План работы библиотекиФормирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.


ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
Анализ библиотеки за 2015-2016 учебный год
Цель:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
Количество читателей библиотеки:
обучающиеся - 74 педагоги -18
прочие (сотрудники школы, родители) -9
Основные показатели работы библиотеки:
Сведения о книжном фонде библиотеки организации:
число книг – 3941 ; фонд учебников – 2105 ,
научно-педагогическая и методическая литература - 637.
Учебные пособия на электронных носителях- 387.
Материально-техническая база библиотеки:
ноутбук с доступом в Интернет (Wi-fi), принтер, сканер; 2 компьютера для учащихся.
Обращаемость литературы за год в динамике за последние два года:
Год Обращаемость
2015 0,8
2016 0,9
Школьная библиотека осуществляет свою деятельность всоответствии с «Положением о библиотеке» и «Правилами пользования библиотекой», она имеет важное значение в учебно-воспитательном процессе МБОУ «Коноваловскаяосновная общеобразовательная школа имени Горячева А.А.».
Основными направлениямидеятельности школьной библиотеки являются:
- содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;
- обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
- привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
- руководство чтением детей.
Формирование направленности читательского интереса (учебной,художественной, профессиональной) является одной из ключевых целей деятельности школьной библиотеки, для реализации которой учитываются следующие факторы.
Это современный библиотечный интерьер самого помещения,
также оформление библиотеки: использование различных ярких наглядных пособий (плакатов, рисунков, фотографий и т. п.), организация выставок, проведение различных мероприятий на базе школьной библиотеки, как в рамках школьной программы, так и внеурочной деятельности. Тесное сотрудничество с классными руководителями, а также с родителями школьников.
Библиотека школы функционирует с 1982 года, расположена она на 1 этаже здания. Помещение большое, светлое. Имеется возможность максимального доступа к необходимой литературе (художественной, научно-познавательной, справочного и энциклопедического содержания, учебной, периодической). Ребята с удовольствием посещают библиотеку, где они готовятся к различным олимпиадам, конкурсам, занимаются проектной деятельностью, используя не только редкие книги, но и информационные технологии.
Стеллажи в библиотеке школы расставлены с видныминтервалом, что облегчает поиск необходимой книги. Весь библиотечный фонд состоит из нескольких разделов:
- учебная литература (учебники);
- периодическая литература;
- художественная литература( татарская, русская зарубежная;
- научно-познавательная литература
- раздел «Справочники, энциклопедии, словари, книги энциклопедического содержания»;
Одним из факторов формирования читательского интереса являются
беседы, так как они позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывая его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики.
Так, например, беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащемся, которые имеют большое значение при определении общего направления работы с новым пользователем библиотеки. Для учащихся первых классов знакомство с библиотекой в нашей школе происходит в рамках мероприятия «Посвящение в читатели», которое приурочено к какой-нибудь знаменательной дате. В 2015-2016 учебном году наша встреча посвящалась творчеству А.Л.Барто. Хотелось бы отметить, что самостоятельный поиск необходимой и интересной книги является одним из ключевых моментов формирования читательского интереса. Так в нашей библиотеке ученики могут сами выбрать себе понравившуюся им литературу. Я заранее формирую выставки интересных и увлекательных книг, размещая их по разделам: «Для учащихся 1, 2 классов», «Для учащихся 3,4 классов», «Для учащихся 5-9 классов».Большой интерес у детей вызывают книги «В мире интересного», «Народные сказки, пословицы, поговорки», «История России для детей», « Для внеклассного чтения».Для ребят младшего и среднего возраста особое внимание уделяется правилам обращения с книгой (сохранность книги, реставрация печатных изданий, правила чтения). С этой целью провожу ознакомительные беседы с учащимися, с удовольствием ребята оказывают помощь в восстановлении испорченных книг. В школьной библиотеке функционирует «Книжкина больница». В основном в этом мероприятии участвуют ребята 4, 5, 6 классов. Они рассказывают ученикам 1-4 классов, как бережно обращаться с книгой.
