конспект на тему Методика работы с детьми по воспитанию безопасного поведения его в любой дорожной ситуации. Старшая группа (от 5 до 6 лет)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Методика работы с детьми по воспитанию безопасного поведения его в любой дорожной ситуации.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Воспитатель:
Кузяева И.К.
Лениногорск, 2013 год
В старшей группе рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:
- повторять вопросы программы, отработанные в предыдущих группах;
- учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада - знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона, каким маршрутным транспортом пользуются родители;
- прививать детям правила пользования маршрутным транспортом;
- продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем.
Переходить проезжую часть пешеходам можно по сигналам пешеходного светофора или когда транспортный светофор имеет зеленый основной сигнал и выключенные стрелки направо или налево в дополнительных секциях. В этом случае переход переходит проезжую часть безусловно, т.е. транспорт не поворачивает ни налево, ни направо, и пешеход может свободно переходить проезжую часть. При включении в дополнительной секции стрелки переходить проезжую часть по основному зеленому сигналу запрещено;
Самым безопасным транспортом является воздушный, меньше всего гибнет людей при движении на этом транспорте, около 2 тыс. в год во всем мире. На железнодорожном транспорте в год в мире гибнет около 5 тыс., на водном транспорте (речном и морском) также много гибнет людей - около 50 тыс. в год. Но самым опасным является наземный - в год во всем мире гибнет более 500 тыс. человек. При этом каждый 12-й погибший - россиянин, и каждый 50-й - ребенок. Поэтому воспитатель должен подчеркнуть необходимость соблюдение правил безопасного поведения всеми участниками движения. Хорошее знание правил в детском возрасте и привычка их соблюдать позволят детям в школьные годы безопасно ездить на велосипеде, а взрослым на наземном транспортном средстве; - в старшей группе надо учить и обязанностям пассажира, при этом различают следующие моменты:
1. Поведение пассажира на остановке для общественного транспорта- стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. На скользкой дороге может занести автобус и травмировать человека.
2. Поведение пассажира во время посадки - не толкаться, помогать детям, инвалидам и пожилым при посадке, они заходят в салон первыми, не препятствовать закрытию двери, у входа не задерживаться, проход внутрь салона.
3. Поведение пассажира во время движения - при наличии мест сидеть, стоять в специально отведенных местах, где есть за что держаться, громко не разговаривать, не высовывать руки и голову из окон (отвлекается водитель от управления, а это опасно). Заранее готовиться к выходу, не закрывать видимость водителю.
Поведение при выходе - первым выходят взрослые, а потом дети, инвалиды и пожилые, до полной остановки не выходить. После выхода переходить проезжую часть в установленных местах, после отхода общественного транспорта от остановки.
К 6 годам у детей должны выработаться следующие навыки:
-перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности, переходить проезжую часть;
- знать все места, где разрешается ходить по дороге, и переходить проезжую часть дороги; регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигналы светофора;
- соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте.
 
Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить их знания о правилах безопасного поведения на улице. С этой целью, по возможности, с каждым ребенком или подгруппой детей проводятся беседы по вопросам, желательно с использованием иллюстраций.
Примерные вопросы для бесед с ребенком.
■ Для чего предназначена улица?
■ На какие части делится улица?
■ Как называют людей, идущих по улице?
■ Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
■ Где люди могут переходить проезжую часть?
■ Что означают цвета светофора?
■ Кто следит за порядком на дороге?
■ Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
■ Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
■ Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?
■ Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?
■ Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью?
■ Ходил ли ты когда-нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу?
■ Что нельзя есть в лесу, чтобы не отравиться?
■ Ходил ли ты на речку (озеро) летом? Зимой?
■ Ты умеешь плавать? С кем ты купался?
■ Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему?
■ Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?
■ Что бы ты сделал, если бы к тебе подошла незнакомая женщина (мужчина) и сказала бы, что она знакомая твоей мамы и предложила бы пойти вместе с ней в игрушечный магазин неподалеку?
■ Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать?
■ Что ты будешь делать, если на улице незнакомый мужчина предложит тебе покататься на новой красивой импортной машине? Расскажешь об этом маме?
■ Если ты потерял родителей в большом магазине, что будешь делать?
При анализе ответов необходимо обратить внимание на полноту, глубину и обобщенность знаний об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе и в транспорте.
Можно изучить представления детей, предложив им закончить следующие ситуации.
■ Буратино торопиться в гости к Мальвине. Ему нужно перейти дорогу, где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Что должен делать Буратино?
■ Буратино и Мальвина едут в театр на автобусе. Перед ними освобождается место. Кто должен его занять? Почему?
■ Буратино оказался в сказочной стране, где очень много машин и совсем нет светофоров. Где и как ему переходить дорогу?
■ Мальвина и Буратино, а также их друзья вышли поиграть на улицу в мяч. Где они могут играть?
■ Мальвина очень торопилась на сказочный бал-маскарад. Она перебежала дорогу на красный свет светофора, и ее остановил милиционер. Как ты думаешь, что он ей сказал? Почему он ее остановил? И т.п.
С таких ситуаций можно также начинать занятия или беседы с детьми в свободное время.
Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:
в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, но не запугивайте транспортной ситуацией;
указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Воспитатель:
Кузяева И.К.
Лениногорск, 2013 год
Занятия по ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности детей в форме занятий всего 9 занятий в год
Диагностика 2 раза в год 1 –вводная (ноябрь)
2- итоговая (апрель)

Перспективный план составлен с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и межпредметных связей по разделам:
изодеятельность - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, конструирование из бумаги, бросового материала, закрепление пройденного материала
художественная литература - использование на занятиях стихов , рассказов, загадок.
физическое воспитание - использование подвижных игр, физкультминуток
ознакомление с окружающим - рассматривание ситуаций в контексте различных природных проявлений. Ориентировка на местности. История транспорта.
