Рабочая программа факультативного курса География 5клас 17часов


Программа факультатива
5 класс
«Мой край родной».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии , утвержденного Приказом Минобразования РФ от 5.03.2004г .№ 1089;
программа краеведения( автор:Н.С.Румынина,2005г.)
Базисный учебный план МКОУ «ООШ №22».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа соответствует учебнику « Физическая география Ставропольского края: Учебник для 6-8 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. В.В.Савельевой, Н.С. Румыниной, Б.Л. Годзевича, В.А.Шальнева/, Ставрополь-2003 г.
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для
организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся.
Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует
умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Содержание факультативного курса позволяет познакомить учащихся с физической географией Ставропольского края, а практические исследования расширяют географические знания по курсу. Рассматривая особенности географического положения, рельефа и геологического строения, климата и внутренних вод, почв, растительности и животного мира, ландшафтов края, а также, знакомясь с экологическими проблемами края, школьники получают систему знаний о территории, на которой проживают как о целостном географическом регионе в составе страны.
Знать и любить свой край - это значит быть его истинным гражданином. Знание своей Родины - залог разумного хозяйствования. Географ и писатель Ю.К. Ефремов сформулировал эту мысль так: "Люблю и знаю. Знаю и люблю. И чем полней люблю, тем глубже знаю". Изучение родного края является одной из важнейших задач школьной географии. Именно географические знания о своей малой родине воспитывают патриота, гражданина, человека.
Актуальность представленной программы проявляется в непрерывной связи географической науки с практикой, окружающей действительностью.
Цель программы:
Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
формирование системы знаний о физико-географических особенностях территории края, о природе края, района, станицы.
дополнение, углубление знаний учащихся по предмету;
вооружение школьников минимумом умений и навыков исследовательской работы с краеведческими материалами, содержащимися в разных источниках географических знаний о крае;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и
объяснять природные явления;
развитие творческих способностей;
воспитание чувства патриотизма у граждан Российского государства независимо
от национальной принадлежности; воспитание патриотов родного края, района,
своей Малой родины.
воспитание географической культуры школьников.
В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:
учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформлять результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);
коммуникативные компетенции- это владение монологической и диалогической
речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать,
обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять
классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы еѐ решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Место предмета в базисном учебном плане.
Категория обучающихся: учащиеся 5-х классов.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объём учебного времени: 17 часов.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы контроля:
Творческие индивидуальные и групповые работы: рефераты, проекты,
исследовательские работы, презентации.
Текущий контроль ( письменные опросы) : тесты, проекты, творческие работы,
практические работы на контурной карте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/пТЕМА КОЛ-ВО ЧАСОВ
1. Географическое положение Ставропольского края. 1 час
2. Моя Родина - Ставропольский край.
15 часов
2.1 Ставропол Ставропольский край на поверхности планеты.
3 часов
2.2 По горам и долам Ставрополья. 4 часов
2.3. Климат Ставрополья. 2 часа
2.4. Поверхностные и подземные воды. 2 часа
2.5. Почвы Ставрополья. 1 час
2.6. Растительный и животный мир Ставрополья. 2 часа
2.7 Экологические проблемы края. 1 час
3. Итоговые занятия. 1 часа


Содержание курса.
Тема 1. Географическое положение Ставропольского края(1 час)
Географическое положение России. Площадь. Границы. Краткая история формирования территории России. Имена землепроходцев, путешественников, исследователей на карте России.
Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте пограничных территорий, крайних точек и определение протяжённости страны с севера на юг и с запада на восток.
Тема 2. Моя Родина - Ставропольский край (15часов)
2.1 Ставропольский край на поверхности планеты (3 часа)
Географическое положение края, района, своего населённого пункта. Площадь. Границы. Географические объекты 45-й параллели и 42-ого меридиана.
Практическая работа 3. Обозначение на контурной карте пограничных территорий, крайних точек и определение протяжённости края с севера на юг и с запада на восток.
2.2 По горам и долам Ставрополья (4 часа) Главные черты рельефа края, своего района. Геологическая летопись края. Развитие рельефа. Полезные ископаемые края, своего района.
