Презентация на тему Методы и приемы работы по восприятию образа персонажа в художественном произведении младшими школьниками


Актуальность проводимого исследования связана с тем, что художественная литература решает не только образовательные задачи развития личности учащихся, но и воспитательные. Так, К.Д. Ушинский писал: «На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни». И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Цель данного исследования – выявить наиболее оптимальные методы и приемы работы по восприятию образа персонажа в художественном произведении младшими школьниками. Задачи исследования: Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме. 2. Выявить уровни восприятия художественного произведения у учащихся третьих классов. 3. Создать локальную методическую систему по организации образа персонажа в художественном произведении младшими школьниками.4. Разработать программу исследования восприятия младшими школьниками образа персонажа художественного произведения.5. Экспериментально проверить эффективность методов и приемов работы по восприятию образа-персонажа в художественном произведении младшими школьниками Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 1 г. Климово. Объект исследования – процесс восприятия образа персонажа в художественном произведении в начальной школе. Предметом исследования являются методы и приемы работы по восприятию образа персонажа в художественномпроизведении младшими школьниками. - Даны понятия <<художественный образ>> и <<персонаж>> с позиции литературоведения.- Проанализированы параметры восприятия образа персонажа с позиции психологии.- Проанализированы задачи и содержание обучения младших школьников по данной теме.- Обобщен опыт учителей по восприятию образа персонажа младшими школьниками. С целью изучения уровней восприятия персонажей художественного произведения, был проведен эксперимент, заключающийся в применении ряда специальных приемов. C учащимися третьих классов было проведено тестирование. В контрольном классе 3 «Б» учитель работает по традиционной системе, в своем арсенале учитель использует на уроках литературного чтения выразительное чтение произведения, словарную работу, беседу по произведению, пересказ. В экспериментальном классе 3 «А» учитель тоже работает по традиционной системе, только в процессе работы он использует дополнительно к перечисленному еще обязательно новую информацию об авторе, работу с картинками по произведению, обсуждение прочитанного текста, осознание и понимание его, часто использует элементы микрогрупповой работы, а также мини сочинения по произведениям. Отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения относительно образа персонажа. Ставить вопросы к тексту произведения при таком же условии. Давать сравнительную характеристику героям, сопоставлять героев двух разных рассказов одного автора и проводить анализ. Целостно воспринимать образ персонажа в художественном произведении младшими школьниками. На основе полученных результатов сделать заключение об уровнях восприятия персонажей художественного произведения третьеклассниками. . 1. 2. 3. 4. 5. Что вы знаете о поэте А.С.Пушкине? Результаты ответов на вопрос 1 КЭ (констатирующего эксперимента) Какие произведение А.С. Пушкина вы читали? (Кроме сказки «О царе Салтане», программное произведение). Здесь за основу брали такое деление: перечисление 8 произведений – высокий уровень, перечисление 5 произведений – средний уровень, перечисление 3 произведений – низкий уровень. Тем самым мы увидим начитанность наших школьников и их литературный кругозор. Результаты ответов на вопрос 2 КЭ (констатирующего эксперимента) Что вы можете сказать о произведениях А.С.Пушкина? Здесь нас интересовал словарный запас учащихся, их умение выражать свое мнение и обосновывать свою точку зрения. Результаты ответов на вопрос 3 КЭ (констатирующего эксперимента) Общие итоги по проведенному опросу Средние показатели результатов констатирующего этапа эксперимента 1) учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста; 2) учитель привлекает внимание детей к авторским словам; 3) совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристики персонажа; 4) при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.   Приемы по организации работы класса над характеристикой персонажа Этапы контрольного эксперимента Сводные результаты ответов на вопросы информационного этапа Сводные результаты тестирования по второму уточняющему этапу Сводные результаты по итоговому блоку - Итоговые результаты проведенного тестирования в третьих классах Восприятие образа-персонажа будет полноценным, если будут: найдены наиболее оптимальные методы и приемы работы по восприятию образа-персонажа художественного произведения; создана система знаний, способствующих овладению младшими школьниками выявленными методами и приемами; организована самостоятельная деятельность детей в парах и микрогруппах по овладению методами и приемами работы по восприятию образа-персонажа художественного произведения Мы показали возможности уроков литературного чтения в решении задач общего развития учащихся путем реализации единой системы работы над развитием их речевых умений. Убедились, что в основе данной системы лежит организация исследовательской деятельности, учебных диалогов, бесед, аргументации, которые способствует накоплению школьниками опыта монологической и диалогической речи, приобретению умений: доказывать свою точку зрения, выражать согласие и несогласие, строить свое поведение с учетом позиции других людей и тем самым эффективнее воспринимать художественное произведение.