Технологическая карта урока математики в 1 классе Единица длины- дециметр


Технологическая карта изучения темы «Единицы длины: Дециметр»
Автор урока (Ф.И.О.)
Зябухина Ольга Ивановна

Предмет
Математика

Класс 
1

Продолжительность урока (занятия)
30 мин

Тема урока  
Единицы измерения длины: дециметр

Тип урока
Урок открытия нового знания

Дидактическая цель  урока:
познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Задачи
учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные Понимать соотношение величин «см», «дм». Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины. Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее

Автор учебника (УМК)
Математика. 1 класс, М.И.Моро, С.В.Степанова и др

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, линейка;


Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал)
Презентация, карточки для устного счета; мерки длиной 1см и 1 дм;




Ход урока:

Этапы урока, технология проведения
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Деятельность учащихся

Организационный момент
Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
-Проговаривает стихотворение
- Правила поведения на уроке
(Слайд 1) Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнемся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем Вам!
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.
-Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»
-Вдохнули. Выдохнули.
(Слайд 2)-Составьте из слов предложение, которое будет девизом нашего урока.
(Слайд 3)Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех».
- У вас на партах лежат звездочки: розовые, зелёные и жёлтые.
- Розовая– прекрасное настроение, зелёная – хорошее, жёлтая – плохое. Какое у вас сейчас настроение?
Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

Обучающиеся здороваются, настраиваются на рабочую атмосферу

















Составляют предложение

II. Мотивация к учебной деятельности
–Учитель задаёт вопросы, мотивирует обучающихся повторять пройденный материал
(Слайд 4)Давайте мы с вами наведем порядок . Вы знаете , что порядок бывает разный: разложить вещи в шкафчике, учебники в портфеле, а мы наведем порядок на слайде (слайд 5)
Распределите слова на две группы. - Какие слова оказались в 1 группе? (слайд 6) - Как одним словом их можно назвать ? (Величины)
- Что такое величина?
( это свойство предмета, то, что можно измерить теми мерками, о которых договорились все.) - Верно, это количественная характеристика некоторого свойства предметов. - Например, длина характеризует, что один предмет длиннее или короче. - Какие слова оказались во втором столбике? (единицы измерения величин) (слайд 7)
- Образуйте теперь пары слов (Слайд 8)
ДЛИНА ----СМ ОБЪЕМ------Л МАССА------КГ
Найдите ошибки, если таковые есть в предложенных высказываниях:
1) Длину палочки можно измерить в килограммах. (-) 2) Массу крупы можно измерить в килограммах. (+) 3) Объем молока можно измерить в сантиметрах. (-)




Отвечают на вопросы учителя


Величина – это признак, который можно измерить.

III. Актуализация знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать.

Остановимся на величине «длина» и я предлагаю провести исследование. Согласны? -Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в исследовательскую мастерскую. Каждый из нас – сотрудник этой мастерской, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением друг к другу).
Слайд (9)
-Посмотрите на полоски. Сравните их. (Красная длиннее, чем желтая, а желтая короче, чем красная)
- Каким способом по длине сравнивали? (на глаз)
- Поработайте в парах.
-Возьмите полоски зеленого и коричневого цвета. Сравните их. Договоритесь с соседом, как будете сравнивать, кто будет отвечать. (Зеленая полоска короче, чем коричневая)
- Каким способом сравнивали? (наложением)
- Вспомните, как и с помощью чего измеряли длину на Руси? (локоть, сажень, пядь, обхват). СЛАЙД 10
-вывод : Как же можно измерять предметы? (на глаз, наложением, старинными мерками)
-Всегда ли это точные и возможные измерения? (нет)
Работа с раздаточным материалом
Дети повторяют алгоритм работы в парах



















Дети повторяют известные величины и единицы измерения.



IV.Подведение к проблеме
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании.

Введение в тему урока.









