Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников


Роль краеведения в патриотическом воспитании школьников
Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Основным направлением воспитательной работы в нашей школе является краеведение. Разработана Программа экспериментальной площадки по историко-краеведческой работе на 2010-2015 г.г. В одном из ее разделов говорится, что историческое прошлое села, богатая природа, позволяют формировать у детей чувство гражданственности и патриотизма, любовь к родному краю, родному селу. Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному уголку, родной стороне. При планировании краеведческой работы в школе план мероприятий, проводимых в Коми-округе с целью реализации данной программы, положения о смотрах и конкурсах Кудымкарского муниципального района, предстоящие памятные события из истории и жизни родного коми - края. Краеведческая работа реализуется: через школьный музей как центр патриотического воспитания, учебные предметы через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в Интернет- проектах, конкурсах. Большое внимание краеведению уделяется и на внеклассных мероприятиях. Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьному музею Музей - это не только достояние школы, это достояние всех. Школьный музей - историческое прошлое нашего села. Основан он в 1964 году под руководством учителя истории Агафонова Михаила Николаевича. В нём собран богатый материал по дореволюционной истории села, чугуно-литейному заводу, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории села в годы гражданской войны, материа об участниках Великой Отечественной войны. Сейчас музей расширяется: пополняется новыми экспонатами, исследовательскими работами. Все это располагается на стендах, выставках, многочисленных фотографиях, отражается в сочинениях и исследовательских работах учащихся. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ. Посетители музея: жители села, выпускники и гости школы с большой благодарностью отзываются о работе музея
В школьном музее работает актив из числа школьников в составе 9 человек. Они планируют деятельность музея, составляют план-график работы на год. Так в течение года была проведена следующая работа:
Ежегодно 9 Мая мы отмечаем одну из самых важных дат в нашем праздничном календаре - День Победы над фашистской Германией.
В Кувинской школе проведена большая работа по увековечению памяти земляков. Ученики школы принимали участие в Республиканской поисковой экспедиции школьников и молодежи "Книга Памяти и Славы". Составляется " Книга Памяти и Славы села кувы. При составлении Книг активное участие принимали не только ученики школы, но и их родители, родственники. Для сбора материала по составлению Книг Памяти и Славы прошел общешкольный конкурс " Моя родословная". Оформлен стенд "Мой дед –участник войны". Каждый ученик рассказал о вкладе своего деда и прадеда в Победу. В рамках Международного проекта "Они защищали Родину" дети готовили видеозаписи ветеранов "Живые голоса истории". Интересно и трогательно ребята написали сочинения о войне, на районные конкурсы "О чём рассказала награда", "Живая память". Многие из них вошли в республиканский сборник "Книга Памяти и Славы". Дети принимали активное участие в республиканских и всероссийских конкурсах исследовательских работ по краеведению на патриотические темы. Особое значение в воспитании патриотизма играют внеклассные мероприятия.Проводятся Уроки Мужества, экскурсии в школьный музей, концерты, посвященные ветеранам войны и труженикам тыла, районные соревнования по лыжам, организована шефская помощь, уход за памятником воинам-кувинцам, который построен в 2010 году, возложение венков и парады школьников.
История человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов, стран и континентов.Чакилевой Кристиной , ученицей 10 класса, на Всероссийский конкурс творческих работ "Моя малая Родина" была представлена работа "Репркссии на територии Кудымкарского района". Работа награждена дипломом. Ученики нашей школы уверены, им продолжать историю села и нести ответственность за то, каким это село будет в будущем. Патриотизм - веками закрепленное чувство любви к своему народу, к своей культуре, языку, родным местам, к округу. Большой интерес вызывает у детей искусство и культура коми-пермяцкого народа. Ученики школы участвуют в мероприятиях школьного, поселенческого, районного уровня , связанных с народным творчеством Ежегодно ученики нашей школы принимают активное участие в районной научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению "Историко-культурное и природное наследие родного края. Становятся победителями и призерами.
Наше село богато историческими событиями памятными местами(Наше село в старину называли «Уральская Швейцария»), здесь жили и живут замечательные люди. О них рассказали в своих работах Плотникова Надя «Семь достопримечательностей села Кува», Абрамова Галя «Семья Вологдиных», «Сады и парки кувы «_Штурмина Арина и другие работы . Много работ посвящены кувинскому заводу. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу и Афганская и чеченские войны В далекой стране советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. Среди них есть и выпускники нашей школы, один из которых Боталов Игорь , погиб при нападении боевиков . В честь него в школе повешена мемориальная доска. Климов Владимир награжден правительственными наградами.И наша святая обязанность - хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества.
Строгие и скорбные памятники воинам Великой Отечественной войны, улицы, названные в их честь, мемориальные доски погибшим героям- современникам питали и будут питать сердца последующих поколений гордостью за земляков, будут воспитывать в них патриотизм. Особую роль в этом плане играют экскурсии в город Кудымкар на аллею героев Коми-пермяков.
15 февраля 2011 г. - в День вывода советских войск из Афганистана в нашей школе проведен Урок Мужества - дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне.
Большую роль в воспитании патриотизма играют мероприятия, открытые уроки, посвященные творчеству местных поэтов ,членов Союза писателей Истоминых Аркадия, Федора и Анны. С ними организуются встречи, как с выпускниками нашей школы. на которых они охотно рассказывают о своем творчестве.
Итак, краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
В заключение хотелось сказать: "На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос" - эти слова могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе в школе как основе патриотического воспитания.