Наряду с тематическими мероприятиями, предусмотрено участие в подготовке и проведению и традиционных внеклассных мероприятиях школы. Это «День знаний», «День Учителя», месячник правового воспитания «Твоё будущее в твоих руках», «Посвящение в первоклассники», «Новогоднее представление», мероприятия, посвященные 23 февраля, «Концерт 8 Марта», 9 мая, месячник по профориентации «Сделай правильно свой выбор», «Сохраним наш лес», подготовка к смотру художественной самодеятельности, участие в мероприятиях, посвященных Победе, «Последний звонок», «Выпускной бал».Участите в данных мероприятиях заключается в следующем:
- подбор необходимой литературы,
- поиск сценариев,
- изучение и применение опыта других образовательных учреждений (используя интернет),
- подготовка презентаций и фоторепортажей.
Итак, можно сделать следующий вывод, что формирование
направленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное - это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача — вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостную личность, ответственного и честного гражданина своей страны.
Наша библиотека организует обслуживание учащихся, педагогического состава и родителей. Школьная библиотека тесно взаимодействует с другими библиотеками района: Кузембетьевской, Верхнетакерменской, Николаевской, Матвеевской, школами №1, Кадетской- школой- интернат и оказала помощь другим школьным библиотекам в учебно-методическом обеспечении и передали более 300 учебников для этих школ.( В Кузембетьевскую школу учебники 10-11 классов).
В библиотеке создан положительный имидж: комфортнаясредадляучащихся и педагогов, полочные разделители, розовая зона, рабочие места для пользователей, сеть Интернет.
Библиотека открыта для своих читателей.
Информация о новых поступлениях в библиотеку представлена в виде обложки книги с краткой аннотацией, которая ежемесячно обновляется.
Посещаемость библиотеки растет, становится более стабильной. Это говорит о том, что одного учебника становится недостаточно. И педагоги, и ученики занимаются поисковой, исследовательской работой, повышают познавательный уровень. Соответственно, возрастает роль библиотекаря как координатора поиска, как руководителя информационного центра.
Учащиеся активнее стали приходить в библиотеку, так как в ней появилосьмного новых интересных книг. Увеличилась посещаемость и книговыдача,уменьшилось количество отказов на литературу.
Новый учебный год начинаем со знакомства первоклассников с библиотекой и нынче проводила библиотечный урок для первоклассников « Здравствуйте, книги!»
Подписка современной периодики - оперативная информационная поддержка на их читателей - улучшает существующее положение. Подписка включает 17 наименований.
В 2015 году библиотекой было организовано проведение акции «Подари своё доброе имя школе». Цель акции - привлечь внимание учащихся и родителей к проблеме формирования фонда библиотеки, способствовать развитию интереса к чтению среди учащихся. Классные руководители, педагоги, ученики, родители приняли активное участие в данной акции. В нынешнем учебном году выпускник нашей школы Гимадиев Алмаз Тагирович, который работает в Нижнекамске начальником управления по экологии и природным ресурсам города Нижнекамска и Нижнекамского района, подарил принтер и сканер.
Объявленная Министерством образования в августе 2013 года республиканская акция «Подари книге вторую жизнь» среди выпускников школ явилась продолжением нашей работы.Используется дополнительное комплектование за счет внебюджетных средств: приобретено 5 энциклопедий, комплект портретов детских зарубежных писателей ( 2 шт).
Благодаря активному участию наших читателей в акции фонд школьной библиотеки увеличился на 347 книг.
В библиотеке есть группа учащихся, которые являютсяопорой в работе, моими союзниками по привлечению к чтению. Это учащиеся из 7 класса Хуснуллина Эльвира, Галкина Дарья, Селезнев Александр, из 9 класса Макарова Лада, Галкина Валерия, Коноплева Аделина, Никонова Виктория.
Самым активным посетителем школьной библиотеки могу считать Горенкову Любовь Сергеевну, учителя- пенсионера, бывший наш директор школы. Она интересуется всем: какие книги поступили, из какого класса больше всего читают художественное произведение, кто бережет книгу лучше и т.д. Она много изучала книгу памяти, составила по нашему сельскому поселению альбом « Вдовы». К празднику 70 летияпровели огромную работу по погибшим в годы ВОВ односельчан, организовали выставку « Мы помним» по погибшим, по вдовам и детям войны.
В соответствии с учебным планом для осуществления учебного процесса необходимо учебников в количестве 646 , из них- 572- федеральные, а 74- региональные , исходя из этого количество учебников на одного ученика- 8,7. А количество выданных учебников- 642, не хватает учебники в 7-8 классах биологии.Обеспеченность учебниками- 99,3%. Составлен план работы на новый 2016-2017 учебный год и утвержден на педагогическом совете, протокол №1 от 26 августа 2016 года.