Практическая работа4. Топонимика Изобильненского района
2.3 Климат Ставрополья (2 часа).
Климатообразующие факторы. Климатическая карта Ставропольского края (характеристика сезонов года). Неблагоприятные климатические явления.
2.4 Поверхностные и подземные воды (2 часа).
Общая характеристика внутренних вод края, своего района. Главные речные системы, водораздел, бассейны. Роль рек в жизни жителей края, своего района.
Практическая работа 5. Характеристика одной из рек края, своего района по плану. Определение возможностей её хозяйственного использования.
2.5 Почвы Ставрополья (1 час).
Почва – главное богатство Ставрополья. Основные типы почв края, своего района. Зона каштановых почв. Зона чернозёмных почв. Плодородие и охрана почв.
2.6 Растительный и животный мир Ставрополья ( 2 часа).
Растительный покров. Карта растительности. Типы растительности на Ставрополье: растительность полупустынь, степей, лесостепей и пойм. Животные Ставрополья. Фауна полупустынь, степей, лесов, среднегорий и водоёмов. Охрана растительного и животного мира в крае.
2.7. Экологические проблемы края (1 час).
Экологическая обстановка в крае. Экологические проблемы. Мероприятия по охране природы. Особо охраняемые территории
Тема 3. Итоговое занятие (1 час).
Требования к уровню краеведческой подготовки учащихся.
НАЗЫВАТЬ И (ИЛИ) ПОКАЗЫВАТЬ: Ставропольский край на мировых картах, глобусе,
тип земной коры в основании Ставропольского края,
сейсмически опасные территории, крупные формы рельефа,
полезные ископаемые,
климатический пояс и область,
факторы формирования климата,
крупные реки края,
природные ресурсы,
крупные города,
этнические группы населения,
названия сельских национальных поселений,
экологические проблемы края.
ОПРЕДЕЛЯТЬ И (ИЛИ) ИЗМЕРЯТЬ:
географическую информацию о крае по общегеографическим и тематическим картам (строение земной коры, полезные ископаемые, почвы, климатические показатели, плотность населения и др.);
расстояния в километрах и градусах от г. Ставрополя и своего населённого пункта до экватора, полюсов, до Кавказских гор и г. Эльбрус, крайние точки края и их координаты.
ОПИСЫВАТЬ:
речные системы крупных рек края и своего населённого пункта, природные комплексы края по выбору, не менее двух, отдельные компоненты природных комплексов, особенности быта различных этнических групп населения по выбору.
ОБЪЯСНЯТЬ:
размещение полезных ископаемых в зависимости от геологических структур,
особенности и разнообразие компонентов природы в крае, процессы, происходящие в различных геосферах, причины экологических проблем, особенности национального состава в крае.
ОЦЕНИВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ:
изменения рельефа края, эрозионные процессы на территории края, изменения климата,
природные богатства и природные условия как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.
НОМЕНКЛАТУРА.
Кавказский перешеек, Черное море, Каспийское море, Ростовская обл., республики: Калмыкия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Краснодарский край; Альпийско-Гималайский пояс, Кавказ, Эльбрус, всемирно известные курорты КМВ.Темы творческих работ.
1.История станицы Новотроицкой.
2.Казачество и его роль в освоении края.
3.Проект « Геологическая история моего края».
4.Географические имена Ставрополья.
5.Водоёмы нашей местности.
6.Проект: « Питьевая вода - мое здоровье».
7.Степи Ставрополья.
8. Почвы нашего края.
9.Стихийные природные явления.
10. Растительный и животный мир Ставрополья.
11. Проект: «Отношение жителей к своей станице».
12. Пейзажи окрестностей станицы Новотроицкой.
Календарно-тематическое планирование
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Физическая география Ставропольского края. Учебник для 6-8 классов общеобразовательных учреждений /под ред. В.В.Савельевой, Н.С.Румыниной и др./. Ставрополь,2003 г.
2.Богачкова А.Е. История Изобильненского района. Ставропольское книжное издательство,1994г.
3. Гаазов В.Л.. Путешествие по ожерелью Северного Кавказа. Ставрополь,2004 г
4. Гниловской В.Г.. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство,1974г.