Задачи:
развивать мыслительную деятельность детей
формировать культуру поведения в условиях дорожного движения
стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения
формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения
научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города
воспитывать культуру поведения
Содержание Срок Ответственный
Тема: «Знакомство с улицей» (что есть на улице, какая она, тротуар и проезжая часть, подземный и надземный переход)
Ознакомительное занятие по правилам дорожного движения.
Целевая прогулка по улице города, рассказ воспитателя.
Просмотр видеофильма «Детям о правилах дорожного движения».
Занятие по изодеятельности «Улицы нашего города» - коллективная работа(конструирование из бросового материала, рисование, аппликация). Сентябрь Воспитатели
Тема: «Знакомство с улицей» (история улиц Лениногорска, организация движения, разметка дорог, остановка, правила для пешеходов)
Вторая целевая прогулка, рассказ воспитателя об организации движения.
Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад
Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
Ознакомительное занятие «Наш город и его транспорт» Октябрь Воспитатели
Тема: «Нужно слушаться без спора указаний светофора (перекресток)»
Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора.
Конструирование из бумаги «Светофор»
Музыкально-спортивное развлечение «Веселые соревнования в стране дорожных знаков».
Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу» и др. Ноябрь Воспитатели Муз. руковод. Инстр. по физ.
Тема: «Мы – пешеходы».
Встреча с инспектором ГИБДД (рассказ о правилах перехода улиц, дорог).
Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге.
Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».
Кукольный спектакль «Сказка про Буратино, который не знал правил дорожного движения». Декабрь Ст. воспитатель Воспитатели Муз. руковод.
Тема: «Мы – пассажиры»
Беседа «Как вести себя в общественном транспорте»
Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами.
Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров
КВН «Юные пешеходы». Январь Воспитатели
Тема: «Где можно играть»
Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть.
Рассматривание иллюстраций, составление детьми рассказов по серии картин «Улицы нашего города».
Рисование на тему «Где можно играть».
Музыкальное развлечение «В страну Светофорию». Февраль Воспитатели Муз. руковод.
Тема: «Будущие водители»
Знакомство с дорожными знаками
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
Выставка детских работ «В стране Светофории».
Чтение художественной литературы. Март Воспитатели
Тема: «Мы соблюдаем правила дорожного движения»
Просмотр видеофильма «Детям о ПДД»
Сюжетно-ролевая игра «Улица».
Музыкально-спортивный праздник «Азбука дорожного движения».
Литературный калейдоскоп «Красный, желтый, зеленый». Апрель Воспитатели, Муз. руководитель,Инструктор по физическому воспитанию. 
Праздник на улице (с приглашением родителей, инспектора ГИБДД)«Посвящение в юные инспектора движения города Лениногорска». Май Ст. воспитатель Муз. руковод.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Перспективный план работы с родителями по профилактике
ДДТТ
Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Воспитатель:
Кузяева И.К.
Лениногорск, 2013 год
Мероприятие Дата Ответственный
Общее родительское или групповые собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
«Безопасность детей на улицах» Сентябрь Старший воспитатель, воспитатели групп
Анкетирование родителей Октябрь Воспитатели
Консультация для родителей- «Безопасность детей - забота взрослых»
Листовка – обращение о выполнении ПДД зимой .Ноябрь Старший воспитатель, воспитатели групп
Встреча с работниками ГИБДД (Профилактика детского травматизма на дорогах города) Декабрь Заведующая ДОУ
День открытых дверей: «Светофория встречает гостей» Январь Заведующая ДОУ Старший воспитатель, воспитатели групп
Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». Февраль Воспитатели групп
Привлечение родителей к оформлению выставки «ПДД – наши лучшие друзья» Март воспитатели
Участие родителей в проведении Всероссийской недели безопасности:
Конкурсы рисунков
Участие в детских праздниках
Подготовка фотоматериалов «Улицы Лениногорска»
Экскурсия « Пешеходный переход» Апрель воспитатели
Участие в подготовке и проведении детского праздника «Посвящение в пешеходы» Май Воспитатели групп, родители
Разработка инд. карт – маршрутов для детей «Дорога в школу и домой» Июнь воспитатели групп
Консультация для родителей: «Ребенок в автомобиле» Июль Воспитатели
Папка-передвижка «Советы родителям в осенне-зимний период»
Неделя  «Осторожно, дети!» Август Воспитатели
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Конспект занятия
Тема: «Наш город и его транспорт»
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Воспитатель:
Кузяева И.К.
Лениногорск, 2013 год
Образовательные задачи. Познакомить детей с историей развития города, с основами правил движения транспорта и пешеходов.
Развивающие задачи. Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу. Развивать у детей способность воспринимать реальность города.
Воспитательная задача. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
Материал для занятия. Иллюстративный фотоматериал с видами города, улиц, знакомых ребятам зданий. Большой рисунок улицы, на котором изображены проезжая часть и тротуары с пешеходами. Фотографии или рисунки транспортных средств. Аудиозапись песни о родном городе. Карточки, изображающие людей разных профессий.
Предварительная работа. Беседа о городе. Экскурсия в краеведческий музей.
Ход занятия
Звучит аудиозапись песни о городе.
Воспитатель. Вы живете в одном из красивых городов Татарстана. Что вы знаете о нем? Сколько лет исполнилось нашему городу? И в каком месяце отмечаем рождение города? (Ответы детей) Расскажите мне, что вам нравится в нашем городе? (Высказывания детей.)
Воспитатель. Вы видите, сколько в нашем городе всего интересного. А ведь так было не всегда.
Наш город до сих пор продолжает расти и развиваться. Он не был бы таким, если бы не было трудолюбивых людей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым и вам, детям. Каждый живущий в нашем городе считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно просто любить свой город, а значит знать его. На каждой улице города много домов, магазинов, есть школы, детские сады. По улицам днем и ночью едут машины. Они привозят продукты к магазинам, зимой убирают снег со дворов и улиц. Есть и другой транспорт. Отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети. Автобус.
Воспитатель. Кого перевозит автобус?
Дети. Людей.
Воспитатель. Где ожидают люди автобус?
Дети. На остановке.
Воспитатель показывает детям знак, обозначающий «Место остановки автобуса».
