Кейс Всевидящее око ГЛОНАСС


Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
С.А. Кононова
КЕЙС
«ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО ГЛОНАСС»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГЛОГАСС НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТЕ

по МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (автомобильный транспорт)
ПМ.01Оргаинизация перевозочного процесса (по видам транспорта)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта)


Курск - 2017
Проблемная ситуация
Пассажирский автотранспорт общего пользования традиционно обеспечивает массовые перевозки граждан России. Его доля в обеспечении транспортной подвижности населения достигает 85%. Ежегодно автотранспортом перевозиться около 62 млн. пассажиров. Наблюдается ежегодный рост городских пассажирских перевозок порядка 6% . Согласно статистическим данным в РФ автобус осуществляет около половины всех пассажирских перевозок в стране.
Эффективная и стабильная работа автотранспорта общего пользования в России является важнейшим фактором социально-политической и экономической стабильности и во многом определяет качество нашей жизни.
Для повышения качества предоставляемых населению транспортных услуг применяют информационные технологии, в том числе средства спутниковой связи ГЛОНАСС. В связи с этим Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годах и на ОАО «Навигационно-информационные системы» возложило функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности.
В настоящее время разработаны разнообразные информационные продукты («ЭРА-ГЛОНАСС», Единый диспетчерский центр) для мониторинга, контроля и управления пассажирскими автоперевозками с применением системы ГЛОНАСС. Масштабного применения эти информационные продукты в сфере транспортных услуг не находят. Единые диспетчерские центры работают только в крупных городах России.
Задание: Разработать предложения по эффективности внедрения и использования возможностей системы ГЛОНАСС в работе пассажирского автотранспорта, имея в виду информационное обеспечение диспетчерского регулирования работы транспортных средств на маршрутах.
План кейса
Роль пассажирского автомобильного транспорта в обеспечении жизнедеятельности страны.
Обзор законодательных документов в сфере применения системы ГЛОНАСС на транспортных средствах.
Шаги по внедрению информационных технологий (система ГЛОНАСС) в сферу управления пассажирских перевозок.
Основные задачи единой автоматизированной диспетчерской службы, решаемые с помощью систем спутникового мониторинга.
Предложения по улучшению эффективного использования системы ГЛОНАСС на городском пассажирском автотранспорте.
Литература для студентов:
Постановление РФ от 03.03.2012 г. №189 ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы».
Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС» (в ред. постановлений Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156).
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2009 г. № 549 «О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности»
РФ Федеральный закон от 14.02.2009 N 22-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О навигационной деятельности".
Приказ Минтранса России от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов".
Сайт Федеральный оператор «НИС ГЛОНАСС». Режим доступа: http://www/nis-glonass.ru.
Пассажирский автомобильный транспорт России в системе государственного и муниципального регулирования.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.- Режим доступа: http://www.rostransnadzor/rostrans.
КЕЙС «ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО ГЛОНАСС НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТЕ»
Роль пассажирского автомобильного автотранспорта в обеспечении жизнедеятельности страны
Под понятием «пассажирский автомобильный транспорт» понимается процесс, который ограничивается перевозками пассажиров в междугородном, пригородном и внутригородском сообщении с использованием автотранспортных средств общего пользования. Автотранспорт общего пользования образует основу транспортного комплекса, является важнейшим элементом социально-экономической инфраструктуры страны.
В России доля транспорта общего пользования в обеспечении транспортной подвижности населения достигает 85%, тогда как в США соответствующий показатель составляет около 3%, в странах Западной Европы в среднем - 20%.
Ежегодно автотранспортом перевозиться около 62 млн. пассажиров. Это в 16 раз больше по сравнению с железнодорожным транспортом. Наблюдается ежегодный рост городских пассажирских перевозок порядка 6% .
В сфере пассажирских перевозок все острее встает проблема повышения качества предоставляемых населению услуг. Их главными критериями являются скорость, регулярность, точность, безопасность, комфортность, инфорированность, эффективное управление потоками автотранспорта междугородном, пригородном и внутригородском сообщении.
