Обобщение опыта по проблеме: «Межпредметные связи в преподавании географии».


@Черепина Наталья Ивановна,образование: ЧИГУ им. Л.Н. Толстого, 1987,квалификационная категория: первая, педагогический стаж: 22 года Обобщение опыта по проблеме: «Межпредметные связи в преподавании географии». ТЕМА: «Межпредметные связи в преподавании географии». Цели и задачи: развитие у учащихся познавательных интересов, стремления к самостоятельному поиску знаний, формирование познавательных интересов учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве. осуществление творческого сотрудничества между учителями и учащимися. изучение важнейших мировоззренческих проблем и вопросов современности средствами различных предметов и наук в связи с жизнью. определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой – интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления. Актуальность данного направления В современной школе выявляют несколько направлений и уровней интеграции: Появление новых курсов, циклов уроков, объединяющих материал ряда предметов с сохранением их независимости существования в системе обязательных предметов Появление разовых «для встряски» интегрированных уроков разного уровня и более эффективного характера. элективные курсы как формы реализации межпредметных связей Коммерческая география География Ставропольскогокрая Экология Нетрадиционные формы проведения интегрированных уроков урок - экскурсия Урок - сказка Урок - конференция Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей: постановка общих целей и задач разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общими планами тщательный отбор материала всем педагогическим коллективом, готовящим интегрированный урок конструктивная совместная разработка уроков Вопросы межпредметного содержания, направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала. Межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью Учебный эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические (физические) явления, происходящие в них ਁ〔<ྟྡྦрǔːϰԐ்"倇਀ēЂǯЂ㛌ৼїƀƁ駿fƌ2ƿǀࠀNj౧ǿȁ뀀ȅ⦨Ȇ⦨ȿ̿쎀οAutoShape 13#ࢋƿ 莩ࡿ䭐Ѓ!昑юǢЃᶲ姒깶믱쀖嚉膈蜐㊔젬ᑞ쨪鮸擒∹ᐅ讜貘�뭋杘Ⱟ⠫ܒ授酤휈媄겡�矲濾セ좎첢㈾䘟੐휨ʩ�증Ӷ襦Ɀ羇罜쮂ꨫ䟂턘ⴰ縗螹爄쫚ᙽ꩔ꕸ䚔㰤䄆酭顄琨犆쐟艈㜂缲쬒毅⟂䮃㜄孑箊杽ᐷⳢ�ˏ䭯ⓡ੧䌽쬷䋘ᨕﮕ횡턩ꈞ镅ྥ辩貙�科炬ꪷ䛨ꪝ튫욃༬೵鵳㛙あ곗欮䢤䤰⾐摫꛲꞉李⽙㭞ᵛ葄㵐뷇�㉗⤗좚屏�⪬멼讞傲鑃뗷亰뉃筎ꎿܹ译ሥ蠬汣⡔ᒱ抱㼚淠靓楅ᕾ늑浐絬촃䈌夓㘆䪢炝⎍ⷨ譠퀍덩ለ᭧еȗ삘ꁛ걑惒퍜䀛꼕�␰堖몀༶飖撜ᝂ蒫蔫琛�廼㘒ꉸힾ뭏鄨䛭焎駰Э뒂湳峛釅쟎归ᅈ麽㞺ꤋ졫톶ﻛ㶖�ᅴ팷쿏떌堪䓪鴈荇碃笴Ḥ鲌㞬释裱ヴ옑ↇ阣⊐ﻸ聑ࠡ࿾现ᅣꅠᴊ硌몷?￿䭐Ѓ!賕㚆Эю牤⽳潤湷敲⹶浸䑬춏썎ူ뱈떃�䎨꠩甉䀫芠蠄龖띞㛱᪉莯ꛭ齉謞ᰃ덗侚餳ꙵⴖ弹噙㹰䁈坖⡜磸㡿茛ǰ捙饭懤㴶騾Ꙡ黭퐗䌮ꈡ綄આ჊䲚齊撗࿐䍬�㫆Ↄ꺞�㻡䷊蜭牉ഥ᱖䨗꒮뭼᧜쌅叭罺羘뺾웬啻イ娼甩퉺峝ࢃ藔綺ﻫ꿠凪雇鑲�﯌ꮵ˴⁽₧옆補乁￿䭐ȁ-!昑юǢ།ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇD䀀ԀĀĀࠌ᐀༰ഀ困鼀ЏЀꀀ옏᐀㸄㰄〄䠄㴄㔄㔄 㜀〄㐄〄㴄㠄㔄 㰀㔄㘄㼄䀄㔄㐄㰄㔄䈄㴄㸄㌄㸄 䔀〄䀄〄㨄䈄㔄䀄〄  Домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера. Средства реализации межпредметных связей: Способы привлечения знаний из других предметов фрагментарный, когда лишь фрагменты, отдельный этап урока, требует реализации связей с другимипредметами; узловой,когда опора на знания из других предметов составляет необходимое условие усвоения всего нового материала или его обобщения в конце учебной темы; синтезированный, который требует синтеззнаний из разных предметов на протяжении всего урока и специально проводится для обобщения материала ряда учебных тем или всего курса География и математика Связь прослеживается при изучении тем: 1. «Масштаб» 2. «План и карта» 3. «Глазомерная съёмка» 4. «Определение географической широты, определение географической долготы» 5. «Особенности климата России» На данном уроке учащиеся должны определять тип климата по цифровым данным климатических диаграмм, работать с картами разного содержания, выполнять построения графиков и столбчатых диаграмм, читать в определённом масштабе и анализировать их. Химическое производство и окружающая среда География и физика Процессы нагревания и излученияИспарение и конденсацияОбразование осадковПонятие веса, плотностиДавление воздуха – прослеживаются в следующих темах географии: «Факторы, определяющие особенности климата в России» - 8 класс «Облака» - 6 класс «Атмосферное давление» - 6 класс География и биология Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятным лишь благодаря знаниям по биологии. Темы: «Живые организмы в суровых условиях Антарктики» - 7 класс; «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Русской равнины» - 8 класс; «Лесные зоны России» - 8 класс; «Животный мир в Южной Америке» - 7 класс; «Растительный и животный мир Северного Кавказа» - 8 класс; География и история - В VI классе учащиеся знакомятся с путешествиями Х. Колумба, Васко да Гама, Ф. Магеллана. - В курсе географии материков и океанов в 7 классе изучаются исследования отдельных материков. - В родиноведческих курсах в VIII – IX классах характеризуются русские экспедиции.- В курсе экономической и социальной географии мира исторические вопросы используются для объяснения формирования политической карты мира и мирового хозяйства, международного географического разделения труда. ԁ〔H栅ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿ География и литература В преподавании географии проводятся мероприятия в стихотворной форме, придумываются загадки. Порой дети сами придумывают стихотворения о природе. При изучении темы «Развитие форм рельефа в результате действия внешних процессов» использую следующие стихи При формировании представления о понятии «выветривание»: Солнце жарко припекает И породы нагревает, А потом мороз ударит И породы остывают Так всё время день за днём К разрушению идём Камень точит, и вода уж поверьте господа, Много лет может пройти, гор не станет на пути. При формировании представлений о деятельности ледника: Ледник давно уж отступил,Но много дел он натворилПоверхность сильно изменил,Обломков массу наносил.Моренный создал он рельефИ поразил надолго всех. Цели:1. Познакомиться с типами профессий.2. Определить какой тип профессии соответствует индивидуальному выбору.3. Выявить какие профессии необходимы для развития экономики нашего региона на примере некоторых городов Ставропольского края. Задачи: 1. Дать достоверную информацию об отраслях промышленности и сельского хозяйства некоторых городов края и Георгиевского района. 2. Формировать у подростков самосознание в выборе дальнейшего жизненного пути. География, психология, технология.Урок «Человек и профессия» Человек -природа Человек - техника Человек - человек Человек-знаковая система Человек–художест-венный образ МикробиологАгрономВетеринарЗооинженерЕгерьФлористГеологПочвовед Техник – механикЭлектросле-сарьТокарьИнженер – электрикИнженер–конструкторВодительВодолазРадиотехникШвеяРаскройщикЭлектрослесар ПарикмахерПродавецВрачУчительСоциологТренерВоспитательСледовательАдвокатИнспектор милицииПсихологМенеджер ПрограммистМатематикФинансистКорректорБухгалтерНотариусФотографТелеграфистЯзыковедРедакторЧертёжник-картограф Художник-декораторХудожественныйреставраторАртистАктёрМузыковедТеатроведДизайнерКомпозиторМалярГравёр Ставрополь В настоящее время в городе имеется электротехникум связи, строительный и технологический техникумы, музыкальная, медицинская, техническая, культпросвет и педагогическое училища и 4 ВУЗа: Педагогический и Политехнический университеты. Сельскохозяйственная, Медицинская Академии. Работает целая плеяда НИИ, в том числе Всероссийский Институт Овцеводства и Козоводства, Всероссийский Институт Люминофоров и особо чистых веществ и др. Невинномысск В городе действует филиал Ставропольского Государственного Университета, Невинномысский институт управления бизнеса и права, Невинномысский институт экономики, управления и права, Невинномысский региональный государственный институт непрерывного профессионального образования и др.. Город по праву считается культурным центром, дворцы культуры, спортивные сооружения отвечают самым современным требованиям. ПЯТИГОРСК Георгиевск и Георгиевский район На территории города расположены 3 техникума (один из них техникум механизации и сельского хозяйства), 3 ПТУ, 6 филиалов высших учебных заведений: Новочеркасского технического университета, Московского института социально – культурного менеджмента и сервиса, Таганрогского радиотехнического университета, Ставропольского государственного университета, Ростовской государственной академии, Ставропольского технического университета. Человек рождается на свет,Чтоб творить, дерзать и не иначе,Чтоб оставить в жизнидобрый следИ решить все трудные задачи. Перспективные планы. а) снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем.б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.в)осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей. Рапсодия Северного Кавказа Спасибо за внимание!