Воспитатель. Как называют тех, кто едет в автобусе?
Дети. Пассажирами.
Воспитатель. А когда люди идут пешком, как их называют?
Дети. Пешеходами.
Используя иллюстративный материал с видом одной из улиц города, воспитатель называет составные части улицы — тротуар, проезжая часть, поребрик, разделительная полоса — и объясняет значение каждого слова.
Воспитатель. Чтобы транспортные средства не выезжали на тротуар, он приподнят над проезжей частью и отделен от нее поребриком. Поребрик — это специальный камень, которым край тротуара отделяется от проезжей части. Он изготовлен из гранита или бетона. Это своего рода пограничная полоса между проезжей частью и тротуаром. Иногда поребрик называют бордюром. Бордюр по-французски — «полоса, обрамляющая край чего-либо». Итак, кто знает, где должны ходить пешеходы? {Ответы детей.) Почему нельзя ходить по проезжей части?{Ответы детей.)
Воспитатель. Верно, по проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода, поэтому ходить по ней нельзя. А если нет тротуара, пешеход должен идти по краю проезжей части навстречу транспорту. Давайте дружно встанем по парам, возьмемся за руки и представим, что мы отправились на прогулку в город.
Физкультминутка. «Мы выходим со двора...» {Дети повторяют движения за воспитателем.)Мы выходим со двора,
Ножки топают топ, топ.
Но перед дорогой — стоп!
Все идут по тротуару
С правой стороны по парам.
Ищем, ищем. Где же? Вот!
Пешеходный переход!
На поребрик не заходим,
Нет здесь места пешеходам.
Переход со светофором:
Красный загорится скоро.
Глазки ждут зеленый свет,
На другой прохода нет!
И три раза — раз, два, три:
Влево, вправо посмотри!
Нет автомобилей вроде,
Быстрым шагом переходим.
Быстрым шагом — не бегом,
Строго под прямым углом!
Воспитатель.
У каждой машины дела и заботы, Машины выходят с утра на работу.
Какой транспорт ездит по улицам нашего города? {Ответы детей.) А зачем нужны грузовые и специальные машины? {Ответы детей.)Воспитатель. Я буду показывать транспортные средства, а вы называйте, к какой группе они относятся. {Показывает изображения различных транспортных средств.) По нашей дороге ездят и автобусы, и легковые автомобили — это...
Дети. Пассажирский транспорт.
Воспитатель. Самосвалы и грузовики — это...
Дети. Грузовой транспорт.
Воспитатель. Иногда спешат по улицам пожарная машина и «скорая помощь». Это...
Дети. Оперативный транспорт.
Воспитатель. Вчера я видела фургон «Телевидение». Летом, чтобы дорога была чистой, ее поливает водой... Дети. Поливальная машина.
Воспитатель. А зимой убирают снег... Дети. Снегоуборочные машины.
Воспитатель. Роет яму, котлован — экскаватор; поднимает груз подъемный кран — это...
Дети. Специальный транспорт.
Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Что я знаю о своем городе?»
{Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы о родном городе, например такие:1. Что мы знаем о своем городе?
2. Как называется улица, на которой ты живешь?
3. На какой улице находится наш детский сад?
4. Что находится рядом с детским садом?
5. Какие улицы города ты еще знаешь?
6. Какая школа находится рядом с детским садом?
7. Есть ли в нашем городе светофоры?
8. Как должны люди, дети относиться к своему родному городу?)Воспитатель. У вас на столах лежат картинки, они — разные. {Воспитатель заранее подбирает карточки: на одних изображены просто жители города; на других — труд нефтяников, строителей, милиционеров, почтальона, водителей, учителей, врачей и т. д.; на третьих — транспорт; на четвертых — здания и украшения города.) Посмотрите внимательно и соберите вместе картинки с изображением людей; картинки с изображением транспортных средств; картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей, и картинки с рисунками города Дети делятся на группы и выбирают картинки по одной теме.)Воспитатель. Составьте небольшие рассказы по вашим картинкам. (Высказывания детей.)
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Родительское собрание
«Безопасность детей на улицах»
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Воспитатель:
Кузяева И.К.
Лениногорск, 2013 год
Подготовка к родительскому собранию.
Дети вместе с воспитателем делают приглашения для родителей. Воспитатель записывает на магнитофон ответы детей на вопросы:
-Что такое правила дорожного движения и зачем они нужны?
-Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад?
Часто ли родители говорят с тобой об этом?
-Что самое главное при переходе проезжей части улицы?
-Что обозначают сигналы светофора?
• Оформление карточек, на которых описаны (изображены) проблемные ситуации.
• Оформление помещения для проведения собрания.
• Оформление выставки для родителей, на которую помещаются:
-разнообразная детская художественная литература по ПДД;
-методические рекомендации для родителей по воспитанию навыков безопасного поведения;
-консультации;
-описание дидактических и подвижных игр, в которые родители могут поиграть с детьми.
• Подготовка аудиоаппаратуры для воспроизведения аудиозаписей ответов детей.
• Оформление выставки детских рисунков «Зеленый огонек».
Ход собрания
Педагог:
- Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если они все равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению правил дорожного движения уже в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом? Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения — это процесс длительный. Сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Итак, работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи. Сегодня мы предлагаем вам выработать единую педагогическую позицию в решении этой проблемы. Единство требований к детям — это условие безопасности детей.
Сначала мы кратко расскажем о том, какая работа проводится в детском саду.
Воспитатель в ходе своего краткого сообщения рассказывает, какие занятия по ознакомлению с правилами дорожного движения проводились в детском саду, что дети на них узнали; какие еще формы работы с детьми используются в воспитании дисциплинированного пешехода. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что информация об этих занятиях постоянно помещается в прихожей группы, в специальном уголке (папке-передвижке), который называется «Красный, желтый, зеленый».
Педагог:- А сейчас мы предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в знании правил дорожного движения. Для этого нужно разделиться на группы по 4—5 человек. Пожалуйста, пересядьте так, чтобы группа была за одним столом. Попробуйте ответить на мои вопросы. Учитывается правильность и быстрота ваших ответов.