Центральное место в перевозке пассажиров занимает автомобильный транспорт. Практически вся транспортная деятельность, подлежащая лицензированию, сконцентрировалась на автомобильном транспорте. Работа в сфере автобусных перевозок осуществляется в условиях жесткой внутриотраслевой конкуренции.
Согласно статистическим данным в РФ автобус осуществляет около половины всех пассажирских перевозок. В небольших населенных пунктах этот вида транспорта единственный. При наличии в населенных пунктах рельсового транспорта (железнодорожного, метрополитена, трамвая) автобус работает по трафику, осуществляет подвоз пассажиров к этим остановочным пунктам.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2010-2015 годы 70% маршрутных автобусов эксплуатируемых в настоящее время выработали свой ресурс, половина автобусов подлежит списанию по требованию обеспечения ДББ.
В структуре автобусных перевозок наблюдается существенный рост доли коммерческих перевозок, особенно в городе. Доля коммерческих (не муниципальных) перевозок маршрутных такси почти 100%.
Обзор законодательных документов в сфере применения системы ГЛОНАСС на транспортных средствах
В целях развития системы ГЛОНАСС издаются директивные документы. Постановление Правительства РФ 3.02.2012г. №189 ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» является главным документом, определяющим и регулирующим развитие системы.
В Российской Федерации приняты следующие нормативные документы, регламентирующие использование системы ГЛОНАСС в сфере пассажирских автотранспортных перевозок:
Постановление от 25.08.2008 г. № 641(в ред. от 12.11.2016 г. № 1156) «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС»;
Федеральный закон от 14.02.2009 N 22-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О навигационной деятельности";
Приказ Минтранса России от 31.07.2012 № 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств";
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2009 г. № 549 «О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности».
Ряд важных нормативных вопросов управления подготовкой и внедрения системы ГЛОНАСС на транспорте остается недостаточно изученным, законодательная база по этому вопросу требует доработки.
Так, пункт 8 приказа Министерства транспорта РФ от 26.01. 2012 г. № 20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС» находился в противоречии с другими нормативными законодательными документами. В пункте 8 вышеуказанного приказа отражалось требование об использовании лицензиатом транспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Верховный суд РФ от 08.04.2014г. признал закон РФ от 26.01. 2012 г. № 20 недействующим по следующим причинам:
Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законодательством РФ в области осуществления навигационной деятельности;
Федеральные органы исполнительной власти не наделены Федеральным законом от 14.02. 2009 г. № 22-ФЗ какими-либо полномочиями в сфере навигационной деятельности, а в сфере технического регулирования согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ вправе издавать акты только рекомендательного характера.
Шаги по внедрению информационных технологий (система ГЛОНАСС) в сферу управления пассажирских перевозок
Отечественная навигационная система ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), создавалась для определения координат объектов, их скорости на наземной поверхности с необходимой точностью и достоверностью. Первоначально она использовалась в морской навигации, затем в сельском хозяйстве. В настоящее время находит широкое применение во многих отраслях экономики, в том числе транспортной. Система ГЛОГАСС успешно используется в 52-х регионах нашей страны, 102 городах, более 1000 предприятий. Главная цель использования системы ГЛОНАСС на пассажирском автотранспорте повышения качества транспортных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2009 г. № 549 «О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности» на ОАО «Навигационно-информационные системы» возложены функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности. Эта компания реализует крупные государственные и коммерческие проекты внедрения технологий ГЛОНАСС в России.
ПАО «НИС» создало ряд интересных информационных продуктов, сведения о которых и стадии их реализации представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Информационные продукты ПОА «НИС» и результаты их реализации
Информационные продукты Стадии реализации
Проект «ЭРА - ГЛОНАСС» 1%
АСДУ –НГПТ По заказу Департамента г. Москвы разработан и внедрен. Имеется только в крупных городах страны
Умная остановка В начальной стадии (в основном в крупных городах).
В Москве планируется 20% в 2016г.
«Зеленый поток» Не реализован
Проект «ЭРА - ГЛОНАСС» - система экстренного реагирования при авариях;
Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) – наземного городского пассажирского транспорта (НГПТ);
Умная остановка – электронные табло на общественных остановках с информацией: маршрута и времени прибытия общественного транспорта;
«Зеленый поток» - единая система управления наземным городским пассажирским транспортом.
