Родительское собрание Родителям о главном


Родительское собрание "Половое воспитание подростков.
Родителям о главном."Подготовила                                                                              
учитель русского языка и литературы , классный руководитель 9-А класса
ГОШ   І-ІІІ ступеней № 41
 Крюкова Анжела Викторовна
                                              
 
Цели:  способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями; предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблемам полового воспитания;  убедить родителей в необходимости активного обсуждения в семье  данных вопросов; способствовать информативному осознанному нравственно-половому семейному воспитанию; показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; обменяться опытом семейного воспитания.
 
Оборудование:  компьютер, проектор,бланки анкет,презентация,видеоролики.
 
Форма проведення собрания:  Мастерская общения  (тренинг,обмен мнениями,работа в группах, ролевая игра; интерактивные формы: мозговой штурм, синтез мыслей.)
Подготовительная работа к собранию:  приглашение родителей, анкетирование детей,подготовка материалов для обсуждения в группах.
Ожидаемые результаты: активное обсуждение проблем,осознание родителями важности обсуждаемых вопросов, толчок к дальнейшему обсуждению поднятых вопросов дома с детьми, установление в семьях доверительных взаимоотношений.
Накануне собрания проводится анонимное анкетирование учащихся
 
 
 
 
Анкета для учащихся “Общение в моей семье”
Как часто ты разговариваешь со своими родителями, так сказать “по душам”?
практически каждый день
1-2 раза в неделю
3-4 раза в месяц
практически никогда
К кому ты обращаешься за советом в трудной жизненной ситуации?
к друзьям
к родителям
сам ищу выход
Какой тип семейных взаимоотношений характерен для вашей семьи?
диктат
опека
мирное сосуществование на основе невмешательства в дела друг друга
сотрудничество
Назовите позитивные и негативные поступки ваших родителей по отношению к вам:
позитивные
негативные.
 
 
                                                            Ход собрания
І.  Организационный момент .     Мозговой штурм.
Какие основные проблемы возникают у вас с детьми?
 С чем они связаны  у мальчиков ?У девочек.?
 Какие претензии вы высказываете своим детям?А какие они вам?
Сравнение результатов.
ІІ. 1.  Вступительное слово учителя
 Учитель: Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:
поддержание физического здоровья,
отсутствие вредных привычек,
правильное питание,
альтруистическое отношение к людям,
радостное ощущение своего существования в этом мире.
Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”. Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
  Школа является важным источником информации в вопросах полового воспитания. В условиях класса, рядом со специалистами, учащиеся имеют возможность получить важную информацию и научиться пользоваться данной информацией в интересах своего собственного здоровья. Наряду с умственным развитием учеников мы развиваем эмоциональную сферу. Такие понятия, как любовь, радость, гнев, страх, ненависть, доверие, уважение, сексуальное влечение, трудно поддаются описанию, но являются важной частью полового воспитания и их необходимо учитывать. Любовь рассматривается как: труд, ответственность, уважение, понимание.
    Но нет никакого сомнения в том, что семья играет решающую роль в поднимаемых вопросах.(слайд 2) «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А.С.Макаренко
 Большая часть этого воспитания осуществляется в неявной форме, возможно неосознанно, но это воспитание имеет место того. Иногда родителям не так легко обсуждать вопросы секса со своими детьми, как им бы этого хотелось. Им может не хватать знаний, им может мешать чувство неловкости, они могут опасаться, что подобные разговоры могут быть восприняты, как разрешение к началу половой жизни.(слайд3 )
Главнейшая цель полового воспитания –формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношения полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении», -так считал
А.С. Макаренко
Молодые люди также могут испытывать трудности в обсуждении проблем секса. Они могут не знать с чего начать, они могут испытывать неловкость или чувствовать нерешительность родителей в обсуждении подобных вопросов, они могут опасаться, что попытка затронуть эту тему может заставить родителей сделать неверный вывод о том, что они уже живут половой жизнью.
    Независимо от характера причин, ограничивающих свободу общения родителей с детьми по этим вопросам, мы знаем, что в большинстве семей, несмотря на то, что семья является важным фактором в вопросах полового воспитания, родители решают эти проблемы не так успешно. И все же они должны это делать, хотя бы в силу той причины, что они могут стать главным источником информации и нравственных ценностей для своих детей.
 Отсутствие полноценного воспитания, истинной близости и взаимопонимания между родителями и детьми, контроля за информацией, получаемой ребенком посредством телевидения и компьютеров, привело к многократному росту случаев детской сексуальной распущенности и жестокости, принимающей иногда страшные формы. Происходит то самое стирание границ дозволенного: при сохраненном психическом здоровье дети не дают отчета своим поступкам, не способны объяснить мотивы и осознать тяжесть последствий содеянного. Критическим в этом плане становится пубертатный период.(слайд 4 ) Пубертатный период – важный, ответственный и нелёгкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися женственными формами ещё не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности.
 Сегодня мы должны во весь голос говорить о роли семьи, об ответственности не только матерей, но и отцов. Давайте укреплять семью и говорить об ответственности родителей за воспитание своих детей. Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу,
тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,
повышенное внимание к состоянию здоровья детей
 Ролевая игра. Общение между родителями и детьми.
   Для участия в игре вызываются 4 человека. Им на голову надеваются бумажные ленты с написанными на них инструкциями. Все четверо усаживаются в круг. Каждый видит инструкции на лентах троих участников игры, за исключением своей. Суть игры в том, что с Вами обращаются в соответствии с инструкцией на Вашей ленте.
 Инструкция для первой части игры:
 - отмахивайтесь от меня;
 - перебивайте меня;
 - задавайте мне вопросы, но не слушайте моих ответов
 - не давайте мне говорить.
 Затем ленты меняются для второй части игры.
 Инструкция для второй части игры:
 - выслушайте меня внимательно;
 - не перебивайте меня;
 - задайте мне вопрос и выслушайте ответ;
 - дайте мне сказать.
 Учитель  просит проанализировать личные ощущения каждого во время беседы в 1-й раз и во 2-й.
 В какой части игры Вы чувствовали себя спокойно, комфортно? Почему?
 После выполнения второго задания разрешается посмотреть на поведенческие инструкции на лентах.
Обсуждение полученной информации. Рефлексия.
 Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.
Знакомство с результатами анкетирования детей.
Выводы: (слайд 5,6)
В период полового созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные половые признаки и специфические признаки половой зрелости: менструации у девочек и поллюции у мальчиков.
Физиологическое созревание у подростков значительно опережает их психическое и социальное развитие, что делает их неуравновешенными, конфликтными, легко ранимыми и побуждает вырваться из-под опеки и контроля родителей. Эта жажда свободы и стремление приобщиться к взрослой жизни нередко ведут к противостоянию детей и родителей в семье и вызывают у подростков отчуждение и агрессию.
Именно в этот сложный период подросток нуждается в понимании и эмоциональной поддержке взрослого человека, родителя или педагога, деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.
 
Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним.  . Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.
Работа в группах.Проблемные ситуации. (Учитель   предлагает родителям разделиться на 2-3 команды)
Как вы объясните сыну, что такое поллюции?
 
   А) непроизвольное семяизвержение
    Б) симптом заболевания
 2.   В какое время суток чаще бывают поллюции?
    А) ночью
    Б) днем
    В) в любое время
 3.   Стоит ли бояться поллюции?
    А) нет, это естественно
    Б) необходимо обратиться к врачу или родителям
    В) да, это очень опасно
 4.   Как вести себя при наступлении поллюции?
    А) заняться спортом
    Б) следить за чистотой белья
    В) сделать постель более жесткой
 5. Как вы объясните девочке, что такое менструация ?    А) выход из организма лишней крови
    Б) ежемесячные кровяные выделения из матки у девушек и женщин
    В) естественное изменение в организме у девушки
    Г) признак, свидетельствующий, что организм девушки способен к оплодотворению
    Д) начало болезни
 6. Каким бывает менструальный цикл?
    А) через 15-16 дней
    Б) 21 день
    В) через 28 дней
 7. Длительность менструации
    А) 1-2 дня
    Б) 3-4 дня
    В) 10 дней
 
8. Что надо сделать, чтобы чувствовать себя комфортно в эти дни?
    А) носить особую одежду
    Б) следить за чистотой одежды и тела
    В) иметь удобные прокладки
    Г) не заниматься спортом
    Д) вести обычный образ жизни
 
Число вопросов может быть увеличено или заменено другими.
Проверка знаний .  Спрашивать у каждой группы их ответы. После опроса всех групп делается исправление ошибок, если были допущены.
Учитель:
Слайд 6,7 С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т. д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством.
С 13-14 лет мальчишки становятся очень влюбчивыми. В отличии от девочек они более склонны к сексуальным фантазиям. И здесь надо активно пропагандировать о правильном отношении к девочкам, девушкам, женщинам. Это отношение закладывается в детстве, поддерживается и формируется всю жизнь, огромная роль здесь отводится личному примеру отца. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи пьяным, он невоспитан, и тогда сексуальные отношения для него никогда не станут чем-то светлым.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Найдите выход из следующей ситуации. Ситуации должны быть представлены на карточках или листах для каждого из группы.
1 группа.
Вы случайно увидели,.как ваш ребенок просматривает кинофильм откровенного содержания (порнопродукцию).Ваши действия? О чем заведете разговор?
2 группа.
Ваш сын ( дочь) обратились к Вам с вопросом: Можно ли делать аборт в 14-15 лет?
3 группа.
Вы случайно увидели в компьютере (телефоне) переписку своего сына (дочери) с представителем противоположного пола. Эта переписка  свидетельствует о том, что ваш ребенок вступил в половую жизнь или уже готов к этому.Ваши действия?
2. Коллективное обсуждение. Нахождение правильных вариантов решения.(слайд8,9)Почему подростки ведут половые отношения в раннем возрасте?
Последствия ранних половых отношений.
 
Незапланированная беременность
беременность - огромный стресс и напряжение организма
возможны нарушение строения костей, вызванное недостатком кальцияособенно сильно проявляется токсикоз
развивается плацентарная недостаточность,
велика вероятность выкидыша
различные осложнения при родах могут привести к смерти матери
Нарушение здоровья:
венерические заболевания
раннее начало половой жизни влечет за собой два рода нарушений в организме подростка: на психологическом и физиологическом уровняхдля девушек, пожалуй, половые связи в раннем возрасте чаще всего осложняются беременностью
Проблемная ситуация: разрешать или запрещать??? (слайд10)
Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности. А что будет, если не дать им пробовать (ведь это же вредно для здоровья, вдруг привыкнут)? Здесь возможны различные варианты. Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда, к примеру, молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить. Другой вариант — страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так, значит, давать им пробовать? Да. Но одновременно и нет.
Взрослая позиция (слайд11)
Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми. На наших глазах происходит определенное «разоблачение» указанных тем, снятие запретов, табу. Подростки, действительно, много думают и говорят о сексуальных проблемах. Современные школьники по телевизору, видеомагнитофону, в кино видят немало сцен, которые в открытой или скрытой форме несут сексуальное содержание. С подростками необходимо разговаривать по этому поводу, причем достаточно рано. Работники служб «Телефон доверия» отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8–9 лет.
Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт прямо или косвенно демонстрируется подростком взрослому, что обычно является проявлением двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, стремлением доказать свою взрослость, «шокировать» взрослого, с другой — привычным ожиданием и даже требованием от взрослого помощи.
Когда же речь идет о раннем сексуальном опыте, в том числе и о раннем материнстве и отцовстве, то здесь, как правило, самое важное значение приобретает отношение подростка к случившемуся, его переживание этой ситуации. Очень важно также, как на это реагируют родители подростков, готовы ли они оказать им помощь.
 Еще один вопрос, которого следует коснуться, — это просмотр школьниками этого возраста (чаще мальчиками) порнографических или полупорнографических фильмов (по кабельному телевидению или видеомагнитофону), а также чтение ими газет подобного содержания.Опыт показывает, что запрещения в этом случае не достигают цели, а напротив, часто ведут к усилению подобного поведения. Хотя ситуативный интерес к подобным фильмам и изданиям проявляют многие мальчики, устойчивое увлечение ими отмечается чаще всего у тех подростков, которые испытывают проблемы в этой сфере, у которых нет доступа к нормальным источникам получения подобной информации.ІІІ. Практична робота. Тренинг.
1.Просмотр видеоролика «Когда девочка взрослеет» (есть 4 серии для разных возрастов). Обсуждение, как просмотреть и обсудить дома с ребенком полученную информацию.
2.Разбор предполагаемых вопросов для  обсуждения  с детьми.Как   им поступать в сложившихся ситуациях.
Моделирование. Если вам предлагают вступить в половую связь?Ваши действия?
если ты меня любишь, ты обязан(а) доказать это половой близостью;
ты мне нравишься, не более того, и я не хочу полового контакта;
я не в том возрасте, когда уже можно начинать половые отношения;
я боюсь забеременеть, и тогда ты откажешься от меня;
я еще недостаточно тебя знаю, хотя ты очень мне нравишься (с просьбой о половой близости могут обращаться и девочки тоже).
 
ІV. Подведение итогов.
 
Интервью для родителей:
 
1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
 2. Какая часть вызвала особый интерес?
 3. Ваши пожелания на будущее.
Слацд (12) Главная задача родителей
Важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола. Очень важны разговоры со взрослым своего пола о смысле порнографической продукции.В заключение можно сказать, что главная задача взрослых в этот период — сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы.
Советы родителям
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1)Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости.
2) Атмосфера искренности.
3) Разъяснение. Воздействие словом.
4). Избегайте упреков и насмешек.
5) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений.
 
Решение собрания:  провести с детьми беседы о половом созревании,поведении.Просмотреть совместно с девочками предложенные ролики, обсудить их.
Рекомендации родителям (слайд 13,14)
 Помните,
           что каждый подросток          
   несёт в себе огромную мудрость,    
       постарайтесь познать эту  
    мудрость и использовать её для       взаимного духовного роста!