1 .Какие виды пешеходных переходов бывают и какие должны знать дошкольники?(Регулируемые и нерегулируемые, наземные, подземные и надземные пешеходные переходы.)
2.Как следует переходить улицу, если отсутствует пешеходный переход? (Разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны. Выходить на проезжую часть пешеходам разрешается только после того, как они убедятся, что переход безопасен и они не создадут помех транспортным средствам.)
З. Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы? (Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку.)
4.Как взрослый с ребенком должен входить в автобус? (Ребенок входит первым, взрослый за ним.)
5.Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса? (Взрослый выходит первым и помогает выйти ребенку.)
6. Как правильно везти ребенка на взрослом велосипеде? (Нельзя сажать ребенка на раму своего велосипеда. На велосипедной раме, позади руля, должно быть установлено специальное детское сиденье с подножками.)7.Почему на автобусных остановках, особенно в сырую погоду, надо находиться на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом?(Если площадка остановки мокрая, можно поскользнуться и попасть под останавливающийся транспорт. При скользкой проезжей части транспортные средства может занести на площадку, тротуар; они могут обдать людей грязью.)8.Где и как надо ожидать автобус? (Ожидать автобус нужно только на тротуаре или на обочине.Детей надо держать за руку так, чтобы они стоячи дальше от проезжей части, чем взрослые.)Подводят итоги, подсчитывают количество правильных ответов и оценивают активность каждой команды.
Далее каждой группе родителей предлагается проблемная ситуация, описанная на карточке.
1 .Вы с ребенком стоите у перехода, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Некоторые нетерпеливые пешеходы начинают переход (или просто спускаются с тротуара на проезжую часть), не дожидаясь зеленого сигнала. Как вы поведете себя в подобной ситуации, что скажете ребенку? 2.Вы стоите на тротуаре, ваш дом на противоположной стороне улицы, переход в100 м. от вас. В транспортном потоке виден просвет. Вы хотите быстро перейти улицу не по разметке перехода. Ребенок тянет вас назад, объясняя, что в детском саду их учили переходить проезжую часть только по переходу. Ваши действия.
З. Вы с ребенком зашли в автобус. Ребенок устал и капризничает, хочет сесть, но свободных мест нет, и никто не собирается вам уступать. Ваши действия. Чем вы можете отвлечь ребенка и успокоить его?
4.Как бы вы объяснили ребенку правила перехода улицы по нерегулируемому переходу?
5.Почитайте стихотворение Я. Пишумова.
Юрка живет На другой стороне. Он машет рукой Через улицу мне. «Я сейчас!» — кричу я другу И к нему лечу стрелой. Вдруг я замер от испуга, Юрка в страхе крикнул: «Ой!» И откуда, и откуда Появился самосвал? Просто чудом, просто чудом Под него я не попал! У шофера грозный взгляд: «Ты куда? Вернись назад! Твой приятель подождет. Посмотри, где переход!»
Как, используя это стихотворение, вы объясните своему ребенку правила перехода улицы?
6. Ваш ребенок боится переходить улицу. Его путает плотный поток машин, их гудки. Как вы научите ребенка переходить через проезжую часть, помочь ему преодолеть страх?
Посовещавшись, каждая команда дает ответ, представители других групп могут высказать свое мнение. Педагоги дают свои рекомендации, подчеркивая целесообразность или нецелесообразность тех или иных действий, педагогических усилий родителей.
Выступление психолога. Педагог-психолог объясняет родителям, что для безопасного поведения на улицах города необходимо, прежде всего, сформировать произвольное внимание ребенка, его способность сосредоточиться на дорожной ситуации. В этом помогут специальные игры на развитие произвольного, активного внимания, подобные тем, что мы приводим.
Выступление воспитателя по физической культуре: «Для безопасности детей на улице необходимо формирование у них специальных двигательных навыков, а именно: ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора и т. д.) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (рядом что-то упало, начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за утла, раздался непонятный звук и т.д.). Для формирования таких двигательных навыков детей нужно постоянно упражнять в определении расстояния (далеко — близко, дальше — ближе), скорости (быстрее — медленнее), размеров (больше — меньше), видимости (кого видно, кого не видно, заслонен ли транспорт) и др.». Подведение итогов собрания.
 
ОПЫТ РАБОТЫ.
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я, в тесном сотрудничестве с родителями, особое внимание уделяла обучению детей правилам дорожного движения.
Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.
Психологи установили, что дети в силу своих психологических возрастных особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
Преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;
Преобладание потребности в движении над осторожностью;
Стремление подражать взрослым;
Недостаток знаний об источниках опасности;
Переоценка своих возможностей.
Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.
Актуальность работы состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Я предлагаю систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме, чтобы создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель детского сада. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.
К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и вне зависимости от сезона. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, считают себя быстрыми и ловкими.
Во избежание несчастного случая водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям.
Учитывая актуальность проблемы, я разработала систему профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка. Накопленный и систематизированный материал нашел отражение в обобщенном опыте моей работы по теме «Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма».
Цель работы: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города. Цель реализуется путем решения нескольких задач:
Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах дорожного движения.
Познакомить с правилами дорожного движения.
Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил дорожного движения.
Научить детей пользоваться правилами дорожного движения на практике.
Помочь детям познать окружающий мир через знакомство с правилами дорожного движения, сформировать опыт познавательной деятельности, сохранив индивидуальность каждого ребенка.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.
Формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
В своей работе я учитывала следующие принципы:
Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
Принцип дифференциации, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
Принцип этапности, т. е. построение работы от простого к сложному.
Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок-пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.
Я считаю, что в процессе обучения детей ПДД нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя».
Поэтому значительное место я отвела практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучали на практике правила для пешеходов, наблюдали дорожное движение, закрепляли ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому я считаю, что особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.