Основные задачи библиотеки на 2016-2017 учебный год.
1.Содействие всеми формами и методами воспитанию всесторонне-развитой личности учащегося, создание максимально благоприятных условий для её интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития.
2.Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов.
3.Воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ.
4.Воспитание информационной культуры учащихся.
5.Использование электронных образовательных ресурсов.
6. Популяризация памятных дат Российской истории.
7.Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии для качественного обслуживания читателей.
№ Содержание работы Сроки исполнения Форма отчёта
Работа с фондом учебной литературы
1 Приём и выдача учебников на 2016-2017 учебный год Июнь,
Август Отчёт об обеспеченности
учебниками
2 Приём и обработка поступивших учебников По мере поступления Записи в книги учёта, накладные.
3 Подготовка библиотеки к новому учебному году Июнь - Август 4 Подведение итогов движения фонда-диагностика обеспеченности учащихся учебниками Сентябрь Отчёт об обеспеченности учебниками
5 Согласование и утверждение бланка – заказа на 2016-2017 учебный год с администрацией школы и отправка его районному методисту В срок, установленный УО Бланк заказа на 2016-2017 учебный год
7 Работа по сохранности учебной литературы.
Рейды – смотры «Учебнику-долгую жизнь» Сентябрь
Январь
Апрель Акты по рейдам
8 Списание учебного фонда с учётом ветхости и учебных программ Август-сентябрь Акты списания
9 Изучение и анализ использования учебного фонда Сентябрь
Май Справки
10 Расстановка учебников в фонде По мере поступления 11 Ведение и корректировка листов выдачи учебников - перевод в электронную форму. В течение года Электронные документы
12 Пропаганда акции «Подари книге вторую жизнь». Октябрь- май Справка
Работа с фондом художественной литературы
1 Своевременный приём и систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений По мере поступления Накладные
2 Списание недостающих изданий, оформление актов замены-утери В течение года Акты
3 Выдача изданий читателям Постоянно в течение года 4 Контроль за своевременным возвратом выданных книг в фонд Постоянно в течение года 5 Работа по мелкому ремонту изданий 1 раз в четверть 6 Ведение работы по сохранности книжного фонда Постоянно в течение года Работа с читателями
1 Приём и выдача изданий Согласно графику работы Дневник работы библиотеки
2 Рекомендательные беседы при выборе книг Постоянно 3 Рекламная информация о новых поступлениях в библиотеку на сайте школы По мере поступления 4 Конкурс «Моя любимая книга» В рамках недели детской книги Информация на сайте школы
5 Конкурс рисунков «Ожившие страницы» В течение года Наградные списки
6 Акция «Подари книге вторую жизнь» Апрель-Май Информация на сайте школы
Работа с родителями
1 Размещение информации для родителей на сайте школы и уголке в библиотеке Обновление ежемесячно Информация для родителей
2 Работа с родителями по комплектованию фонда в рамках акции «Подари книге вторую жизнь» Справка
3 Предоставление справочной информации По запросам Работа с педагогическим коллективом
1 Обеспечение учебниками, дополнительной, методической литературой По запросам 2 Организованная выдача-приём учебников классным руководителям начальных классов Май-
Август 3 Предоставление классным руководителям 5-9 классов о выданных учащимся учебниках Август-
Сентябрь 4 Информация для учителей о новых поступлениях учебной и методической литературы По мере поступления Информация для учителей на совещаниях
5 Консультации по УМК По запросам 6Выбор и согласование заказа учебников на 2016-2017 учебный год Январь-
Февраль Согласованные списки
7 Привлечение учителей к проведению совместных мероприятий В течение года Массовая работа
Организация и оформление книжных выставок к знаменательным и памятным датам
Работа с периодическими изданиями
1 Оформление поступивших в библиотеку ПИ. По мере поступления Профессиональное развитие
1 Участие в совещаниях, семинарах методического объединения района Согласно плану ИМЦ (в свободное от учебной нагрузки время). 2 Изучение профессиональной литературы Постоянно Работа по поддержанию имиджа библиотеки и школы
1 Продолжить оформление библиотеки, создавая условия для учащихся В течение учебного года 2 Размещение информации на библиотечной странице сайта школы