Занятие литературной мастерской Тайны бабушкиного сундука

Ефимова Эмма Михайловна – учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Воронежа


ЗАНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ МАСТЕРСКОЙ
«ТАЙНЫ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»


Цели:

познавательная – расширить знания учащихся по теме «Устаревшие слова», познакомить с особенностями старинной одежды и быта;
практическая – совершенствовать навыки работы с толковым словарём, с текстом;
развивающая – развивать логическое мышление, пополнить словарный запас учащихся;
воспитательная – формировать познавательные интересы, культуроведческую компетенцию учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, к истории Древней Руси, её культуре.

Метод работы: учебное сотрудничество.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, мультимедийная презентация, толковые словари разных авторов, раздаточный материал, экспонаты школьного музея.

Подготовительная работа: изучение темы «Устаревшие слова» на уроках основного курса русского языка, нахождение значения слов в толковых словарях, экскурсия в Центр славянской культуры «Дом Сварога», индивидуальные сообщения учащихся.

Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты/ УУД

Мотивация к учебной
деятельности
Цель: организовать на-
правленное внимание
на начало занятия.
Приветствует учеников, проверяет готов-
ность к занятию, желает успеха.
Приветствуют учителя, готовятся к учеб-
ной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные: целеполага-
ние и планирование своей
деятельности.
Коммуникативные: умение
согласовывать свои дейст-
вия с учётом позиции дру-
гих учеников.


Актуализация знаний
Цель: выявить уровень
осмысления учащими-
ся темы «Устаревшие
слова», повторить и
обобщить сведения об
историзмах и архаиз-
мах.

Организует повторение знаний, закрепле-
ние умений
- Представьте, что мы оказались в ста-
ринном городе. Люди, которые рядом с
нами, говорят на русском языке, но мы
многое не понимаем. Почему?
(С течением времени выходят из приме-
нения отдельные орудия труда, предме-
ты одежды, домашнего обихода и т.п.,
одновременно перестают употребляться
слова, называющие их. Слова могут ус-
таревать, заменяясь другими, хотя на-
зываемые ими предметы, явления, оста-
ются).

Задание 1. Перед вами текст. Прочитай-
те его, найдите в нём слова, которые мы
не употребляем и подчеркните их.

Давайте заглянем во времена Древней
Руси и узнаем, что носили наши предки,
какую роль в это время играла одежда.
Большая часть жителей занималась
земледелием. Одевались они так, чтобы
было удобно обрабатывать землю, уха-
живать за домашними животными. На
ноги мужчины надевали порты – неши-
рокие штаны, поверх них носили рубаху.
Рубахи бывали разные. Мужчины пред-
почитали косоворотку с медными, кос-
тяными или деревянными пуговицами.
Поверх рубахи надевали зипун. Это до-
машняя узкая одежда до колен. Верхней
одеждой был кафтан, тёплый или хо-
лодный, в зависимости от времени года.
Женские одежды были сходны с муж-
скими. Женщины носили длинную белую
или красную рубаху с длинными рука-
вами и украшенными запястьями. На
рубаху надевался летник – платье с
длинными и широкими рукавами.
На Руси шили шубы только мехом
внутрь. Для бояр шубы шили из соболей.
Простые люди носили овчинные тулупы.
Замужние женщины не могли появлять-
ся на людях с непокрытой головой. Они
носили кокошники, волосники и платки.
Самая древняя обувь - это лапти. Для
обёртывания ног применяли онучи из
куска холста. Мечтой каждого русского
крестьянина были кожаные сапоги. В
зажиточной среде обувью служили
башмаки, чоботы и ичетыги. Ичетыги
представляли собой сафьяновые сапоги.
В суровую зиму носили валенки, их ещё
называли катанки, а в Сибири – пимы.

- Надеюсь, вы справились с заданием.
Как называются подчёркнутые вами
слова? (Историзмы). Как называются
слова, имеющие синонимы в современ-
ном языке? (Архаизмы).

Задание 2. Перед вами изображение че-
ловека. Здесь указаны названия частей
тела. Переведите архаизмы на современ-
ный язык с помощью этого рисунка.
(Перст – палец, десница – правая рука,
шуйца – левая рука, чело – лоб, око –
глаз, уста – рот, выя – шея).

Слушают и отвечают на вопросы, форму-
лируют свою точку зрения и аргументиру-
ют её.












Работают с текстом, выделяют устарев-
шие слова.














































Работают с рисунком, заменяют устарев-
шие слова современными синонимами.
Предметные УУД
Знать классификацию лек-
сики с точки зрения актив-
ного и пассивного запаса.
Уметь опознавать устарев-
шие слова, определять их
лексическое значение, за-
менять историзмы и арха-
измы современными сино-
нимами, определять роль
лексики пассивного запаса
в художественном тексте.
Метапредметные УУД
Регулятивные: принимать
и сохранять учебную зада-
чу, устанавливать целевые
приоритеты.
Познавательные: осозна-
вать поставленную задачу,
читать, слушать, извлекать
информацию.
Коммуникативные: орга-
низовывать и планировать
учебное сотрудничество.
Личностные: овладевать
новыми умениями, совер-
шенствовать имеющиеся.


Постановка проблем-
ного вопроса
Цель: постановка целей учебной деятельности.


-Представьте, что мы зашли в русскую
горницу и увидели там кованый сундук.
Сундук этот не простой, в нём собраны
тайны наших прапрапрабабушек. Как
вы думаете, какие тайны может хранить
бабушкин сундук?
Давайте мы приоткроем тяжёлую крыш-
ку сундука и узнаем, что в нём.

Ученики высказывают свои предположе-
ния, формулируют цели занятия.