Я уже говорила о том, что работа по изучению правил дорожного движения не должна быть одноразовой акцией. Вместе с тем опыт практической работы – мой и моих коллег – показывает, что и «распылять» эту работу тоже не следует. Целесообразнее всего, на наш взгляд, каждый учебный год посвящать этой работе одну-две недели целиком, так сказать, полностью «погружать» детей в эту проблему. Затем полученные знания закреплять у детей в течение всего года путем организации игр, занятий, досугов, прогулок и наблюдений, конкурсов рисунка.
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры.
Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: педагог – родитель – ребенок. Знания закрепляю в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.
Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.
В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки. Макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».
В группе следует разместить дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Валеология и здоровый малыш», «Если малыш поранился», «Природные и погодные явления», а также дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки».
Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью познавательных занятий изодеятельности, конструирования, ОБЖ. Возможно проведение комплексных занятий.
При организации поездок с детьми в автобусе или во время пешеходной экскурсии педагог берет на себя ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому особое внимание следует уделить вопросу безопасности дошкольников в общественных местах, на улицах. Заранее приглашаю на экскурсию родителей, у которых есть возможность сопровождать детей. Напоминаю детям, что на улице надо вести себя очень осторожно. Обращаю их внимание на движение пешеходов и транспорта, разъясняю понятия «пешеход», «светофор», «наземный переход» и т. д.
Я старалась формировать знания безопасного поведения у детей поэтапно:
Диагностика
Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний
Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности.
Формирование чувства ответственности – ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования
Развитие чувство контроля и самоконтроля; при обучении правилам безопасного поведения эти качества помогают детям правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Создавая систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма, я условно разделила ее на три блока: работа по самообразованию, работа с детьми и работа с родителями.
Проблемами профилактики дорожно-транспортного травматизма занимаются органы ГИБДД, медицинские работники, учителя. Анализ методической литературы, периодических профессиональных изданий показал, что в последнее время и в системе дошкольного образования повысился интерес к данной проблеме. Педагоги понимают ее важность и необходимость работы в этом направлении.
Я определила 5 этапов работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
1 этап – информационный, в который входит создание информационной тематической базы и анализ тематических материалов.
2 этап – технологический, который содержит систему реализации целей и задач работы: разработка вопросов для диагностики детей, составление плана целевых прогулок, перспективного плана, разработка конспектов занятий, дидактических игр.
3 этап – организационный, направленный на создание предметно-развивающей среды группы.
4 этап – практический, включающий занятия, игры, целевые прогулки, изготовление макетов.
5 этап – результативный, в котором анализируются результаты усвоения детьми знаний, приобретение ими навыков и умений и делаются выводы по итогам проведенной работы.
1 этап – информационный
Тема, по которой я работаю, очень значима и актуальна.
Сохранить жизнь и здоровье детей – значит, сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом в стране растет число дорожно–транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами и получают травмы дети.
Изучение правил дорожного движения необходимо начинать именно в детском саду, т.к. ребенок – дошкольник наиболее восприимчив и готов к формированию устойчивых привычек.
Первым шагом моей деятельности стала работа над самообразованием.
В своей работе я использовала материалы методической литературы:
1) Ахмадиевой Р.Ш.,Воронина, Е.Е.,Минниханова Р.Н. «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»
2) «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др.
3) «Правилам дорожного движения надо учить» Управление ГИБДД УВД
4) «Правила дорожного движения дошкольникам» - Черепанова С.Н. 2008 г. Москва, а так же периодические издания и др.
Изучила всю методическую литературу по этой теме. Познакомилась с имеющимися программами по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улице, опытом работы коллег, представленным в периодических изданиях .Главным образом меня интересовал вопрос наличия доступного материала для педагогов-дошкольников по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей, его качество, а также инновации в работе по данной проблеме.
Анализ показал, что литература представлена в достаточном количестве, но почти весь материал доступен, в основном, детям школьного возраста. Поэтому я, опираясь на изученный материал, создала свою систему работы с детьми старшего дошкольного возраста. Этой проблемой и ее вопросами я заинтересовалась по следующим причинам: Во-первых, по моему мнению, профилактике дорожно-транспортного травматизма уделяется не достаточное внимание. Во-вторых, у детей понижен интерес к знакомству с правилами дорожного движения, отмечается низкий уровень знаний о причинах дорожно-транспортного травматизма. В- третьих, меня саму заинтересовала информация, связанная с правилами дорожного движения, знание дорожных знаков и их значения на улицах нашего города.
Изучив всю литературу по теме для себя сделала вывод, что все авторы приходят к одной основной цели — оказать помощь педагогам в организации работы по обучению детей правилам безопасного поведения на улице. Для реализации поставленной цели необходимо:
— овладеть основным содержанием правил безопасного поведения на улице;
— изучить методику использования различных видов деятельности для охраны жизни и здоровья детей;
— научиться видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;
— уметь выявлять уровень знаний детей о правилах безопасного движения на улице.
Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.
2 этап – технологический
Следующим этапом моей работы стала разработка вопросов по определению уровня знаний детей о правилах дорожного движения, и подбор наглядного материала для диагностики.
Используя методические рекомендации «Программы обучения и воспитания в детском саду», я разработала вопросы
Проведя серию индивидуальных и групповых бесед, проанализировав данные диагностики и выявив уровень знаний детей, я убедилась в актуальности выбранной темы работы. Первоначальная диагностика показала низкий уровень знаний детьми правил дорожного движения
На основе этих данных я составила тематическое перспективное планирование по следующим разделам:
- перспективный план занятий познавательного цикла по ознакомлению детей с ПДД,
- план работы с родителями.
Завершающим этапом моей работы над самообразованием по теме стало тематическое перспективное планирование. Я составила перспективные планы, реализация которых позволила решить поставленные задачи.
3 этап – организационный.
Для познавательного развития детей неоспоримое значение имеет правильно организованная предметно-развивающая среда.
Предметы, пособия, книги, являющиеся основой среды, организованной для познания, помогают детям:
- расширять кругозор,
- уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания,
- активизировать собственные познавательные интересы.
