Технологическая карта изучения темы «Дециметр — единица измерения длины»


ФИО: Крикливых Н.Н.
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Учебная тема: Дециметр - единица измерения длины

Технологическая карта изучения темы «Дециметр - единица измерения длины» (Слайд 1)

Тип урока
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель
познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр. Научить измерять длину с помощью мерок. Закрепить знания нумерации, решать примеры и задачи. (Слайд 2)

Задачи урока
Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.


Планируемые результаты
Личностные УУД.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:

Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Предметные УУД. Понимать соотношение величин «см», «дм». Уметь измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины. Уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.


Основные понятия
Единица измерения длины – дециметр, сравнение, преобразование величин.

Ресурсы:
- основные
-дополнительные
- тетрадь
- учебник « Математика», 1 класс, М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.
- раздаточный материал (мерки: 1см и 1 дм, веревка длиной более 20 см, полоски бумаги, фрагмент мультфильма «38 попугаев», кружки разного цвета для самооценки деятельности
- презентация к уроку, мультимедийный комплекс
-карточки с заданиями, счётный материал

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.




Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность детей
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности

1.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объясняет, для чего нужно выполнять эти правила:
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок
А чтоб он пошел вам впрок, постарайтесь все понять,
Учитесь думать, рассуждать,
Будьте внимательны и старательны,
И успех к вам придет обязательно.

-Как вы понимаете значение выражения «пойдет вам впрок»?

Проговаривает тип урока:
-Сегодня у нас урок открытия новых знаний, которые вам очень пригодятся в вашей жизни.

-Ребята, сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их и покажем, чему мы научились за это время и как мы умеем дружно работать.


Проговаривание стихотворения:
Ну, теперь проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте?
Все в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки?


Отгадайте, кто у нас сегодня в гостях (Слайд № 3 ):
- Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
- Синичка приготовила вам задания. Как вы считаете, сумеем мы справится с этими заданиями? Что для этого нужно?

Оформлять свои мысли в устной форме, планирование уч. сотрудничества
(Коммуникативные УУД)

Самоопределение,
уч. познавательная мотивация
(ЛУУД):


II. Актуализация знаний.

2.
(Устные упражнения.)
Цели:
- организовать актуализацию умений выполнять работу с числовым рядом основанную на знаниях по нумерации,
выполненное в игровой форме
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- организовать развитие логического мышление через решение задач;

Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать, формирует связь с окружающим миром




Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание, выполненные в игровой форме













Организует развитие логического мышление через решение задач.









Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.
Дети повторяют знание нумерации в пределах 20. Называют последующее и предшествующее число. Находят лишнее число и объясняют почему?
Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда делаем, что? разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка.
1.Логическая задача (Слайд 4)
- Перед вами домики. Из каких геометрических фигур они построены? Узнайте номера домиков, если домик №13 не с красной и не с коричневой крышей, дом № 15 слева от дома № 13, а дом №11 справа от дома №13

2. Повторение нумерации (Слайд 5)
- Что вы можете рассказать об этих числах?
- В каком порядке расположены числа?
- Расставьте числа по порядку
- Какие числа пропущены?
- Чем похожи все числа?

3.Задача:
Как под елкой встали в круг
Зайка, белка и барсук
Встали ежик и енот
Лось, кабан, лиса и кот
А последним встал медведь
Сколько всех зверей? Ответь!
(10)


Если слон больше удава, а удав больше мартышки, кто самый маленький?

Учатся оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД)




Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего данного. (Познавательные УУД).

III.Подведение к проблеме.

3.
Цели:
- мотивировать учащихся на необходимость стандартизации системы измерений, основываясь на ранее полученных знаниях;
уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Введение в тему урока. Фрагмент мультфильма «38 попугаев»








Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.
(Нужно измерять одной величиной)

А теперь, наши герои из мультфильма « 38 попугаев » хотят рассказать вам вот такую историю. (Слайд 6. Фрагмент мультфильма «38 попугаев»)

Ребята, что делали зверята? (измеряли удава)
Как? При помощи кого? (слайд 7. Фрагмент мультфильма «38 попугаев»)
Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? А как вы думаете, удобно ли будет нам измерять предметы такими величинами? Почему?

(Нет. Нужно измерять одной величиной).
Постановка учебной задачи, волевая саморегуляция (РУУД)

Анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи построения. (ПУУД)
Полное и точное выражение своих мыслей. (КУУД)

IV. Формирование нового знания через деятельностный подход.

4.
Формирование нового знания через деятельностный подход.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.




·







Реализует план выхода из затруднения.




Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Дети рассматривают таблицу и приходят к пониманию проблемы
Фиксируют индивидуальное затруднение.




Высказывают своё предположение.




С помощью учителя ставят цель урока.





Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.





Проговаривают следующий шаг учебной деятельности Введение нового математического понятия (дециметр).

Ребята, я предлагаю вам попробовать узнать настоящий рост удава. (Слайд 8. Фото удава и таблица).
1 см
9 см
20 дм
4 см
8 см
Определите лишнюю запись среди этих величин и вы узнаете рост удава.
Значит, рост удава 20 дм. Однако, мы не знаем, что такое «Дм». А хочется вам узнать, что это такое? (Да.)
- Как вы думаете: какова тема нашего урока?
-Какую цель поставим перед собой?
Проведём практическую работу.
-У вас на партах лежат две мерки.
Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет)
-Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да)
-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10 раз)
Значит, большая мерка равна 10 см. (Слайд 10)
Такая единица измерения длины называется ДЕЦИМЕТР. Слайд 9 (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, словам с ударением. Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «Дм».
Тема нашего урока: «Дециметр - единица измерения длины»
Мы умеем считать десятками. На латинском языке 10 – это «деци». В математике принято называть единицу измерения длины 10 см – ДЕЦИМЕТРОМ.
И записывают его вот так – 1 дм. (Слайд 11)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах, ученики практическим способом выясняют как выглядит «Дм».
Измеряют предмет, сравнивают величины, делают выводы.
Дети линейкой измеряют длину веревки в см и подписывают (2 дм, 10 см).
Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки.
Реализация практической направленности урока.
Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися.

1). Итак, мы будем работать на уроке с новой единицей длины – ДЕЦИМЕТРОМ. Именно эта единица длины необходима нам для измерения длины веревки.
Работаем в парах (измерение длины веревки). (Работа с учебником с.51 №1)
Работаете в парах, измеряете длину веревки. Откройте тетради, запишите дату.
Запись в тетради: 2 дм =20 см
2) Начерти отрезок 1 дм.
- Вспомним, как мы это делаем
- Поставим (.)
- Поставим линейку, совместим «0» на линейке и начало отрезка, слева направо.
- Проведем прямую линию от «0» до «10» (слева на право).
- Конец линии обозначим черточкой.
- Подпишем отрезок – 1 дм. (учитель выполняет на доске (на интерактивной доске). (Слайд 12)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


6.
VI. Включение в систему знаний
Цели:
- организовать умения преобразовывать величины, решать задачи на основе нового знания.

Физкультминутка.

Организует закрепление новых знаний. Выполняют задание под руководством учителя в тетради.
По алгоритму учащиеся чертят отрезок, преобразуют величины.
Учащиеся читают, анализируют и решают задачу.
Работа по учебнику стр.51 №2 (Слайд 13)
Начерти отрезок 12 см.
- Подпишите отрезок – 1 дм 2см. (учитель выполняет на доске).
Физминутка (Слайд 14)
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания (Коммуникативные УУД)
(Регулятивные УУД)

7.
VII. Самостоятельная работа. Повторение
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на закрепление изученного материала;
организовать самопроверку (по образцу)
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самостоятельную работу учащихся.
Самопроверка работ.

Проверка: учащиеся работают в рабочих тетрадях с.25 № 1,4, и 2 ученика у доски.
Взаимопроверка
Решение задачи № 3 в тетрадях, проверка на интерактивной доске
1. Ребята, а вот синичка решила проверить, как хорошо вы поняли эту тему. И приготовила для вас задания. Каждый из Вас выполняет самостоятельно задания в рабочей тетради (с.25 № 1,4,) и 2 ученика выполняют задания у доски.
После выполнения задания – взаимопроверка.
2. Повторение.
Решение задачи с.51 № 3:
1) Моделирование в тетради
2) Вторая задача - устно
Проверка на интерактивной доске. (Слайд 15,16)
Решение примеров с.51 № 4, 5 – устно. (Слайд 17)
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).


8.
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.




Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

- Какая тема урока была?
-Какие цели ставили? Достигли цели? (Слайд18)
-О какой новой единицы измерения длины Вы узнали?
- Когда ей удобно пользоваться?

- Оцените свою работу на уроке, используя смайлики (Слайд 19)
понял

я не все понял

ничего не понял

- молодцы! Урок окончен.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)























«Б» класс
Учитель: Крикливых Н.Н.

Тема урока: Дециметр - единица измерения длины
Задачи: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр; учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Формирование УУД.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями.










15