Конспект урока по окружающему миру Инструменты и приборы как необходимое оборудование при изучении окружающего мира. Термометр.


Сизонова Вера Викторовна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Окружающий мир
2 класс
Тема: Инструменты и приборы как необходимое оборудование при
изучении окружающего мира. Термометр.
Цель: иметь представление о том , как изучают окружающий мир .
Задачи: - устанавливать связи между деятельностью человека и
природой;
- пользоваться источниками информации об окружающем мире ( наблюдать, проводить измерения);
- изучить устройство термометра и правила пользования им;
- способствовать развитию умения сравнивать, рассуждать,
анализировать, делать выводы.
Оборудование: - инструменты и приборы
- термометры разного назначения
- модели индивидуальных термометров
- стаканы с водой
- компьютер
Электронные образовательные ресурсы: мультимедиа презентация
кроссворд
Ход урока
1.Вступительное слово.
Слайд №1
Оглянись, вокруг, дружок!
Видишь реку, лес, лужок.
Птичьи стаи, самолёт,
Что отправился в полёт.
Небо, ветер, облака.
Снова речка, луг, река.
2.Постановка проблемы и пути её решения.
1) –При помощи чего мы изучаем окружающий мир?
Слайд №2
2)-Рассмотрите предметы на таблице и на столе.
Назовите их и для чего они предназначены.
Чтение из толкового словаря о значении слов: телескоп , микроскоп, флюгер.
Слайд №3
Телескоп- астрономический прибор для изучения небесных тел.
Слайд№4
Микроскоп- увеличительный прибор для рассматривания предметов, невидимых простым глазом.
Слайд№5
Флюгер- металлический флажок, который поворачивается под давлением ветра, показывая, куда он дует.
3) -На какие группы можно распределить все предметы?
Приборы – телескоп, микроскоп, флюгер, термометр. Служат для измерения чего-либо, для нагревания или охлаждения, для увеличения или уменьшения.

Слайд№6
Инструменты – молоток,шило,ножницы,плоскогубцы,метр. Это приспособления, при помощи которых проводятся ручные работы.
Слайд№7
4) Предложить учащимся 2 стакана с водой. (теплая и холодная)
-Что можно сказать о воде в стаканах?
-Какие органы помогли?
Дать двум ученикам потрогать стаканы.
-Что заметили? Чем различаются? (разная температура).
Слайд№8
Температура – это степень нагретости воздуха, воды, почвы или тела.
Обратиться к предметам на столе.
- Выбрать предмет, которым можем воспользоваться, чтобы определить температуру.
- Что это прибор или инструмент?
5) Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха.
Слайд№9
Рассказ учителя: Этот термометр показывает температуру воздуха в любое время года.
Состоит из: 1) стеклянный футляр
2) колба с ртутью или подкрашенным спиртом
3) шкала с делениями
В качестве границы между градусами тепла и холода является точка, которую условно обозначили 0. При нагревании столбик ртути в термометре пойдет вверх – температура, говорят, выше нуля. При охлаждении столбик будет опускаться вниз – t ниже нуля. Деления, идущие вверх от нуля будут показывать «+», а деления идущие вниз – «-» Принято записывать показания термометра: t –температура, + выше 0, - ниже 0, маленький кружочек вверху обозначает градусы +20.
Данную шкалу термометра изобрел ученый Цельсий. На ней деление 0 (0 по Цельсию) – t таяния снега, деление +100 по Цельсию – t кипения воды.
Фамилия Цельсия обозначается в записи латинской буквой С (це)
Это интересно: 1)Первые термометры появились примерно 400 лет тому назад.
2)Самая высокая t воздуха была отмечена в Африке в 1922 году –
+58 С 3) Самая низкая t -89 С в Антарктиде в 1983 году.
3. Практическая работа
1)Установить на индивидуальных моделях термометра показания: +5 , -10,0, +21,-3.
2) Выбрать показания температуры на карточках.
4.Наблюдения, нацеленные на осмысление нового материала.
- Какими термометрами мы пользуемся в быту?
Слайды№ 10-14
-Что общего и чем они отличаются?
-Как по – другому называется медицинский термометр?
-Что заметили? (не нужна шкала с делениями как у термометра для воздуха. У человека ниже 34 и выше 42 t тела не может быть.) Температуру тела человека измеряют ртутным термометром. Ртуть – ядовитое вещество. Будьте осторожны!
Правила пользования термометром.
Слайд№15
Измерить температуру воды в стаканах.
5. Итог урока
-Что понравилось на уроке? Довольны ли вы собой?
-Чему научите братишек, сестренок?

6. Кроссворд
7. Домашнее задание
Измерить температуру собственного тела, на улице.
-Почему показания термометров неодинаковы?