Конспект урока по русскому языку на тему Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения.


Тема: Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения.
Цель: создать условия для формирования умения писать сочинение, учить применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Задачи:
Предметные результаты: формировать представление о том, как правильно подготовиться к написанию сочинения.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД – формировать понимание важности планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в соответствии с образцом
познавательные УУД – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации; - анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
коммуникативные УУД – формировать умение работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
-Личностные результаты: формировать ценностное отношение к самому себе через осознание особенностей своей собственной позиции
Оборудование: 
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point: зимние мотивы.
карточки – алгоритм, карточки с заданиями.
Методы: продуктивный, словесный, наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Организация пространства: работа фронтальная, в парах, индивидуальная.
Этапы урока Временная реализация
Организационный момент. Кинезиология. 1 минута
Словарная работа. 5 минут
Постановка цели урока. 2 минуты
Основной этап изучения материала. 31 минута
Рефлексия 3 минуты
Подведение итогов. 2 минуты
Домашнее задание
1 минута
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Огр.момент
Мотивация. Кинезиология.
Цель: подготовка и мотивация детей к работе на уроке, определение целей и задач урока
Актуализация опорных знаний. Словарная работа.

Организует. Уточняет. Создает эмоциональный настрой.
Загляните друг другу в глазки.
-Подарите улыбку друг другу.
-Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом.
Упражнения:
Пальчики здороваются.
Ухо – нос.
- Проверьте готовность к уроку.
Вспомните золотые правила нашего класса:
- Начинаем работать. Откройте тетради, запишите число.
- Теперь внимание экран.
- посмотрите, что записано?
- Какое задание будете выполнять?
- Спишите словарные слова, вставляя пропущенные орфограммы.
М-роз, б-рёза, дят-л, г-р-зонт, б-седа.
- Оцените свою работу по критериям (выбор критериев – 5б.).
- Проверьте свою работу ещё раз, сравнив её с образцом.
Мороз, берёза, дятел, горизонт, беседа.
- У кого всё правильно? Встаньте. Молодцы!!!!!
- Назовите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?
- Составьте красивые предложения с этим словом.
- Как называется группа предложений на заданную тему, которые связаны между собой по смыслу?
- А если мы сами составляем, сочиняем эти предложения? (сочинение)
- Значит чем мы с вами будем заниматься сегодня?
Какая тема нашего урока?
«Подготовка к написанию сочинения».
- Что уже знаете по этой теме?
- Значит, эта тема для вас не нова.
- Как вы думаете, мы сегодня будем узнавать что – то новое или закреплять уже полученные знания?
- Какова цель урока?
«Систематизировать знания, чтобы правильно записать наш рассказ - сочинение».
- Какими м/б сочинения?
- Я желаю вам быть активными, старательными и внимательными.
-
- Я умею слушать других
-Я вежлив и доброжелателен
-Я умею задавать вопросы
-Я хорошо работаю.
Записываем:
Восьмое декабря.
Классная работа.
1)Дети записывают слова, вставляя пропущенные орфограммы.
2)Проверяют свою работу, сравнивая с образцом.
3)Оценивают.
Ответы детей.
Овет: сочинение м/б устное или письменное. Л.:Самоопределение
Смыслообразование
К.: дружба и товарищество с одноклассниками;
Р.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
П.:
осознанное и -произвольное построение речевого высказывания ; построение логической цепи рассуждений,
Р.: волевая саморегуляция;
Контроль, коррекция своих действий;
К.: ведение диалога с учителем;
- совместная деятельность при работе в паре;
- планирование учебного сотрудничества
Л.: осознание ответственности за общее и личное дело.
2. Закрепление знаний и способов действий
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Усвоение нового материала.
Практическая работа.
Беседа по вопросам.
Практическая работа.
Физкультминутка
Цель: кратковременная физическая разминка
Беседа
Работа в парах.
Практическая работа.