Но мы уже знаем единицу длины – это САНТИМЕТР.
Проведём практическую работу.
-У вас на партах лежат две мерки.
Длина маленькой (Синяя) – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину книги «Математика» этой меркой (синей). Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем.
Удобно? (нет) Почему?
- Что будем делать? Подумайте.
– Какая должна быть мерка, чтобы измерить быстрее? (побольше) Согласны?
-Как называется эта мерка , вы узнаете если выполните следующее задание:
Работа в парах (слайд 11)
- Для этого необходимо выполнить вычисления в карточке. Каждый верный ответ будет соответствовать определенной букве. Выполнив все вычисления, мы и узнаем тему нашего сегодняшнего урока.
Найти сумму чисел 3+4 (Т)
Первое слагаемое 10, второе 7. Найти сумму. 10+7 (И)
Найти разность чисел 16 и 6 (Д)
Найти сумму чисел 7+2(Ц)
Уменьшаемое 9, вычитаемое 6, найти разность 9-6(М)
Первое слагаемое 5, второе слагаемое 0, найти сумму 5+0 (Р)
Найти разность чисел 10 и 6 (Е)

(СЛАЙД 12)
Чтобы тему урока узнать, эту запись нам надо расколдовать.
10
4
9
17
3
4
7
5

5

Д
Е
Ц
И
М
Е
Т
р

Р


– Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – дециметре, научиться измерять дециметром длины бoльших отрезков, сравнивать и т.д.) - Что вам поможет достигнуть этой цели? (внимание, активность, старание)
Предположение детей.
Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод. Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину книги.
У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения.







Работа в парах, учащиеся выясняют как выглядит дециметр.


V. Формирование нового знания через деятельностный подход.
Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует составление совместного плана действий.
Реализует план выхода из затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
-Возьмите другую мерку(красную) и измерьте длину книги этой меркой.
Удобно? (да)
Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР.(Повторите хором) (СЛАЙД 13)
-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)
Вывод :Значит, дециметр равен 10 см.

Дециметр  по латыни [decem] – десять, а что про дециметр написано в толковом словаре сейчас узнаем. («Дециметр – мера длины, равная одной десятой части метра»)
А кто подскажет как сокращенно будем записывать дециметр? (дм)
Так всегда и будем знать: в 1 дм – 10 см.
Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Учащиеся проговаривают по слогам название единицы измерения.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.



VI.Физкультминутка.
Цель. Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока
Учитель организует физ. минутку
(Слайд 14)Дети вышли по порядку
На активную зарядку.

Музыкальная зарядка
Выполнение зарядки, снятие утомляемости у обучающихся.

VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель. Формирование умения анализировать. Реализация идеи педагогического сотрудничества










Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
-Математика повсюду
Глазом только поведёшь и примеров разных много
Ты вокруг себя найдёшь.
Слайд 15 (доска, скамейка, жук, резинка)
– Как вы думаете, какие предметы можно измерить дециметром? (Доска, скамейка)
-Где удобно использовать дециметр в жизни? (На уроках труда при построении чертежей, строителям при измерении дверей, окон, при измерении длинных отрезков и т.д.) (слайд 16)


VIII. Включение в систему знаний.




Организует закрепление новых знаний.
Откройте тетради. ( Слайд 17)
Отступите вниз 2 клетки и начертите отрезок длиной 1 дм. Как это сделать? (По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см)
Слайд 18 Работа по алгоритму ( как правильно начертить отрезок)
Прикладываю линейку к листу, от деления 0 ставлю первое ограничение, отмеряю 10 сантиметров, ставлю второе ограничение и провожу отрезок, равный 10 см.).
Как подпишем? 1 дм или 10 см
– А теперь друг с другом поменяйтесь тетрадками, возьмите эталоны и проверьте их с чертежами. Светофором оцените товарища.
- Теперь посчитайте сколько клеток укладывается в 1дм?
Работа в тетрадях









Дети по алгоритму чертят отрезок, сравнивают его, делают выводы.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Благодарит за работу на уроке.
- Молодцы!Вы провели замечательное исследование. -Какую цель ставили? Достигли цели?
-О какой новой единице измерения длины узнали?
Кто собой доволен поднимите розовую звезду);
Кто старался, но допустил ошибку -поднимите зелёную звезду;
-Не всё понял, остались вопросы – жёлтую.
(Слайд 19)Вы все молодцы! Спасибо за урок. До новых встреч!
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают правильность выполнения действий и свою работу на уроке.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15