Эгоцентристский подход в процессе профессиональной деятельности учителя истории через разработку и воплощение нравственных аспектов педагогического труда и использования воспитательного потенциала предмета


«Эгоцентристский подход
в процессе профессиональной деятельности учителя истории
через разработку и воплощение нравственных аспектов
педагогического труда и использования
воспитательного потенциала предмета»
Якименко О. Р.
Концептуальным стержнем современных образовательных документов является Человек, который рассматривается как высшее достижение. Эгоцентристский подход - показатель гуманистической сущности образования, ее системообразующий компонент. Общество ХХІ столетия требует высоко духовной, действительно нравственной личности. Поэтому на первый план в деле образования, развития и воспитания личности выходит задача формирования ее духовного и нравственного ядра. Поскольку основной формой учебно-воспитательного процесса является урок, то процесс обучения, освоения школьниками основами наук органично сочетается с процессами воспитания и развития личности. История, как и другие общественно-гуманитарные предметы, имеет прочный воспитательный потенциал, потому что дает возможности для познания истории, традиций, обычаев, культуры, способствует воспитанию чувства достоинства, глубокой гражданской ответственности, патриотизма, предоставляет возможности для приобретения молодым поколением социального опыта, глубокого осознания взаимосвязи между личностью и ее влиянием на ход истории, утверждает принципы общечеловеческой морали и правды, справедливости, патриотизма .
Эгоцентристская основа стратегии развития образования требует соответствующих педагогических действий, которые были бы адекватны этому вызову времени. В этом контексте педагогический опыт по теме «Эгоцентристский подход в процессе профессиональной деятельности учителя истории через разработку и воплощение нравственных аспектов педагогического труда и использования воспитательного потенциала предмета» довольно актуальна, потому что нацелен, прежде всего, на формирование ценностных ориентаций школьников, способствует развитию личностных идеалов, жизненной мотивации, ценностного выбора учеников. Кроме того этот опыт - своеобразный показатель, как через отдельный учебный предмет, деятельность отдельного учителя - предметника могут реализовываться моральные аспекты педагогического труда и использоваться воспитательный потенциал предмета.
1.Разработка нравственных аспектов педагогического труда, педагогической этики учителя - предметника                 
1.1. Этический компонент в деятельности учителя
Педагогическая этика - это отражение общечеловеческих отношений, сущность морально-психологической стороны деятельности педагога, профессиональная особенность его поведения со всеми участниками педагогического процесса. В процессе профессиональной деятельности педагог осуществляет разноплановую, многофакторную действие на личность ученика. Он влияет на формирование социальной позиции воспитанника путем передачи комплекса собственных ценностей и отношения к ним, способствует развитию личностных идеалов, образцов поведения. От характера такого влияния зависит ценностный выбор ученика, его жизненная мотивация. Основными критериями педагогической этики учителя - предметника школы:
• принятие индивидуальности, осознание самоценности каждого члена школьного сообщества (ученика, коллеги - педагога, родителей и др.);
• воспитание и развитие любовью (понимание душевного состояния ученика, эмпатическое отношение к человеку);
• педагогический оптимизм;
• ненасильственное формирования нужных качеств;
• стремление поднять авторитет каждой личности.
Высшая этика - закон сообщающихся сосудов: чем больше любви и добра, тем меньше ненависти и зла. Как врач не может нарушить принципы медицинской этики, так и педагог должен четко придерживаться требований профессиональной морали. Потому что учитель, у которого слова о воспитанности, человечности, достоинстве, справедливости, долге, гуманизме расходятся с делом, личностным поведением, является первым источником дезадаптивному поведению ребенка, его эмоционального расстройства. Правила профессионального поведения, в основе которых лежат следующие критерии :Забота Любовь - это забота о каждом как личность, независимо от успехов. Принимать каждого таким, какой он есть.
Вера Каждый имеет какое дарование и право на поддержку. Учитель не должен никогда переставать верить в ребенка.
Доверие Пусть ученик поднимется на ту высоту, на которой видит себя.
Учитель должен помочь ему раскрыть глаза, а всходить на вершину ребенок должен сам. Миссия учителя - помочь ученику почувствовать, что он способен самостоятельно решать и действовать, быть настоящим творцом себя и окружающего мира.
1.2.Совокупность воспитательных идей
В основу опыта положены основные воспитательные идеи:
Идея развития и самосовершенствования
Цель: развивать интеллект и чувства детей, выявлять и развивать их способности, вооружать средствами самосовершенствования, создавать условия для саморазвития и самовоспитания личности.
Учитель истории должен помочь ученикам самостоятельно думать и убедительно аргументировать свои выводы, анализировать и обобщать исторические факты и события, критически работать с информацией исторического характера, развивать мышление, логику, память, внимание, воображение.
Идея очеловечивания
Цель: научить любить и уважать человека, жить для людей. 
Учитель истории должен воспитывать толерантность, религиозную веротерпимость, уважение к другим народам, помогать избегать устаревших исторических стереотипов, формировать ценностные ориентации учеников, через исторические события пропагандировать добро.
Идея "чувство гнезда"
Цель: воспитывать гордость за то место, где родилась и живет человек.
Углубляясь в историю родного края, преодолевая историческое беспамятство путем краеведения, методами и способами его поисков, преподаватель истории сможет восстановить национальное достоинство каждого человека, сформировать из нее пылкого патриота родного края.
2.Урок - одна из основных форм воспитательного процесса
В процессе профессиональной деятельности учителя было осознано, что не только воспитательное мероприятие, но и урок является основной формой воспитательного процесса. И дело не только в содержательном наполнении урока, а и в его организации (воспитывает все: и внешний вид учителя - носителя образца, и санитарно - гигиеническое состояние помещения, где проходит урок, и характер взаимоотношений между всеми его участниками и др.) В опыте, который представлен, урок рассматривается как важнейший воспитательное мероприятие. Методологической основой как урока, так и воспитательного мероприятия должна стать реализация двух компонентов, обеспеченных учителем: деятельности и общения
1367790199389Учебно-воспитательный процесс
00Учебно-воспитательный процесс