Для этой цели силами воспитателей и родителей были приобретены дидактические игры по ПДД, дорожные знаки для настольно – печатных игр, подобраны коллекции дорожных знаков, сделаны макет, план перекрестков.
Основной интерес вызывают у детей изготовленные макеты улиц, напольный коврик с дорожными знаками и разметкой. Значение этого состоит в том, что дети имеют возможность познакомиться с материалами не только наглядно, но и использовать все пособия в свободной самостоятельной деятельности. Все представленные пособия и дидактический материал постоянно пополняется и обновляется в соответствии с разработанным планом.
Мною были подобраны дидактические , настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, которые помогают формировать у детей знания о правилах дорожного движения.
План пополнения предметно-развивающей среды в старшей и подготовительной группе, перспективный план реализации задач по профилактике дорожно-транспортного травматизма через разные виды деятельности.
Придерживаясь этих направлений, я приступила к материальному обеспечению своей работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей.
В старшем возрасте ребенок учится систематизировать и анализировать свои знания, самостоятельно добывать и обогащать их. Исходя из этого, в групповом помещении необходимо создать среду, в которой ребенок мог бы постоянно взаимодействовать и получать новый опыт, новые знания. Поэтому следующим шагом моей работы стало создание развивающей среды в группе.
Мною накоплен и применяется практический материал:
Макет «Перекресток»;
Фотоальбом «Моя улица»;
Познавательная литература;
Картотека игр по ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма;
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм с правилами;
Настольно-печатные игры;
Видеофильм о ПДД.
Весь этот материал представлен в предметно-развивающей среде группы.
Наработанный мною опыт я обобщила в практике формирования системы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми старшего возраста, который включает в себя систему работы с детьми, систему работы с родителями и систему самообразования.
4 этап – практический
Система работы с детьми.
Для организации полноценного познавательного развития детей необходимо использовать разные методы, приемы, формы работы с детьми.
Учитывая это, я составила перспективный план по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через разные виды деятельности
Важнейшим методом педагогического воздействия я считаю такие наглядные методы, как наблюдение окружающей действительности, рассматривание плакатов, фотографий, видеофильмов. При проведении наблюдений я учу детей замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Непосредственное наблюдение детьми имеет большое значение для развития познавательных процессов – восприятия, памяти, воображения. В процессе наблюдений я развиваю мыслительную деятельность детей путем поиска ответов на поставленные мною вопросы, сравнения. Наблюдения проводятся на целевых прогулках по улицам города,на участке детского сада.
В своей работе я использую разные виды наблюдений: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные. Сравнительные наблюдения считаю самыми ценными для развития мыслительной деятельности детей. На целевых прогулках по улицам города мы сравниваем различные виды транспорта, наличие дорожных знаков, расположение зданий.
При проведении наблюдений я соблюдаю дидактические требования к наблюдениям, как методу обучения:
- выбираю такие объекты наблюдения, чтобы они были интересны детям, доступны обсуждению.
- все происходит в естественной обстановке.
- даю целевую установку для наблюдения.
- знания детей после наблюдений получают свое развитие в рисунках, игре, рассказах.
- обогащаю словарь и развиваю связную речь детей.

Рассматривание плакатов, фотографий, видеоуроки я считаю важным методом обучения детей, так как наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых мест. Рассматривание наглядности развивает наблюдательность, мыслительные процессы, такие как сравнение, различия, обобщения, а также обогащает речь. Картинка дает пищу воображению, творческой деятельности детей. Рассматривая иллюстрации книг, плакаты, фотографии, дети расширяют свой кругозор, получают представления о правилах ДД, которых нет в их личном опыте.
В своей работе я часто использую такие словесные методы как рассказ, беседа, чтение художественной литературы. Они приучают детей к мышлению на основе слова, обогащают знания детей, развивают наглядно-образное мышление.Я широко применяю игровые методы и приемы, которые очень важны для повышения познавательной активности детей. Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры в поездки, путешествия. Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры.
В организации деятельности детей я использую различные формы работы. Тематические занятия – это основная форма работы с детьми. Назначение занятий состоит в углублении, обобщении опыта детей, в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности. Обучение я строю, как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Тематические занятия повышают мыслительную активность детей. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, обращения к опыту детей. Дети учатся самостоятельно анализировать, делать выводы.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляется в игровой форме. В группах имеются  настольно-печатные игры на закрепление понятий: проезжая дорога, тротуар, улица, знакомство с некоторыми видами транспорта, дорожными знаками.
Я посчитала возможным сформировать систему работы с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма через знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками.
Она включает в себя:
Занятия познавательного цикла.
Целевые прогулки по улицам нашего города.
Праздники, игры, задания, развлечения, планируемые узкими специалистами на занятиях по развитию творческих способностей, музыкальному развитию, физическому воспитанию.
Чтение художественной литературы
Включение работы в совместную и самостоятельную деятельность детей по изучению правил дорожного движения.
В перспективное планирование включены занятия, беседы, экскурсии и целевые прогулки к перекрёстку, к автобусной остановке и др., а так же наблюдения за различными видами транспорта.
Приступая к своей работе, я посчитала необходимым выяснить уровень знаний у детей о правилах дорожного движения. Для этого я составила перечень вопросов по правилам дорожного движения с детьми старшего и подготовительного возрастов.
Анализ ответов детей по диагностике:
Если ребенок дает на вопрос правильный, развернутый ответ – воспитатель оценивает этот ответ 2 баллами.
Если ребенок дает неполный ответ, по наводящим вопросам, то его ответ оценивается 1 баллом.
Если ребенок дает неверный ответ или молчит, то воспитатель ставит 0 баллов.
Из формулировок вопросов опросника видно, что в системе работы над профилактикой дорожно-транспортного травматизма с детьми важно не только знание воспитанниками основных правил дорожного движения, но и сформированность отношения у детей к окружающему миру, умение использовать эти основные правила в жизни.
Система работы с родителями.
