Социоигровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11»





ДОКЛАД
на тему: «Социоигровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.»



Составил: учитель английского языка
Бойкова Татьяна Александровна




г. Лиски
2016
 В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социоигровая,  которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать  ситуацию, когда их участникам хочется доверять  и друг другу,  и своему собственному опыту,  в результате чего  происходит эффект   добровольного обучения, тренировки и научения»  (В.М.Букатов).          
Основная идея социоигровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой  ребёнок хочет заниматься и в которой он:  делает, слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
        Основатели социоигровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:
 -  не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
 -  не ворчать, не ныть, не бурчать;
 -  умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
 -  будьте  взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
 -  относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
 -  поддержи, помоги подняться и победить;
 -  задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
 -  не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
 -  дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.                  
Цель применения социоигровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
        Задачи использования социоигровых  технологий в развитии детей дошкольного возраста:
Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
Развитие у детей  умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
 Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Принципы организации социоигровой технологии:
Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
Движение и активность.
Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Различают следующие формы организации социоигровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание  ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
Игры с правилами.
Игры-соревнования.
Игры-драматизации.
Режиссёрские игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Сказкотерапия.
Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
Тренинги.
Самопрезентация.
Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1.         Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2.         Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3.         Игровые разминки  – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4.         Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5.        Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
 Результаты реализации социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:
У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
У детей нет чувства страха за ошибку.                                 
 Применяя социоигровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях  актуальных для развития детей дошкольного возраста:
1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
 - по цвету волос, глаз, одежды;
 - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
 - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.                       
2 правило: «смена лидерства».                                                   
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети  не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
4 правило: смена темпа и ритма.       
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 
5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.   
6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более  интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.  Один из авторов этой социоигровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов  говорит: «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле ».
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
  на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
  на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социоигровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.