Выступление на тему Управление введением ФГОС ДОО

«Управление введением ФГОС
в дошкольных группах структурных подразделений»
(выступление на педсовете 29.12.2015г.)
Зам.директора по СП
Илькаева Р.И.

Введение стандарта дошкольного образования с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – это повышение требований к дошкольному образованию.
Каждому дошкольному учреждению необходимо было провести поэтапную работу по переходу к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Это сложный и многоплановый процесс. С чего же мы начали?
На первом аналитическом этапе мы проанализировали имеющиеся программы в детском саду, на заседаниях КМО, РМО, заседаниях проблемных групп изучили опыт работы педагогов, как нашего, так и других детских садов, требования к структуре образовательной программы в соответствии ФГОС и сравнили со структурой образовательной программы, реализуемой в наших детских садах, познакомились с целевыми ориентирами дошкольного образования в рамках ФГОС.
На следующем организационном этапе создали рабочую группу по внедрению ФГОС в детских садах. Основными задачами рабочей группы являются: планирование организации и регулирования инновационной деятельности введения ФГОС в детском саду, повышение педагогических компетенций, создание программы саморазвития педагогов.
Была разработана дорожная карта по внедрению ФГОС ДО на три года.
В обеих структурных подразделениях было закуплено программно-методическое обеспечение: это программы по пяти образовательным областям на среднюю, старшую и подготовительную к школе группы.
Также на этом этапе рабочей группой была разработана Основная образовательная программа структурных подразделений школы на основе ФГОС ДО и примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой.
Педагогами ДОУ, в частности воспитателем Аптуковой Айсылу Наилевной разрабатывается календарно-тематическое планирование по событийным темам для старше-подготовительной группы уже в электронном виде.
Большое внимание уделяется пополнению РППС (развивающей предметно-пространственной среды). Большинство дидактических материалов изготавливаются руками педагогов самостоятельно.
Третий этап – внедренческий. Работа на этом этапе нам ещё предстоит. Но подготовка условий полноценного введения стандарта в наших детских садах уже активно ведётся.
Основными направлениями введения ФГОС ДО являются:
1. Создание организационно-управленческих условий;
2. Кадровое обеспечение введение ФГОС;
3. Создание материально-технического и информационного обеспечения введения ФГОС ДО.
Весь проект построен на изучении и внедрении Федерального государственного стандарта дошкольного образования и предъявляемым им требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программы.
Одно из требований стандарта – это требование к структуре Образовательной Программы. В настоящее время детский сад работает по образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой и других.
Следующее требование стандарта предъявляется к условиям реализации программы, которые включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Говоря о кадровых условиях, хочется подчеркнуть, что в настоящее время педагогу предъявляются более высокие требования: к образованию, владению педагогическими компетенциями, информационными технологиями и другие требования.
Анализ кадровых условий наших детских садов показывает, что:
ДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами.
50 % педагогов имеют высшее образование.
75% педагогов аттестовано на соответствие занимаемой должности.
100% педагогов прошли курсовую подготовку по ФГОС дошкольного образования.
Все педагоги активно внедряют инновационные педагогические и информационные технологии в образовательный процесс.
50 % входят в социально-педагогические сообщества в сети Интернет,
перенимают и распространяют педагогический опыт, имеют свои сайты.
В рамках требований к материально-техническому обеспечению Программы структурные подразделения не соответствуют требованиям ФГОС. Не одно СП не оборудовано на сегодняшний день компьютерами или ноутбуками, проектором, экраном, не говоря уж о цифровых мультимедийных оборудованиях(интерактивная доска, ) Детские сады не имеют доступа к сети Интернет, поэтому обеспечить педагогов доступом к электронным образовательным ресурсам, размещенным на федеральных и региональных базах данных имеем возможность только, если они найдут возможность и время обратиться в школу.
Стандарт также определяет требования к развивающей предметно-пространственная среде, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особенно актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.
Именно поэтому педагоги испытывают определенные трудности в обновлении предметной среды, т.к. она требует определенных финансовых вложений. В бюджете ОУ на игрушки, на игровое оборудование для дошкольников деньги не вкладываются, последний раз мы игрушки покупали, если я не ошибаюсь, во время аттестации ОУ в 2010 году по 5 тысяч на каждый детский сад.
Радует то, что педагоги ДОУ еще стараются выйти из этой ситуации, как-то проводят воспитательно-образовательную деятельность, многое делают своими руками, что отражается на своих же «карманах».
Какие результаты мы должны ожидать получить от реализации введения ФГОС ДО?
Ожидаемый результат:
Повышение качества дошкольного образования.
Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.
Создание современных условий для пребывания и развития детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.