Организация детей для написания сочинения.
Звучит музыка.
- У каждого сочинения есть своя тема. Определите тему нашего сочинения, прослушав стихотворение.
- О чём прочитанное стихотворение? Определите его тему.
- Почему так решили? Докажите.
- Значит, о чём будет наше сочинение?
* Более точное название темы сочинения вы дадите сами чуть позже.
* Наше сочинение будет состоять их 3-х частей.
1)Начало рассказа.
2)Основная часть.
3)Концовка.
- Как вы думаете, что будем рассказывать, описывать в 1-ой части нашего сочинения.
- С чего следует начать сочинение?
* Правильно – нужно рассказать о времени года, о котором будем писать.
- Каким может быть первое предложение?
- Прочитайте слова. Выберите из данных слов нужные, по вашему мнению, и составьте предложение.
- Запишите.
- Какое предложение вы записали? Почему?
- Расскажите о погоде зимой.
- Составьте или прочитайте красивые предложения о зимней погоде.
- Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- А теперь внимательно смотрим на экран.
- Что вы просмотрели?
- Какие стоят деревья? Кусты, травы, цветы?
- Составьте предложения о растениях в зимнее время.
Возьмите карточки №1.
- Прочитайте задание. Что вам нужно делать? Зачем?
- Обогатите предложения прилагательными.
Вот и пришла зима. Стоят деньки. С неба на землю летят снежинки. Снег покрыл землю. В лесу тихо. Деревья закутались в покрывала. Хлопья снега лежат на ёлочках. На макушках сосен шапки.
ОВЗ- карточки – помощники.
Слова для справок: белоснежная, морозные, пушистый, мёрзлую, снежные, сказочном, огромные, маленьких, белые, пышные, снеговые.- Прочитайте, какие предложения у вас получились.
- Хорошо. Молодцы!
- Посмотрите ещё раз на картину.
- Кого не хватает на картине, чтобы она ожила?
- Верно, не хватает птиц и зверей.
- Отгадайте загадки, назовите животного или птицу.
Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе, орешки я грызу.
(белка)
Рыжая хозяйка из лесу пришла, стёжки-дорожки хвостом подмела. (лиса)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (заяц)
Серенькая шапочка, маленькая птичка
Сидит на тонкой ветке красивая…….(синичка)
На голом суку сидит, кар-кар кричит. (Ворона)
Длинный клюв и много пятен, ну, конечно, это…. (дятел).
На ветках ели яблоки, попробуй - собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки, ведь это….(снегири).
- Как живётся зверям и птицам зимой?
- Какие ложатся на зиму спать?
- Как ведут себя другие звери?
- Составьте или найдите в своих записях предложения о жизни птиц и зверей зимой.
Карточка №2.
- Положите перед собой карточки №2.
- Прочитайте задание. Расскажите, что вам нужно сделать. А зачем нам нужно уметь находить ошибки в записи текста?
- Выполняем работу на карточке.
1-в
Спить мидвет вберлоги. Белка затаилас ввиршыне высокай ели. На фоне снежново по крова реско выделяются снегири ярким опирением.
2-в
Пирелётные птицы у лители наюк. Снами асталис земовать сеницы, сароки, голуби. Они перелитают висёлыми стайками от деривца к деривцу.
- Проверьте и оцените свою работу в парах. (Не забываем объяснять свою оценку)
(Деревце зимой, для глаз)
- Посмотрите на нашу картину. Как думаете, что это за белое пятно на нашей картине? (каток).
- Кто должен быть на катке?
- Кто из вас сам любит и умеет кататься на коньках? Почему?
- В какие ещё игры любят играть дети зимой?
- Составьте предложения о зимних забавах детей.
- Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- И заключительная часть.
- О чём нужно написать в этой части?
- Правильно, в ней нужно подвести итог всему сказанному, выразить ваше отношение к времени года – зиме. Это может быть 1 – 2 предложения, желательно не больше.