Метапредметные УУД
Регулятивные: целеполага-
ние и планирование своей
деятельности.
Познавательные: построе-
ние логических рассужде-
ний.
Личностные: понимание
русского языка как нац
·ио-
нально-культурной ценно-
сти.



Усвоение новых
знаний
Цель: создать условия
для достижения пред-
метных и метапредмет- ных результатов.

-Недавно вы посетили Центр славянской
культуры «Дом Сварога», побывали в
русской избе.

Задание 3. Расскажите о том, что вы
увидели в русской избе, что вам запом-
нилось.

Задание 4. Фрагмент из стихотворения
И.Сурикова поможет нам представить,
как проходил зимний вечер в крестьян-
ской семье. Найдите в нём устаревшие
слова. Сможете ли вы дать их толкова-
ние?
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.
Попробуйте справиться с этим заданием
с помощью текстов. Значение слов запи-
шите в виде словарной статьи.

Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освеща-
лась лучиной. Она готовилась заранее:
длинное поленце расправлялось в печи,
потом от него ножом отщипывались
тонкие щепки – лучинки. Они вставля-
лись горизонтально в специальные под-
ставки, светцы, с расщелинами наверху
и поджигались. Под лучиной стояло
корытце с водой, куда падали угольки.

Текст для девочек
Прялка В наши дни не каждая девочка
знает, что это такое. А в прошлом
прялка была в каждом доме – за неё
садились шести-семилетние девочки.
Назначение прялки – превратить лён и
шерсть в пряжу. Состоит она из двух
частей: донца и гребня.

Задание 5. В кованом бабушкином сун-
дуке можно найти старинные монеты,
мерки длины. Их названия остались в
русских пословицах и поговорках.

Задание 6. Коса – девичья краса. А зна-
ете ли вы, как наши прапрабабушки
ухаживали за волосами и одеждой?

Задание 7. А теперь проверим, как вы
умеете решать задачки. Чтобы правиль-
но их решить, надо найти устаревшие
слова и выяснить их значение. Ответы
дайте в литрах и сантиметрах.

Задача для мальчиков
Колос ячменя со времени посева в конце
мая вырастает за месяц в среднем на 9
вершков. Какой высоты будет колос во
время жатвы в конце августа?
(Вершок = 4,44 см)

Задача для девочек
На Рождество для одной семьи готовят
3 больших жбана сбитня. Сколько всего
в деревне за праздник выпивают сбитня,
если известно, что там проживает 25
семей, а объём одного жбана – 10 ча-
рок?
(Чарка = 0,123 л)

Задание 8. Жизнь на Руси в древности
не была спокойной. Мужчинам часто
приходилось с оружием отражать атаки
неприятеля. Перед вами – незаконченная
зарисовка начала старинного сражения.
Вставьте на место пропусков в тексте
нужные слова, используя словарик уста-
ревших слов.

Ратники подъехали к реке. У многих го-
рели на груди золотые гривны. Сверкали
на солнце глухие огромные шлемы, сияли
златой насечкой щиты и панцири. Рус-
ские копья, мечи, палицы, секиры, чудо-
вищные булавы сшиблись с турецкими
саблями. Закипел бой.





Устные высказывания учащихся.



Работают с текстом, представляют инфор-
мацию в виде словарной статьи, рассказы-
вают, как пряли на Руси.



































Рассказывают о пословицах и поговорках
с устаревшими словами, дают их толко-
вание.


Рассказывают о мытье волос и одежды по
бабушкиным рецептам.


Работают с толковым словарём, решают
лингво-математические задачи, рассказы-
вают о том, как готовили сбитень на Руси.



















Работают с текстом, преобразовывают и
структурируют его с учётом решаемой
задачи.



Предметные УУД
Владеть основными сти-
листическими ресурсами
лексики и использовать их
при создании устных и
письменных высказываний
Метапредметные УУД
Регулятивные: принятие
решения в проблемных
ситуациях на основе пере-
говоров, контроль и оце-
нивание своей деятельнос-
ти по результату и спосо-
бу действия.
Познавательные: опреде-
ление основной и второ-
степенной информации,
построение логических
рассуждений, включаю-
щих причинно-следствен-
ные связи.
Коммуникативные: приоб-
ретение опыта работы в
группе, практическое ус-
воение принципов обще-
ния и сотрудничества
Личностные: пополнение
словарного запаса для
свободного выражения
мыслей и чувств в процес-
се речевого общения, по-
нимание русского языка
как национально-культур-
ной ценности.


Рефлексия
Цель: осознание и
самооценка учебной
деятельности.


Наше путешествие в старину подходит
к концу. А теперь ответьте на несложные
вопросы.

Сегодня на занятии я узнал(а)
Было интересно
Теперь я могу
Я научился/научилась
Занятие дало мне для жизни
Я почувствовал(а), что
Мне захотелось

Ученики отвечают на вопросы, дают
оценку своей деятельности.

Предметные УУД
Владеть знаниями об арха-
измах и историзмах, опре-
делять роль устаревших
слов в художественном
тексте.
Метапредметные УУД
Регулятивные: умение со-
здавать письменное вы-
сказывание, способность
свободно и правильно из-
лагать свои мысли.
Познавательные: логичес-
кие рассуждения по задан-
ным критериям.
Личностные: способность
к самооценке.



Творческое домашнее задание
Цель: совершенство-
вать достигнутые ре-
зультаты через само-
стоятельную работу.

В сундуках наших бабушек и сейчас
много тайн. Там хранятся документы,
фотографии, дорогие сердцу вещицы.
Напишите дома письменное высказыва-
ние на тему «О чём мне поведал бабуш-
кин сундук».







15