5.Ивановский В.А.. Занимательное краеведение – Ставропольский край. Москва , Ставрополь -2003 г.
6.Ивановский В.А. География Ставропольского края. 8 -11 класс, Ставрополь,1999г.
7.Ивановский В.А., Ивановский В.В.. Ставропольский край. Занимательные вопросы и краткие ответы. Ставрополь,1999г.
8. Круглов А.И. Задачник по краеведению. Ставропольское книжное издательство,1999г.
9.Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год 10.Экология Ставропольского края.9 – 11 классы. Под ред. Вишняковой В.Ф.,
Ставрополь,2000г.
«Согласовано»
Руководитель МО
_____/_Леденёва Н.В.
ФИО
Протокол №____от
«___» _________2016г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
МКОУ «ООШ № 22»
_____/_Мишустина С.В.
ФИО
«___» _________2016г.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативных занятий по географии
« Мой край родной»
(занимательная география в вопросах и ответах)
5 класс
Уроков-17
№ п/пкласс Дата
По плану Фактич.датаТема занятия Практические занятия Тип занятия задания

Географическое положение России ( 5 ч).
1. Введение. Географическое положение края 1час
Почему ставропольцы живут не в Европе, а в Азии? Работа по физической карте России. комбинированный 2 .
Ставропольский край на поверхности планеты. 3 часа.
Каков же он Ставрополь- столица края? Комбини-рованныйпрезентация
3. Границы Ставропольского края Работа на контурной карте. Практикум №1 4-.
В поле зрения два моря Комбини-рованный5 По горам и долам Ставрополья. 4часа
Комбини -рованный7. Путешествие по 45-й параллели. Работа по физической карте мира. Комбини -рованныйСообщения учащихся о географических объектах маршрута.
8. Топонимика Края, Изобильненского района Практическая работа Практикум №2 9. Вулканы Ставрополья.
Пятигорская понорамаТворческие работы: сообщения учащихся по опережающим заданиям. Комбинированные Рефераты
10. Тайны горы Развалка.
Почему в крае добываит нефть и газ , а не рулы металлов? Творческие работы: сообщения учащихся по опережающим заданиям Комбинированный 11 Климат Ставрополья. 2 часа
Почему у нас бываем и холодно и жарко, а осадки чаще обходят край? Творческие работы: сообщения учащихся по опережающим заданиям. Комбинированные Стихийные природные явления Комбинированный презентация
12. Поверхностные и подземные воды.2 часа
Портреты Ставропольских рек. лекция 13 Почему некоторые реки края «текут в горв», озера такие непохожие, а подземные воды «кислые» и «горькие»? Творческая практическая работа 14. Почвы- главное богатство Ставрополья. Работа по физической карте Ставропольского края Комбинированный. 15 Растительный и животный мир Ставрополья 2 часа
Почему в крае выращивают пшеницу, кукурузу, виноград,а не бананы и ананасы? Комбинированный 16 Охрана природы
презентация 17. Экскурсия «Весенние явления в природе» 20. Общая характеристика климата Ставропольского края. Комбинированный. 21. Климатические характеристики сезонов года. 22. Неблагоприятные климатические явления Комбинированный. 23. Портреты Ставропольских рек. Работа по физической карте Ставропольского края Комбинированный. 24. Озёра края. Работа по физической карте Ставропольского края Работа на контурной карте
25. Каналы и водохранилища. Работа по физической карте Ставропольского края 26. Подземные воды. Составление вопросов краеведческой викторины.
27. Почвы - главное богатство Ставрополья. Комбинированный. 28-29. Особенности растительного покрова на Ставрополье. Комбинированный. Подготовка индивидуальных проектов, презентаций.
30-31. Особенности фауны Ставрополья. Комбинированный. Подготовка индивидуальных проектов, презентаций
32. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Ставрополья. Комбинированный. Подготовка индивидуальных проектов, презентаций
33. Экологическая обстановка в крае. Экологические проблемы. Мероприятия по охране природы. Особо охраняемые территории
34. Составление «книги» природных рекордов Ставрополья Индиви- дуальные и групповые отчёты
35. Экскурсия в краеведческий музей .
Итого: 35 занятий.