Из интервью с руководителем отдела мониторинга транспорта компании «ЕвроМобайл» Д. Гамовым Газета «Гудок» от 15.06.2016г.: «Общественный транспорт, находящийся в эксплуатации, должен быть оснащен терминалами «ЭРА- ГЛОНАСС» с 01.01.2016г. Терминалы установлены примерно на 1 тыс. единиц (менее 1%) пассажирского транспорта России (40 млн. транспортных средств).
АСДУ – НГПТ существуют в основном только в крупных городах России. Именно функционирование единого автоматизированного диспетчерского центра позволяют осуществлять мониторинг, контроль и управление наземным городским пассажирским транспортом.
Безусловно, использование системы ГЛОНАСС на пассажирском автотранспорте значительно повысит качество перевозочного процесса. Временной разрыв от создания информационных продуктов до их внедрения напрямую зависит от финансирования автомобильного транспорта как самостоятельной отрасли.
Основные задачи единой автоматизированной диспетчерской службы, решаемые с помощью систем спутникового мониторинга
Единая автоматизированная диспетчерская служба позволяет осуществлять контроль работы не только каждого отдельного автобуса, но и отслеживать ситуацию на городских и пригородных дорогах в целом (рис.1.).

Рис. 1. Схема работы единой автоматизированной диспетчерской центры
Основу этой единой автоматизированной диспетчерской службы составляет сбор информации о пассажиропотоках на городских и пригородных маршрутах в автоматическом режиме и оперативное получение данных о пассажиропотоке в необходимом формате.
Автоматизированный диспетчерский контроль включает:
Непрерывный сбор данных о местоположении транспортных единиц с помощью бортовых контролеров – приемников спутниковой навигации;
Автоматическое обнаружение отклонений в работе транспортных средств (уход с маршрута, отказ оборудования и т.д.);
Управляющее воздействие диспетчера (изменение маршрута);
Поддержание речевой связи водителя и диспетчера. Запись переговоров на сервере и их воспроизведение по запросу;
Визуализация места положения транспортных единиц на электронной карте, схема маршрута движения в режиме реального времени;
Информирование специалистов о движении транспортных средств на компьютеры;
Контроль скорости транспортных средств;
Автоматизация критических ситуаций, организация мобилизационных мероприятий;
Создание отчетов о фактической работе контролируемых объектов.
Предложения по улучшению эффективного использования системы ГЛОНАСС на пассажирском автотранспорте
Согласно ст.7 Конституции РФ наше государство социальное. Во всем мире пассажирский транспорт это социальная услуга. Поэтому его деятельность должна находиться под контролем государства всех уровней.
Городской пассажирский транспорт общего пользования, как правило, убыточный. Доходность предприятий в среднем покрывает до 75% текущих эксплуатационных затрат. Оставшаяся часть расходов осуществляется за счет субсидирования из бюджетов различных уровней: федерального, регионального и местного. Во многих странах доля государственных дотаций составляет от 5 до 85%. Размер дотаций зависит от развития экономики и политики каждой страны.
Уровень финансирования пассажирских автотранспортных предприятий непосредственно влияет на их возможности использовать современные информационные технологии системы ГЛОНАСС, так как это требует дополнительных финансовых дотаций и инвестиций.
Создать единую законодательную базу в сфере применения системы ГЛОНАСС на пассажирских транспортных средствах во избежание возникновения споров, описанных выше.
Для более оперативного внедрения системы ГЛОНАСС на пассажирском автотранспорте необходимо решить вопрос финансирования и дотаций муниципальных авто предприятий (АТП) по приобретению аппаратуры системы ГЛОНАСС на транспортные средства и программного обеспечения. Самим муниципальным авто предприятиям также изыскивать средства на эти цели.
АТП вести учет хозяйственной деятельности с помощью информационных платформ, разработанных ПАО «НИС» или автоматизированной программы «1С: Авто предприятие».
Для мониторинга, контроля и улучшения качества работы пассажирского транспорта в каждом городе необходимо создавать Единые автоматизированной диспетчерской центры.