Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сагаалган»


Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 233 «ОАО РЖД»
Конспект интегрированного занятия
в старшей группе
«Сагаалган»
Группа №11 «Смешарики»
Возраст 5-6 лет
Воспитатель:
Бурдуковская Н.А.
г. Улан Удэ
2016год.
Конспект интегрированного занятияв старшей группе
«Сагаалган»
Цели: приобщение детей к культуре, традициям и обычаям бурят; развитие познавательных навыков через бурятский фольклор; воспитание чувств коллективизма и взаимоуважения, формирование у детей этнокультурной компетентности на примере празднования национального бурятского праздника Сагаалгана, расширить представления о восточном календаре, закрепить навыки работы с клеем, расположения готовых форм на листе, развивать логическое мышление.
Материалы и оборудование: картинки животных восточного календаря, ватман, клей, кукла Будамшу, презентация «Сагаалган», аудиозаписи бурятских песен –ёхор, бурятская музыка, фонограмма для частушек, платки.
Интеграция областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход:Здравствуйте! Вот и пришёл на землю Бурятии светлый, красивый праздник – Сагаалган. Весел и торжественен в этот день народ Бурятии.
Ты хороша в любое время года
В разливе мая, в блеске февраля
Счастливый край, счастливого народа
Цветущая Бурятия моя.
Мчится легка и крылата
Звонкая песня моя
Бурятия – край богатый
Тебя, прославляю я.
- О чем эти стихи?
Мы светлый праздник СагаалганВ саду своём встречаем,
И вам привет горячий свой
Сегодня посылаем.
Здоровья, мира и добра
Вам от души желаем
И с Сагаалганом всех друзей сегодня поздравляем.
С Новым годом, с белым новолуньем
Я родным и близким говорю,
За мороз, за бодрость духа
Сагаалган тебя, благодарю.
- О каком празднике говорится в стихотворениях?
Кто еще знает стихи про Сагаалган? (Антон, Инна, Кристина, Кирилл)
Праздник Сагаалган большей частью приходится на разные числа февраля по солнечному календарю. Ещё за месяц до праздника, а иногда и раньше начинались приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребали весь мусор. Из сундуков доставалась праздничная одежда или шились красивые шёлковые и меховые наряды.
Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчёсывали им гриву, готовили новые сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.
Хозяйки готовили кушанья и начинали их выставлять во второй половине дня. Почётным блюдом служила отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, готовились позы, саламат, варился бухлёр.
Приготавливались подарки. Люди шли поздравлять своих старших родственников – бабушек и дедушек, мам и пап. Праздники сопровождали песни, танцы и игры.
Вед: После того, как люди поздравят своих родных и близких – они ходят в гости к друзьям… Вот и к нам кто-то стучится. Встречаем!
Будамшу: ….Сэнбэйна! Сагаанхаарар! Сагаалгаанар! С праздником всех!
Я весёлый БудамшуЯ с детьми всегда дружу.
Ко всем на праздник прихожу,
Смех веселье приношу.
Я - весёлый БудамшуЯ в Бурятии живу.
Я умею петь, плясать
Больше всех люблю играть.
ВОСП. Эй, мальчишки и девчушки, спойте весело частушки
Про весёлый Сагаалган, что пришёл сегодня к нам.
Дети исполняют частушки
Все: Не смотрите, что малы,
И что мало знаем.
Мы Сагаалган в нашей группе
Любим и встречаем
А моя Сэсэг пордружкаКрутит с вечера ватрушки,
Чай зелёный заварила,
Про сметану не забыла.
Белый месяц называют
Месяцем творожным
Ну, и позы уплетайте
В праздник всё возможно.
Нас, друзья, зовут домой
Изо рта с мороза пар.
А мы знаем, что с порога
Говорят: «Мэндэ амар».
Будамшу: А молодёжь и дети собирались в большие группы и устраивали игры, развлекались загадками. Некоторые бурятские загадки очень своеобразные – а какие – то из них схожи с загадками других народов. Попробуем отгадать несколько.
Белое одеяло степь покрывало (снег).
Без рук, без ног, а дверь открывает (ветер).
Этот дом переносной
В стороне стоит степной.
Тёплым войлоком он крыт,
А внутри очаг горит.
Крыша вверх уходит круто
Это войлочная … (юрта).
Вед: Что такое юрта?Все знают, что юрта – это дом бурят, в котором они жили в старину. Так как ни часто кочевали, переезжали с места на место, то юрты были складные и переносные.
Будамшу: А давай те поиграем? Сейчас мы поиграем в игру про юрты.
Проводится игра «Построй юрту»
Участвуют 12 человек – на 3 юрты. На каждом стульчике лежит платок с бурятским орнаментом. 4 ребёнка бегают вокруг стульчика, по окончании музыки берутся за концы платка и поднимают его вверх, как крышу.
Воспитатель: какого животного пришел год? (Обезьяны)Какого животного мы проводили год?(Козы или овцы)Будамшу: А теперь будем отгадывать загадки.В подполье в каморке живет она в норке,Серенькая маленькая (мышь) Посреди двора стоит копна,Спереди вилы, а сзади метла (корова) Кто это полосатый, на кота похож (тигр) 
Что за зверь со мной играет? -Не мычит, не ржёт, не лает,Нападает на клубки,Прячет в лапах коготки. (кот)
Дышит пламенем тот зверь,Это сказочный зверь (дракон) Вьется веревка, на конце головка (змея) Подкованы ноги, бежит по дороге:Грива дугою, а хвост метлою (лошадь) 
Молоко её полезно,В огород она залезла,И глядит "во все глаза" –Длиннорогая ...(коза)
По деревьям скачут ловко,Корчат рожи, вот плутовки!Очень любят есть бананыКто же это?...(обезьяны)!  Не царь, а в короне,Не всадник, а со шпорами (петух) Заворчал живой замок, лег у двери поперек (собака) Спереди пятачок, сзади крючок,Посредине спинка, а на ней щетинка (свинья)  Все отгаданные вами животные объединяются в календарь. Он называется восточный календарь.(показываем нарисованный восточный календарь)В восточном календаре все животные расположены в определенном порядке. Закончился год Козы и наступил по восточному календарю год Обезьяны.
Воспитатель: -Ребята, а какие года вы еще знаете?(ответы детей)(Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Кабан)
Игра «Кто лишний и почему?» (мышь, тигр, петух, коза)
Год цепляется за год, Время движется вперёд
Без конца уходит вдаль, Как огромная спираль.
Не печалься, друг , напрасно, повтореньем жизнь прекрасна:
Календарь начнётся с мышки,
А за мышкою придёт, Каждый зверь, но в свой черёд.
Ты и в жизни тех зверей, Снова встретишь у дверей,
Каждому из них мэндэ, Скажешь раз в 12 лет.
 Звери сделают виток, подведёт кабан итог
И уступит место мышке,
Чтобы это означало?
Нет у времени начала, нет у времени конца
Восп: Ребята, а давайте мы с вами сами изготовим восточный календарь, чтобы всегда знать какой год за каким наступает.
Выполняется аппликация (Коллективная)
Будамшу: А теперь мы ножки спросим:
До каких же пор стоять?
Может ножкам хоть немножко
Дружный «Ёхор» станцевать.
Вед: Наш бурятский хоровод
Взяться за руки зовёт.
Если встанешь с нами в круг,
Значит ты хороший друг.
Исполняется «Ёхор».
Будамшу: С Сагаалганом поздравляю, угощение вам вручаю. Байярте, мои друзья, ждут в другом саду меня.
Воспитатель: Мы сегодня окунулись с вами в культуру бурятского народа – коренного населения нашей бескрайней Сибири. И узнали много интересного и познавательного.На занятии у нас был гость.Как его звали? Вам понравилось занятие? Тем кому понравилост-похлопайте, а кому не понравилось-потопайте.
А напоследок я хочу сказать:Белый месяц! Белый месяц!Подари нам доброты,Чтобы в мире и согласииЛучше, крепче жили мы