Одновременно с работой по самообразованию, диагностированию детей, формированию предметно-развивающей среды я начала работу по образованию родителей в системе профилактики дорожно-транспортного травматизма, знания правил дорожного движения, потому что я считаю, что эту работу невозможно было бы качественно реализовать без помощи и участия самих родителей.
Работа по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма  ведётся  и с родителями воспитанников: в течение года планируются и проводятся консультации для родителей на определённую тематику, оформляются папки-передвижки, проводятся совместные развлечения.
В работе с родителями я использовала следующие формы:
Анкетирование;
Составление плана работы с родителями на основании поставленных задач и анализа анкет;
Проведение совместных мероприятий в рамках поставленных задач.
На начальном этапе работы мне необходимо было выяснить отношение и заинтересованность родителей к данной проблеме. Я составила анкеты, провела опрос и выяснила их мнение и пожелания в этой области. Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? Однако, анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Анкетный опрос родителей показал:

Необходимость продолжения работы в данном направлении:

Для работы с родителями я выбрала фронтальные формы работы:
Анкетирование
Родительские встречи: «Встречи за круглым столом».
В дальнейшем я информировала родителей с помощью информаций в папках-передвижках, проводила индивидуальные беседы. В результате у родителей и у детей пополнились знания о правилах дорожного движения в целом. Это свидетельствует о том, что уровень представлений о функциях детского сада изменился от простых требований к партнерской деятельности.
Родители приняли активное участие в создании и обогащении развивающей среды в группе. С их помощью изготовлены: план участка детского сада, макеты, планы: «Наша улица», «Площадь». Изготовлены карты-схемы: «Улица», Родители приняли участие в создании фотоальбома « Моя улица».
Так же с их помощью приобретены дидактические и настольно-печатные игры, плакаты.
Я считаю, что родители внесли большой вклад в решение задач по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей. И своим примерам помогли заинтересовать детей соблюдать правила дорожного движения.
5 этап – результативный
На начало работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в старшем дошкольном возрасте при анализе результатов диагностического обследования были выявлены следующие данные:
С высоким уровнем ЗУН – 34 %
Со средним уровнем ЗУН – 37 %
С низким уровнем ЗУН – 29 %
Данные результаты показали недостаточное или полное отсутствие знаний у детей о правилах дорожного движения.
За период работы в практикуемой мною системе, я отметила существенное изменение в уровне знаний правил дорожного движения, которое отражает диагностическое обследование дошкольников на конец года.
Высокий уровень ЗУН – 58 %
Средний уровень ЗУН – 41 %
Низкий уровень ЗУН – 1 %
Данный результат обследования детей говорит о качестве выбранной мною методики.
Я планирую продолжить работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, надеюсь, что дети покажут высокие результаты по диагностике в этой сфере.
На заключительном этапе моей работы, я с уверенностью могу сказать, что у детей, а так же и у родителей, обогатились знания о правилах дорожного движения, о профилактике дорожно-транспортного травматизма.
У детей появился интерес к познанию и соблюдению правил дорожного движения. Так по результатам итоговой диагностики, уровень знаний изменился очень значительно.

Через наглядную агитацию, родительские собрания, консультации, совместные праздники, конкурсы, стараемся привлечь родителей к данной проблеме, указывая на ее важность, значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.
Мы будем продолжать работу в этом направлении, т.к. важнее здоровья и безопасности наших детей ничего нет. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, ненавязчиво, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.
Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Конспект физкультурного развлечения
«Веселые соревнования в стране дорожных знаков»

Воспитатель:
Кузяева И.К.
Лениногорск, 2013 год  
Цель:• Обобщить знания детей, полученные на занятиях;• Формировать в игровой форме представления детей о правилах поведения на улицах станицы;• Закреплять полученные знания в играх и в повседневной жизни
Материал: эмблемы команд « Светофор», « Пешеходы», дорожные знаки « Уступи дорогу», « Движение запрещено», « Пешеходный переход»., «Движение пешеходов запрещено», « Дети», «Автозаправочная станция», « Светофор», красный круг, желтый круг, зелёный круг, пазлы знаков « Пешеходный переход» и « Осторожно, дети» ; 2 жезла, 2 самоката, 6 фишек,2 платка, 2 руля, 2 мягких круга, 2 машинки на веревках.Под музыку дети входят в зал.
Ведущий:
-Сегодня мы с вами пришли в этот зал поиграть. А для того чтобы у нас с вами получилось интересная и увлекательная игра. Давайте вначале совершим небольшое путешествие в страну дорожных знаков.
Дети надевают на себя рисунки дорожных знаков и рассказывают стихи:
Знак "Уступи дорогу":Если видишь этот знак, Знай, что он не просто так.Чтобы не было проблем,Уступи дорогу всем!Знак "Движение запрещено":Этот знак ну очень строгий, Коль стоит он на дороге.Говорит он нам: "Друзья,Ездить здесь совсем нельзя!"Знак "Пешеходный переход":Здесь наземный переход,Ходит целый день народ. Ты, водитель, не грусти,Пешехода пропусти!Знак "Движение пешеходов запрещено":В дождь и в ясную погодуЗдесь не ходят пешеходы. Говорит им знак одно:"Вам ходить запрещено!"Знак "Дети":Посреди дороги дети, Мы всегда за них в ответе.Чтоб не плакал их родитель,Будь внимательней, водитель!Знак "Автозаправочная станция":Не доедешь без бензинаДо кафе и магазина.Этот знак вам скажет звонко:"Рядышком бензоколонка!"Знак « Светофор»Я с виду грозный и серьезныйОчень важный светофор.С перекрестка, с перекресткаНа тебя гляжу в упорВсе, что хочу сказатьНужно по глазам читать.Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно. Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!» Желтый свет — предупрежденье: Жди сигнала для движенья.Ведущий:
- Спасибо вам, говорящие знаки. Присядьте.Дети снимают с себя рисунки дорожных знаков и садятся.Ну, что ребята, а теперь давайте закрепим наши знания о правилах дорожного движенья с помощью игр. Но для начала разделимся на 2 команды..Команды приветствуют друг друга.