- Составьте предложения, которыми можно закончить текст.
- Прочитайте предложение на экране.
Хорошо зимой
- Какой знак нужно поставить в конце предложения? Почему?
- Спишите предложение, разобрав его по орфограммам и поставив нужный знак в конце предложения.
- Осмыслите всё сказанное на уроке, приведите свои мысли в порядок.
- Расскажите друг другу – о чём вы будете писать в сочинении.
Сейчас каждый из вас будет выполнять свою работу по написанию сочинения.
1 группа: будут писать сочинение по данному плану. На каждый пункт плана – 1-2 предложения, чтобы в результате получился связный текст.
2 группа: нужно поставить части текста в нужном порядке, чтобы получился связный рассказ и записать.
3 группа: спишут текст, вставляя пропущенные орфограммы.
4 группа: спишут внимательно текст, не допуская ошибок.
- Прочитайте внимательно своё задание.
- Кто хочет поменять своё задание на более трудное?
- А кто на более лёгкое?
- Ещё раз прочитайте своё задание. Начинаем работать.
ЧИСЛО.
СОЧИНЕНИЕ.
НАЗВАНИЕ.
- Начинаем выполнять задание. Старайтесь выполнять работу качественно. Можно использовать все карточки с заданиями для написания сочинения. - Выступает Таня К., остальные слушают. Смотрят в/клип.
Определяют тему стих-я.
Поёт зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…….
- Мы выбирали критерии по умениям.
ВИДЕО Эдгара

КАРТИНА ЗИМНЕГО ЛЕСА
Умения работать индивидуально, в паре, в группе.
Рисунки на доску.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Артем П.Выполняют работу индивидуально, проверяют выполнение в парах, оценивают.
Ответы детей.
Рассказывают текст друг другу.
Осуществляется дифференцированный подход
Работа в тетрадях для к/р.
П.:
осознанное и -произвольное построение речевого высказывания ; построение логической цепи рассуждений,
Р.: волевая саморегуляция;
Контроль, коррекция своих действий;
К.: ведение диалога с учителем;
- совместная деятельность при работе в паре;
- планирование учебного сотрудничества
Л.: осознание ответственности за общее и личное дело
 
Анализируют свою работу на уроке. Делают выводы и оценивания своей работы на уроке по оценкам П.: контроль и оценка процесса и результатов своих действий;
- осознанное и произвольное построение высказывания
Л.: самооценка на основе успешности;
-адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
- следование в поведении моральным нормам
К.: формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Акцентирует внимание на конечный результат УД обучающихся на уроке
- Спасибо за урок.    
  -Молодцы!  
- Ещё раз улыбнулись друг другу.
Высказывают свои впечатления.
П.: осознанное и произвольное построение высказывания;
К.: выражение своих мыслей;
Акцентирует внимание на д/з Записывают задание в дневники П.: определение основной информации
Р.: целеполагание
Рефлексивно-оценочный.
Д/ЗОрганизует учащихся на самооценку.
- Молодцы! Почти все справились с заданием.
- А чья работа на уроке вам понравилась больше? Почему?
- Кто был самым активным?
Предлагает вернуться к целям урока.
- Ну что ж, пришла пора подвести итог нашего урока.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы её?
- Научились составлять текст на заданную тему?
- Где пригодятся нам эти знания?
Предлагает закончить высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал(а)…..
- На уроке я научился (лась)
- Моё настроение на уроке…….
Словарь, правила.
Акцентирует внимание на конечный результат УД обучающихся на уроке
- Спасибо за урок.    
  -Молодцы!  
- Ещё раз улыбнулись друг другу.
Анализируют свою работу на уроке.
Дети дают устную оценку друг другу, затем делают самооценку.
.
Определяют своё эмоциональное
состояние на уроке.
Личностные:
Ценностное отношение к самому себе.
Метапредметные
Регулятивные – отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке