Формирование у учащихся читательской компетенции на уроках литературного чтения


Формирование у учащихся читательской компетенции на уроках литературного чтения
План
Введение
1.Читательская компетенция – приоритетная цель обучения литературному чтению.
1.1. Сущность читательской компетентности.
1.2. Задачи, стоящие перед учителем в процессе формирования читательской компетентности.
2. Формирование читательской компетентности у младших школьников на уроках литературного чтения.
2.1. Особенности формирования читательской компетентности у учащихся начальной школы.
2.2. Использование педагогических технологий.
2.3. Формы и виды работ с литературным произведением.
2.4. Формирование читательской компетентности младшего школьника через внеурочную деятельность.
2.5. Критерии и показатели оценивания, предполагаемые результаты.
Заключение
Используемая литература
- 2-
Введение
В  современных  условиях  перехода  на  новый  стандарт    на  литературу  как  на  учебный  предмет  возлагается  особая  миссия  —  воспитание  духовно-нравственной  личности,  обладающей  высокой  степенью  сознания  себя  гражданином  России.  Общность  взглядов  авторов  учебников  «Литературное  чтение»,  широким  спектром  представленных  в  разных  методических  системах,  реализуется  в  приоритетной  цели  обучения  —  формирование  читательской  компетентности  младшего  школьника,  осознании  себя  как  грамотного  читателя,  способного  к  творческой  деятельности. 
К  сожалению,  хорошее  чтение  и  правильное  понимание  прочитанного  произведения  у  учеников  младшего  школьного  возраста  свидетельствует  о  снижении  значимости  книги  в  системе  духовных  ценностей.  Данной  проблеме  уделяют  внимание  в  своих  работах  такие  ученые,  как  Б.В.Дубин,  Л.Д.Гудков, А.И. Рейтблат,  Н.А.Стефановская,  В.Д.Стельмах.  Этим  же  вопросом  занимаются  социологи  и  психологи:  В.П. Чудинова,  Е.И.Голубева,  Н.Г. Малахова,  изучая  социально-психологические  основы  интереса,  мотивов  чтения  в  детском  возрасте.
В  настоящее  время  социуму  необходим  человек,  умеющий  добывать  самостоятельно  новые  знания  и  применять  их  в  разнообразной  деятельности.  Все  эти  знания  может  дать  нам  правильно  подобранный  источник  информации,  одним  из  которых  является  книга.
Книга  —  основной  источник  знаний  человечества.  Именно  в  книгах  мы  можем  найти  ответ  на  интересующий  нас  вопрос.  Но  очень  важно  научиться  извлекать  нужную  нам  информацию,  овладеть  процессом  работы  с  книгой.  Научиться  работать  с  книгой  —  прежде  всего,  значит,  приобрести  хорошие  навыки  и  умения  в  самостоятельном  изучении  учебных  материалов  с  учетом  индивидуальных особенностей. Большинство  исследований  доказывают  прямую  связь  между  успешностью  развития  личности  ребенка  и  объемом  чтения.  Чтение  веками  служило  средством  становления  личности,  раскрывая  её  особенности.  Сегодня  принято  считать  читательскую  культуру  —  основной  социального,  познавательного,  художественного,  эстетического и духовного развития личности.
- 3 -
1.Читательская компетенция – приоритетная цель обучения литературному чтению.
1.1. Сущность читательской компетентности.
По определению, «читательская грамотность» понимается как способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения различных целей. Овладеть читательской грамотностью – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
Понятие «читательская компетентность» имеет более широкий смысл. Определяя читательскую компетентность, можно сказать, что это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных, а впоследствии и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности. При определении «читательской компетентности» видна динамика – от поиска информации к ее интерпретации и далее к творчеству, таким образом, можно определить модель читательской компетентности, характерной чертой которой является устремленность ввысь.
Две первые ступени данной модели – поиск информации и ее интерпретация – носят преимущественно репродуктивный характер и являются лишь основой для высшей ступени – творчества, требующего ассоциативного, аналогового, эвристического мышления.
Выделяют следующую структуру читательской компетентности, которая состоит из отдельных компонентов:
Познавательный – знания (степень их обобщения и полноты).
Операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности, возможность переноса выполняемых действий).
Ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу, содержанию и результату деятельности).
Таким образом, читательская компетентность формируется семьей, дошкольными учреждениями, школой, профессиональными средними и высшими учебными заведениями и учреждениями культуры. Она является результатом воспитания, обучения и образования.
- 4 -
1.2. Задачи, стоящие перед учителем в процессе формирования читательской компетентности.
К основным задачам формирования у учащихся социально необходимого уровня читательской компетентности относятся:
- знать об информационных ресурсах, зафиксированных в учебной литературе, и соответствующих поисковых средствах;
- уметь организовать эти ресурсы для решения конкретных задач, значимых для учащихся;
- иметь адекватное представление о строении культурно-коммуникативного пространства и передавать учащимся знания и навыки адаптации в различных его областях, умение владеть различными кодами письменной культуры;
- осуществлять диагностику и оценку уровня читательской компетентности на разных стадиях ее формирования;
- выстраивать упорядоченную социокультурную среду, благоприятную для освоения и эффективного использования навыков работы с письменными источниками разных видов и для решения различных задач;
- организовывать внеучебные мероприятия, связанные с реализацией приобретенных учащимися читательских знаний и навыков, в формах праздников книги, викторин, дискуссий, литературных дебатов, организованных вокруг учебной, дополнительной рекомендованной литературы по разным изучаемым дисциплинам;
- владеть техниками развития речевых (риторических) и письменных навыков учащихся на основе информации, полученной в результате чтения;
- строить программу обучения чтению так, чтобы стимулировать и развивать познавательный (рациональный), образный (эстетический), оценочный (эмоциональный) и креативный компоненты отношения учащихся к прочитанному;
- обучать учащихся свободно переходить от одного кода письменной культуры к другому (от одних стилей, жанров, форм письменных текстов, от одних понятийных систем к другим), переводить информацию из одной терминологии в другую;
- стимулировать формирование читательской компетентности путем движения от более низкой ступени понимания текстов к более высокой, от интерпретации чужих текстов к построению собственных.- 5 -
2. Формирование читательской компетентности у младших школьников на уроках литературного чтения.
2.1. Особенности формирования читательской компетентности у учащихся начальной школы.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так, в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения подразумевают:
• умение правильно прочитывать слова;
• понимать смысл текста;
• выразительно читать;
• выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
- 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
- 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей
- 6 -
растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет
чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
2.2. Использование педагогических технологий
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают образовательные технологии:
-личностно- ориентированные;
-развивающие;
-деятельностно - ориентированные;
-развивающие технологии критического мышления;
-игровые технологии;
-технологии проблемного обучения;
-технологии дифференцированного обучения.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности. Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
Первый этап- работа с текстом до чтения: антиципация (предугадывание предстоящего чтения), определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Второй этап: работа во время чтения текста.
После первичного чтения выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного. При повторном чтении выделение ключевых слов, ведение диалога с автором через текст, комментированное чтение.
Третий этап: работа с текстом после чтения (коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, знакомство с писателем, работа с иллюстрациями).
Технология групповой работы.
Применение групповой работы на уроках чтения удачно можно использовать в инсценировании произведений.

- 7 -
2.3. Формы и виды работ с литературным произведением.
На уроках литературного чтения необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
Беседы-дискуссии научат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использовать элементы драматизации. Необходимо предпринимать попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям,
использовать создание рисованных «диафильмов» по прочитанному

- 8 -
произведению. Здесь проявятся творческие способности каждого. При
этом авторы диафильмов продемонстрируют умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.
Кроме этого, существуют и другие формы и виды работы по формированию читательской компетентности:
- литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
- ведение и изучение читательских дневников;
- создание классной библиотеки; - уроки читательского мастерства;
- презентации по творчеству писателей;
- тесное сотрудничество со школьной библиотекой;
- семейное чтение.
Виды упражнений для совершенствования навыка чтения:
-упражнения в орфоэпическом произношении;
-упражнения, вырабатывающие внимание к слову( методика по системе Эдигей);
-упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);
-упражнения, развивающие гибкость и скорочтение вслух и про себя;
-упражнения для развития осознанного чтения;
-упражнения для формирования правильности чтения.
Основные виды уроков литературного чтения
Уроки изучающего чтения
урок – поиск
урок- наблюдение
урок-тренинг
урок - исследование
Уроки литературного слушания
библиотечные уроки
творческие уроки
урок - сказка
урок- конкурс
Уроки проверки и контроля
Таким образом, реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом, на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
- 9 –
2.4. Формирование читательской компетентности младшего школьника через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.
Для формирования читательской компетенции используются следующие формы внеурочных занятий:
- выставки рисунков по мотивам прочитанных книг;
- коллективное чтение;
- литературные головоломки;
- беседа –«приманка»;
- конкурс чтецов;
- реклама книги;
- литературный праздник;
- литературная игра;
- литературная викторина;
- проба пера;
- библиотечный час;
- час «тихого чтения».
Повышению читательского интереса способствуют посещения библиотеки. Беседы, литературные викторины, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.
- 10 -
2.5. Критерии и показатели оценивания, предполагаемые результаты.
Критерии и показатели оценивания.
Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции младших школьников: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.
Изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону по результатам входящего и итогового анкетирования.
Повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность.
Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности.
Развитие литературно-творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям.
Предполагаемые результаты
1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции младших школьников, которая определяется умениями:
- осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей);
- правильного чтения (чтение осознанное, правильное, целыми словами, с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций);
- беглого чтения (с техническим показателем, соответствующим нормам Федерального стандарта);
- выразительного чтения (интонационное оформление предложений разных типов, передача основного эмоционального тона произведения, освоение приёмов чтения по ролям).
2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.
- 11-
Заключение
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»,- писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.
Восприятие читателем – учеником художественного произведения - сложный творческий процесс, обусловленный жизненным, эстетическим и эмоциональным опытом ученика. Читательские интересы в значительной мере определяют личность человека. Ведь компетентность предполагает и умение адекватно воспринимать текст, осознавать его идею, и желание вести грамотный диалог с писателем.
Как важно научить ребят видеть в чтении ни неизбежную и скучную необходимость, а удовольствие; в книге - не «орудие пыток», а друга, у которого можно спросить совета и найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе - не картинку на стене, а личность неординарную, интересную!
Этому способствует система уроков классного и внеклассного чтения, ориентированная на соотнесение произведений классической литературы с творениями современных писателей. Ведь в диалоге поколений проясняется неразрывная связь времен, единство культуры, искусства и неизменность нравственно-этических ценностей.
Неслучайно одним из приоритетов государственной программы «Внедрение современной модели образования на период до 2020г.» является «формирование всесторонне развитой личности, освоившей интеллектуальную и практическую деятельность, владевшей знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире».
Таким образом, вопросы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, составляющих основу умения учиться, являются актуальными в современной школе и являются приоритетными при обучении литературному чтению младших школьников.
- 12 -
Используемая литература
Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март – С.10-14.
Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее - 2012 - № 14 (3-9.4) - С. 6-16.
Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2015, №7 – С. 88-92.
Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 2013.– 87с.
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 135с.
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 120 с.
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2. – С.61-65.
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004.
Используемые источники Интернет-ресурсы: www.festival.1september.ruwww.referats.net www.referats.comwww, Nachalka. Comwww.hr-portal.ruwww.clubook.ru www.erudites.ruwww.sch549.edusite\programma.html http://www.edb.rin.ruwww.ezhva-- 13 -