1Команда « Пешеходы»
Девиз: «Надо правила движенья выполнять без возраженья!»
2Команда « Светофор»
Девиз: « Нужно слушаться без спора указаний светофора»
Следить за игрой и оценивать её будет жюри.Представление жюри.ведущий:
- Команды поприветствовали друг друга, можно начинать наши соревнования. Желаю вам удачи!1 эстафета « Собери дорожные знаки»
(1 команда собирает знак « Пешеходный переход», 2 команда знак « Осторожно, дети»)2 эстафета «Передай жезл»
Команды выстраиваются. Первый участник бежит с жезлом, обегает кеглю, предает жезл следующему участнику и становится последним. И так пока все участники команды и пробегут.
3 эстафета « Извилистая дорога»Дети на самокатах, объезжают фишки и возвращаются обратно.
4 Конкурс капитанов"Оказание первой медицинской помощи"
Входит Айболит.Айболит: Дети, чтобы не случилась беда, на улице будьте внимательны! Сейчас я вам расскажу, как я лечил зайчика.Прибежала Зайчиха и закричала.Вбегает Зайчиха.Зайчиха: -Ай, ай! Мой зайчикПопал под трамвай!Мой зайчик, мой мальчикПопал под трамвай!Он бежал по дорожке,И ему перерезало ножки,И теперь он больной и хромой,Маленький заинька мой!
Айболит: -Не беда!Подавай-ка его сюда!Я пришью ему новые ножки,Он опять побежит по дорожке.
Зайчиха: -И доктор пришил ему ножки,И заинька прыгает снова.Зайка: -А со мной и зайчиха-мамаТоже пошла танцевать.
Айболит:
-И смеются они и кричат.
Зайчиха и Зайка:
- Ну, спасибо тебе, Айболит!
Постовой (ведущий надевает фуражку и с жезлом в руках) : -Мы сегодня будем учиться оказывать первую медицинскую помощь при аварии на дороге.Игра “Кто быстрее перебинтует больного и донесет до больницы”5 Игра со зрителями « Отгадай загадку»Что за чудо – длинный дом!Пассажиров много в нем.Носит обувь из резиныИ питается бензином.(Автобус)Этот конь не ест овса,Вместо ног – два колеса.Сядь верхом и мчись на нём,Только лучше правь рулём.(Велосипед)Что ж, дружочек, отгадай,Только это не трамвай.Вдаль по рельсам быстро мчитсяИз избушек вереница.(Поезд)Пьет бензин, как молоко,Может бегать далеко.Возит грузы и людей.Ты знаком, конечно, с ней?( Машина)Вот стальная птицаВ небеса стремится,А ведет ее пилот.Что за птица? ( Самолет)ведущий:
- Продолжим наши соревнования. 6 эстафета. « Авторалли»До финишной стойки довезти машинку на веревке и передать её следующему участнику.
7Конкурс загадок
1). По полоскам черно-белымПешеход шагает смело…Кто из вас, ребята, знает,Знак о чем предупреждает?Дай машине тихий ход – … (пешеходный переход).2.) Стой! Когда шлагбаумОтпустили низко,Это означает – поезд где-то близко,А когда шлагбаум подняли до верха – значит все в порядке, разрешают ехать. (Переезд)3. )Посмотри, силач, какой,На ходу одной рукойОстанавливать привыкПятитонный грузовик4. )Этот знак заметишь сразу:Три цветных огромных глаза.Цвет у глаз определенный:Красный, желтый и зеленый.Загорелся красный – двигаться опасно.Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)5. )В белом треугольникеС окаемкой краснойЧеловечкам-школьникамОчень безопасно.Этот знак дорожный Знают все на свете:Будьте осторожны, На дороге … (дети).6.) Что за знак дорожный:Красный крест на белом?Днем и ночью можноОбращаться смело!Врач повяжет головуБелою косынкоюИ окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи)ведущий:
Закончим нашу веселую игру шуточными загадками. Нужно будет отвечать:
-“Это я, это я, это все мои друзья!” или молчать.
Итак, отвечает 1-я команда:1. Кто из вас идет впередТолько там, где переход?2. Кто летит вперед так скоро,Что не видит светофора?
Вопросы 2-й команде:1. Кто из вас, идя домой,Держит путь по мостовой?2. Знает кто, что красный светЭто значит – хода нет?
Подведение итогов. Вручение подарков. Просмотр мультфильма про светофор и дети под весёлую музыку выходят из зала.
Сказка о правилах дорожного движения.
Почему нельзя играть с мячом возле дороги?
Жил да был Фунтик и был у него очень веселый друг Мячик. Очень уж любили они вместе прыгать, бегать и играть. Но, как и все другие маленькие дети, очень плохо знали правила дорожного движения, ленились их изучать, думали им это не надо…
Однажды решили они поиграть в футбол. Выбрали они для игры отличную полянку рядом с дорогой. Веселый мяч с огромным удовольствием бегал, бился об ноги и даже несколько раз залетал в ворота. Он так увлекся игрой, что не заметил, как выскочил на дорогу, по которой ехали машины. Очень испугался мяч, увидев, как на него надвигаются с огромной скоростью большие серые колеса автомобиля. Мяч замер посреди дороги и не знал, что ему делать. К счастью, водитель успел затормозить , и мяч остался целым и невредимым, но очень испугался. Фунтик тоже очень испугался, ведь только что он чуть не потерял своего лучшего друга! Ему было очень стыдно перед веселым мячом, что он не знал, что играть возле дороги нельзя! Это очень опасно! А ведь когда-то мама пыталась ему это объяснить и в детском саду воспитательница рассказывала о правилах дорожного движения. А Фунтик никого не слушал, всегда был занят чем-то более интересным, как он считал. Теперь Фунтик запомнил на всю жизнь это несложное правило.
И ты, мой друг, запомни и своему другу расскажи, что играть возле дороги нельзя!
Автор:
Воспитатель Кузяева И.К.