274320013525500
2053590156209Формы00Формы
114300240665Урок
00Урок
4338955189230Воспитательное мероприятие
00Воспитательное мероприятие
1028700692150034290006921500
1367790413385Методологическая основа
00Методологическая основа

114300011747500411480011747500
27432005143500
1371600189865Деятельность и общение
00Деятельность и общение

3.Образовательные технологии, методы, приемы обучения
Реализация основных компонентов деятельности и общения - обеспечивается путем использования таких образовательных технологий как интерактивная, технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ), технологии педагогических мастерских, проектной. Именно эти педагогические технологии обеспечивают деятельностный подход и связанные с творческим трудом учащихся (творчество здесь заложена в процесс работы), способствуют умению самостоятельно решать сложные проблемы, критически мыслить, обеспечивают условия для формирования свободной, самостоятельной личности, способной развивать свои наклонности, найти свое место в жизни. Разнообразие форм деятельности способствовало практической реализации гуманистической парадигмы. В основу сотрудничества были возложены диалогические формы: парная, групповая работа, дискуссии, коллективная творческая деятельность, консультации одних учеников другими. Роль учителя изменилась: он не только источник знаний, а консультант, наставник (консультант или tutor - происходит от латинского tueri - защищать, оберегать, заботиться). С психолого - дидактической точки зрения, опыт построено на сочетании личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению.
4.Использование воспитательного потенциала урока
Важной составляющей обучения истории является формирование к каждому уроку учебных целей в соответствии с содержанием учебного материала и государственных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся Учитывая то, что история, как учебный предмет, имеет прочный воспитательный потенциал, полагаясь на мнение, что урок - это важнейший воспитательное мероприятие, в опыте, который представлен, учебная цель урока рассматривается в единстве трех ее аспектов: дидактической, развивающей, воспитательной. Это классическая схема целеполагания. Но, к сожалению, учителя всех предметов и истории также уделяют недостаточно внимания воспитательном у потенциалу учебного материала, либо делают это время от времени, не имеют системы работы по этому направлению деятельности. В опыте особое внимание на каждом уроке уделяется вопросам духовности, взаимоотношениям, взаимовлияния и диалога культур разных народов. Цели урока формулируются как ожидаемые результаты обучения. Через заложены в программе по истории воспитательные рычаги учитель влияет на результаты воспитанности учащихся, сформированности у них ценностных ориентаций. Следует отметить, что методология выбора содержания материала урока базируется на системе таких общечеловеческих и гражданских ценностей общества, как гуманизм, Родина. самоопределение, права и свободы человека, государство. гражданин, человек. семья. Воспитательный потенциал урока базируется на двух подходах:
- Интеграции: предметной (история и литература, история и правоведение); всех сфер человеческого бытия (социальной, экономической, политической, духовной истории)- Психологизирования (учет возрастных особенностей, соблюдение стиля межличностного общения: поддержки, сопереживания, доверия, использование диалога как доминирующей формы учебного общения, побуждение к обмену мыслей, впечатлений, включение в урок ситуации выбора, успеха, эмоционального воздействия). Это позволяет вместе с формированием конкретных знаний по предмету создавать условия для развития их нравственных и эстетических ценностей.