Авторская концепция «Деятельностный подход в обучении младших школьников»


МКОУ «Нижнедевицкая средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Авторская концепция
«Деятельностный подход в обучении младших школьников»
Выполнила : учитель начальных классов
Баркалова Я.В.
Нижнедевицк-2014г.
I. Введение
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел  федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения,  в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
     Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.    
  Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Федеральный государственный стандарт предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
Появилась необходимость совершенствования педагогической практики с целью существенного повышения качества психологических условий обучения, воспитания и развития учащихся, а также создания психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и учителя и наиболее полной реализации их способностей.
Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный     вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению. Для гармоничного психического развития школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.
II. Концепция деятельности
1.Проблема моей деятельности.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования повышается уровень учебно-познавательной мотивации и одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Цель моей деятельности: выяснить, как использование деятельностного метода обучения способствует повышению уровня учебно-познавательной мотивации младших школьников.
Через объекты исследования: развитие личности обучающегося начальной школы.
Предметы исследования : развитие учебно-познавательной мотивации обучающихся начальной школы
Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет мне оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – повысить уровень учебно-познавательной мотивации младшего школьника.
Основные задачи в моей работе:
- проанализировать теоретические источники по данной проблеме;
- рассмотреть способы активизации учебно-познавательной мотивации учащихся в современном образовании;
- проанализировать, как деятельностный подход в обучении способствует активизации учебно - познавательной мотивации на практике;
- сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования деятельностного подхода в обучении с целью повышения учебно- познавательной мотивации младших школьников;
- отобрать наиболее эффективные приёмы и формы организации учебно – воспитательного процесса, направленные на повышение учебно – познавательной мотивации младших школьников.
2.Деятельностный подход, как основа для повышения уровня учебно-познавательной мотивации младших школьников.
Одно из важных качеств личности, которые нужно формировать у современных школьников для удовлетворения требований общества, - познавательная самостоятельность. Это качество личности является наиболее интегративным, так как оно связано с воспитанием положительных мотивов к учению, формированию системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Щукина Г.И., одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
- методов и приемов обучения.
Я считаю, если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Мои требования к современному уроку, которые я использую с позиций современной педагогической науки:
- связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планирую урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекаю для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оцениваю достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
-      пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
-      изменение психологических условий обучения;
-      создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
-      создание психологической комфортности;
-      равенство всех участников учебного процесса;
-      не принудительное привлечение детей к деятельности;
-      возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
-      вера в каждого ребенка;
-      максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
III. Приёмы и формы организации учебной деятельности для повышения уровня учебно-познавательной мотивации младших школьников.
Как уже говорилось выше, ведущим видом деятельности моей педагогической работы с младшими школьниками является учение, поэтому следует искать возможности повышения их активности в этом процессе, что будет способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебно-познавательной мотивации младших школьников.
1.Использование дифференцированных заданий.
Под уровневой дифференциацией обучения мной применяется разделение учеников на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.
Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.  Задания по всем предметам представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся
2.Включение в образовательный процесс ИКТ.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.
Я применяю современные , информационные технологий в начальной школе , которые способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения, усилить мотивацию учения;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления;
- формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества.
- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности;
- развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческих способностей;
- формированию у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.
3.Использование метода проектов.
В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности.
Возможные продукты проектной деятельности моих учащихся: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.4.Создание проблемной ситуации.
Г.А.Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Это создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.
Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы:
▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
▪ вопросы, требующие установления сходства и различия, чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей, открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
5.Межпредметные связи.
Межпредметная связь– проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные).
6.Контроль, оценка, рефлексия
Немаловажна в формировании мотивации младшего школьника отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают её объективную роль. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В связи с этим, возникает необходимость оценки деятельности так, чтобы школьник рассматривал её как показатель уровня знаний и умений.
Заключение
Изучив труды известных ученых по данной теме, проанализировав свою короткую педагогическую деятельность, я отобрала те формы, методы и приемы деятельностного подхода, которые помогают активизировать учебный процесс, а значит, и повышают уровень учебно-познавательной мотивации школьников.
В практической деятельности использую следующие формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:
1.      «Учитель-ученик» (используется в течение всего урока).
2.      Работа в паре – «ученик-ученик» (в ходе самоконтроля и самооценки).
3.      Групповая работа. Эффективность использования групповой формы неоднократно была проверена мной на практике. В принципе дети хотят работать вместе, видят положительные стороны такого взаимодействия; работать вместе веселее и интереснее, товарищ может проверить работу, может подсказать тебе, если ты что-то забыл или не знаешь, да и, вообще, может помочь тебе выполнить эту работу.
4. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома, выполнение проектов, творческих заданий).
5.    Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).
Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, трудная, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная по отдаче работа. Очень хочется, чтобы наши дети каждый день встречались в школе с Радостью.