаль. Углич, Ростов, Ярославль, Тверь и др. города. В 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Лжедмитрий II сбежал в Калугу. Где был убит. В. Шуйский обратился за помощью к Шведскому королю, пообещав ему Корелу и участок Балтийского моря. Появился Лжедмитрий III, который со своим войском пошел на Москву с Запада. В 1610 г. Василий Шуйский был свергнут.
6 слайд. Власть перешла в руки "семибоярщины". Не желая вновь выбирать царя из бояр и стремясь примириться с поляками, семибоярщина предложила призвать на русский престол сына польского короля Сигизмунда III - королевича Владислава. Крестьянские восстания бушевали на Руси, а в с. Тушино стоял Лжедмитрий II, началась открытая интервенция России поляками и шведами. Положение страны стало тяжелым. Развернулось широкое движение – против поляков. Рассылались призывные грамоты встать на защиту Родины.
7 слайд. Перед страной встала угроза потери независимости. В 1611г. В Рязани было сформировано I ополчение под командованием Прокопия Ляпунова. Но из-за внутренних раздоров и противоречий ополчению не удалось справиться с поставленной задачей. И после убийства Ляпунова оно распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. С 1609 по 1611 гг. длилась оборона Смоленска против польского войска атамана Ходкевича. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем.
8 слайд. Осенью 1611 г. Центром сопротивления интервентам становится наш город Нижний Новгород. По призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование Второго ополчения. На слайде отображен исторический момент воззвания Минина к народу, которое имело место быть на Торговой площади Нижнего посада под стенами древнего кремля. Он яростно взывает к разномастной толпе, находя отклик в сердцах горожан всех возрастов, сословий и состояний, призывая спасти Отечество и пожертвовать на Народное ополчение деньги.
9 слайд. Демонстрация портрета с изображением Козьмы Минина.
Сообщение 4 ученика: «Кузьма Минин происходил из многочисленной семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. "Минин" — первоначально было отчеством и лишь впоследствии стало родовой фамилией. Отойдя от родовой профессии, Минин перебрался в Нижний Новгород и стал посадским, торговал мясом и рыбой. В сентябре 1611 был избран земским старостой.
10 слайд. Демонстрация портрета с изображением Дмитрия Пожарского.
Сообщения 4 ученика: «Военным руководителем ополчения был выбран Дмитрий Михайлович Пожарский. Он является потомком Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей суздальской земли. Стародубские князья, в свою очередь, являются потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы».
11 слайд. Сообщения 4 ученика: «Князь Пожарский находился в своей вотчине за 120 верст от Нижнего Новгорода, и едва оправился от ран, полученных в Москве при участии в первом народном ополчении. К нему прибыли архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: “- Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый – Козьма Минин-Сухорук. Ему такое дело за обычай”. Из труда историка Н.И. Костомарова.»
12 слайд. Учитель: Народное ополчение получило поддержку всех слоев российского общества. В 1612 г. ополчение, расширившись (шли через Ярославль, обошли Москву западнее, отрезав путь польскому войску атамана Ходкевича), подошло к Москве. Поляки, засевшие в Москве, не желали сдаваться. Гуманное предложение сдаться было отвергнуто, началась осада Китай-города.
13 слайд. События были столь жаркими, что в стороне от сечи не мог остаться ни конный ни пеший. Изображение на слайде показывает князя Д. Пожарского в разгар сражения за Москву.
14 слайд. Этим прославленным оружием добывалась та великая победа.
15 слайд. После 2-х месяцев осады, 22 октября Китай-город был взят ополченцами. Через четыре дня сдались остатки польского гарнизона, засевшие в Кремле. Москва была полностью освобождена от захватчиков. Это вызвало резкий патриотический подъем среди населения и привело к изгнанию поляков со всей земли.
16 слайд. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны».
17 слайд. Сообщение 5 ученика: «Наградой Минину и Пожарскому стала память народная. Памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. Памятник спроектирован архитектором И. Мартосом. Первично предполагалось установить его в Нижнем Новгороде. Но в связи с событиями Отечественной войны 1812 и пожаром Москвы, было принято решение оставить его в Москве».
18 слайд. Памятная надпись на постаменте гласит: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия»
19 слайд. Нижегородцам подарили мраморный обелиск честь Минина и Пожарского. Памятник спроектировали архитекторы А. И. Мельников и И. П. Мартосом. Он установлен на территории кремля в 1828г.
20 слайд. Нижний Новгород позже обрел памятник героям Росси. Нижегородский монумент представляет собой копию знаменитой скульптурной группы работы Ивана Мартоса, находящейся у Лобного места в Москве. Изваял новый памятник Зураб Церетели. Он установленный у храма Рождества Иоанна Предтечи на Соборной площади 4 ноября 2005г.
21 слайд. Также в честь К. Минина названа центральная площадь нашего города, на которой размещен памятник скульптора Александра Колобова. Он открыт 7 ноября 1943.
22 слайд. В 1950 году был установлен на углу улицы Минина в районе площади Минина мраморный бюст народного героя и нашего земляка, созданный художником - скульптором А.В. Кикиным.»
Беседа с учащимися по заданиям на основе рассказанного материала:
Задание 1. Проблемные вопросы:
Почему стало возможным появление Лжедмитриев?
Почему в Смутное время была сильная политическая неустойчивость?
Почему весь народ поднялся на борьбу с захватчиками?
Задание 2. Дайте оценку поведения:
Бориса Годунова
Лжедмитрия I
Василия Шуйского
“Семибоярщины”
К.Минина и Д.Пожарского.
Задание 3. Вопросы по надписи на памятнике К.Минину и Д.Пожарскому
Почему К. Минина назвали гражданином?
Почему “благодарная” Россия, а не от граждан России?
Викторина по материалам классного часа.
1.      Кто был последним правителем из династии Рюриковичей?
2.      Какое событие положило начало самозванству на Руси в XVI в?
3.      Кем на самом деле был Лжедмитрий I?
4.      Какую фамилию носила жена Ивана Грозного?
5.      Кого народ прозвал «тушинским вором»?
6.      Кем был Кузьма Минин?
7.      Какую роль в ополчении играл князь Пожарский?
8.      Какие враги были у России в «смутное время»?
9.      Какие города удалось захватить врагам?
10.   Когда была освобождена Москва?
11. Какие памятники Минину и Пожарскому установлены в Нижнем Новгороде?