Новый вид педагога: помогут ли профессиональные стандарты его формированию


Новый вид педагога: помогут ли профессиональные стандарты его формированию
Добрый день, уважаемые коллеги!
Получив тему для обсуждения, первым делом, я, конечно, ознакомилась с проектом «Профессиональный стандарт педагога», хотя и знала о нем, слышала, но вникнуть все как-то было недосуг, спасибо конкурсу, потому что, вникнув, я обнаружила, что вопрос формирования нового вида педагога через профессиональные стандарты далеко не однозначен, и не так прост, как кажется. Госты, нормативы в спорте, технический регламент, 90 - 60 на 90... Все это давно знакомо и привычно. Мы, педагоги, проводим свои уроки по федеральным государственным образовательным стандартам, и никого теперь этим не удивишь.
Но когда решают стандартизировать педагогическую деятельность, то сразу же возникает недоумение: как можно подогнать нас под одну гребенку, ведь мы – люди творческие. Школа – это наше призвание, это - наша жизнь. Учителями не становятся, ими рождаются, и мы все - разные: кто-то сильный предметник., кто-то увлечен научно-исследовательской деятельностью, кто-то - отличный воспитатель… И нас - в стандарты, в жесткие рамки, границы! Нет, профессиональный стандарт не поможет новому виду педагога!
Далее читаем: профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу;
в) при проведении аттестации педагогов региональными органами либо самими образовательными организациями.
Но ведь это все есть и сейчас: и аттестация, и диплом при приеме на работу, а также повышение квалификации каждые 5 лет... Наша школа является педагогической площадкой ИРО по теме «Оценка труда педагогических работников», и разрабатываемые нами совместно с другими учителями области критерии эффективности работы всем понятны, просты и вполне по силам каждому педагогу. Где же новый вид педагога?
Это – против…..
Но, перечитав второй и третий раз проект, я была вынуждена согласиться, что мы живем в действительно стремительно меняющемся, в действительно открытом мире, современная школа представляет собой кипящий котел, педагогам которой действительно необходимы новые профессиональные компетенции. Хотим мы этого или нет, готовы к этому или нет, но мы уже работаем и с одаренными учащимися, и с учащимися, для которых русский язык не является родным, с учащимися, имеющими проблемы в развитии, девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми, учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении, мы реализуем программы инклюзивного образования. Другое дело, что мы не готовы к этому и даже не хотим работать с такими категориями детей, и просто не умеем. Поэтому некоторым из нас придется менять профессию или переезжать на новое место жительства, где есть выбор образовательных организаций, т.е. произойдет естественный отбор. И всем оставшимся придется учиться, учиться и учиться, непрерывно и мобильно. И еще: в 4 разделе Стандарта прописаны ясные требования к тому, что учитель должен это и это, что позволит каждому объективно измерить уровень своей квалификации, а значит, выстроить свою индивидуальную траекторию развития. Пространство педагогического творчества расширится, учитель обретет уверенность в своих действиях, станет успешным профессионалом. А педагог – ключевая фигура реформирования образования, и быть может, наше образование станет соответствовать международным нормам и регламентам.
Это – за… И «за» – больше, весомее, поэтому я считаю, что профессиональный стандарт педагога поможет формированию нового вида педагога, он нужен и важен.