Межпредметные связи в преподавании физики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»





Межпредметные связи
в преподавании физики.







Выполнила
Учитель физики
Николаева А.С.



г. Гусь-Хрустальный.
2012 год.


Оглавление:
Введение.
Межпредметные связи – теория и практика.

Роль, значение межпредметных связей в школьном курсе физики.
Типы межпредметных связей.
Способы осуществления межпредметных связей на уроке.

Обобщение своего опыта.















Межпредметные связи в преподавании физики.
1.Введение.
По мере развития общества, по мере вхождения в мировое сообщество, увеличивается объем научной, социальной, культурной, и других видов информации, которую необходимо осознанно перерабатывать, усложняется структурная организация человеческого знания, нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире, способных ориентироваться в многосложных мировых потоках.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

2. Межпредметные связи – теория и практика.
Существуют три пути совершенствования реализации межпредметных связей в процессе обучения:
через разработку дидактических основ построения целостной системы профессиональной подготовки будущего учителя (теоретический аспект);
через методику построения целостной дидактической системы межпредметных связей (конструкторско-технологический аспект);
через взаимосвязь и взаимообусловленность совершенствования этих систем (теоретико-практический аспект).

Межпредметные связи - общедидактическое понятие, имеющее различный статус в дидактике в зависимости от уровня изучения окружающего мира, а именно:
межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления);
межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей (на уровне дидактического условия).
межпредметные связи являются фактором взаимодействия наук в процессе формирования диалектического мировоззрения учащихся и роста их творческих способностей (на уровне дидактического процесса).
межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и т.д., так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающими в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа).
межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний - «межпредметных знаний», позволяющий развивать концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира (на уровне методологии).

Различными авторами межпредметные связи определяются либо как «дидактическое условие роста научного уровня преподавания основ наук, роли взаимодействия наук в формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся и роста творческих способностей учащихся» или как «отражение в учебном процессе межнаучных связей». Некоторые авторы определяют их как «средство, обеспечивающее согласованность учебных программ и учебников по разным предметам», «составной компонент, требующий соблюдения принципов научности, систематичности, сознательности».
В своих многочисленных работах, посвященных данной проблеме А.В. Усова рассматривает межпредметные связи как дидактическое условие, способствующее формированию у учащихся естественнонаучной картины мира.
Максимова В.Н., рассматривая межпредметные связи в процессе обучения учащихся общеобразовательной школы, выделяет их как принцип обучения (хотя и не определяет его нормативных и сущностных функций), определяющий целевую направленность всех других принципов, направляющий их на решение главной задачи - формирование мировоззрения - целостной системы знаний о природе и обществе. И тогда наглядность, систематичность, индивидуальный подход, практическая направленность и т.д. становятся средствами реализации межпредметных связей.
В рамках создаваемой новой концепции обучения на основе межпредметных знаний были выделены две составляющие модели учителя: инвариантная и вариативная.
Инвариантная составляющая (личностная характеристика) отражает уровень информационной культуры учителя вне зависимости от его специальности и включает общеобразовательный, мировоззренческий, психолого-педагогический и технологический компоненты.

Вариативная составляющая (квалификационная характеристика) специфична для конкретной учительской специальности и содержит перечень знаний и умений, отражающих специфику предметной области и особенности частной методики преподавания и способствующих оптимальной реализации межпредметных связей в процессе обучения.

В частности, вариативная составляющая для учителя физики, предлагаемая нами по основным видам его деятельности, включает не только требования к специальной и методической подготовке, но и дополнительные требования к знаниям по интеграционным и общеметодологическим проблемам в образовании.
Данные составляющие модели учителя служат своеобразными критериями, определяющими уровень подготовки конкретного учителя, группы учителей и коллектива школы к осуществлению межпредметных связей в процессе обучения и требованиями, предъявляемыми к учителю инвариантной и вариативной составляющей. Ниже представлен вариант открытой системы требований, предъявляемых к учителю инвариантной и вариативной составляющей .

Требования инвариантной составляющей

1. Общеобразовательный компонент

Учитель (преподаватель) должен:
знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития ;
иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;

2. Мировозренческий компонент

У учителя (преподавателя) должны быть сформированы:
понимание значения межпредметных связей в формировании мировоззрения школьников (студентов) и ЕНКМ;
концептуальный стиль мышления;

3.Психолого-педагогический компонент

Учитель (преподаватель) должен:
знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;
знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения;

4.Технологический компонент
Учитель (преподаватель) должен обладать :
знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения;
навыками ведения педагогического исследования;


Вариативная составляющая
1.Учитель по предмету «физика»

Должен обладать знаниями о:

физико-химических процессах жизнедеятельности различных биосистем:
физических процессах, лежащих в основе геологических изменений;
физической сущности процессов в макро и микро космосе;
новых исследованиях в различных областях естествознания,
программных, аудио- и видео средствах и методах работы с ними с целью более эффективной реализации межпредметных связей;
содержании и методике преподавания физики в школьном курсе на разных уровнях: пропедевтическом, базовом, профильном, а также на факультативных и внеклассных занятиях с целью более эффективной реализации межпредметных связей;
авторских разработках по проблеме межпредметных связей;

Должен представлять:

возможности межпредметных связей в обучении физике и их учет при отборе содержания и построения системы уроков, факультативов, спецкурсов и внеклассных занятий;
возможности межпредметных связей в организации внеклассной работы и досуга учащихся;
возможности межпредметных связей в профессиональной ориентации школьников;

Должен уметь:

реализовать на практике технологию обучения, направленную на осуществление межпредметных связей в процессе обучения физике;
применять программные, аудио- и видео средства с целью более эффективной реализации данной технологии;
передавать свои знания учителям смежных дисциплин;

Должен понимать:
особенности реализации межпредметных связей при обучении школьников физике;
проблемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания физики;
возможности современной компьютерной техники при реализации межпредметных связей;


Роль, значение межпредметных связей в школьном курсе физики.
Школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга, т.к. все отрасли современной науки тесно связаны между собой. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлении в природе и обществе.

Межпредметные связи способствуют
Повышению научного уровня знаний учащихся.
Развитию логического мышления.
Творческих способностей.
Повышению эффективности политехнической и практической направленности обучения.
Содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе определяется учебной программой.
Например школьный курс физики опирается на знания в смежных дисциплинах, таких как
Математика, где учащиеся
Познакомились с правилами округления числа
Научились строить графики функций
Опыт показывает, что установление связи между физическими величинами на опыте (например, выяснение зависимости между I, U и R и установление закона Ома для участка цепи) и изображение ее в виде геометрического образа дает возможность постепенно создавать, расширять и укреплять такие важные представления, как прямая и обратная пропорциональная зависимость величин.

Вместе с тем, некоторые знания о физических понятиях используются при изучении других предметов. Например, знания о магнитном поле Земли, плазме и ее свойствах учитываются в астрономии.
Т.О. межпредметные связи взаимны.
4. Типы межпредметных связей.
Межпредметные связи в курсе физики в большинстве случаев предшествующие, т.к. учитель физике чаще опирается на известные школьникам знания по другим предметам. Однако другие виды межпредметных связей также имеют важное значение и не могут быть игнорированы.
Чтобы эффективно использовать межпредметные связи, а следовательно успешно работать на уроке учителю необходимо провести анализ
рубрики «Межпредметные связи»,
школьных учебников
методической литературы
с целью установления уровня отражения в них требований программы.

Способы осуществления межпредметных связей на уроке.



Домашние задания по другим предметам: объясняем как выполнять задание
прочитать и усвоить.
Сравнить описываемое явление с тем, как о нем рассказано в учебнике физики.
Выписать в тетрадь определение.
Дать ответы на вопросы и др.

Решение задач межпредметного характера: например
После изучения условия плавания тел можно дать задание по объяснению роли плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики.
Перед изучением темы «Агрегатные состояния вещества» необходимо учащимся повторить круговорот воды в природе, смену времен года и погоду.
Перед изучением тем «Резонанс», «Виды волн» повторить из курса географии землетрясения и их причины.
При изучении простых механизмов напоминаем учащимся о тех из них, которые они используют на уроках технологии. И ставим перед ними вопрос: почему данные приборы имеют такой вид и такое устройство.

При изучении силы трения рассказываем о приспособлениях у животных.
При изучении рычагов находим их в строении скелета человека и животных.
При изучении диффузии используем материал по дыханию человека и животных.
При изучении явления смачивании и несмачивания рассказываем о перемещении водомерок и водяных пауков и т.д.

Обобщающие уроки: повышается роль обобщающих семинаров, классных часов и других форм внеклассной работы.
«Тепловые двигатели и охрана природы».
«Атомные электростанции: за и против»
«От мечты к реальности» Внеклассное мероприятие посвященное «Дню космонавтики».

Развитие общеучебных умений и навыков учащихся, предполагает:
Умение работать с учебником, справочником.
Составлять план, конспект
Пользоваться различными источниками.
В настоящее время эти навыки и умения важны не только для успешного обучения в школе, но и для успешной социализации учащихся в обществе: умением применять эти умения и навыки на практике, в незнакомых условиях. Межпредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.).

Общеучебные измерительные навыки обращения с приборами формируются в лабораторных работах по физике химии, биологии ( использование учебных весов, приемов взвешивания, формирование экспериментальных навыков определения точности и цены деления измерительного прибора, умение пользоваться термометром для измерения температуры окружающей среды, химического соединения и т.д.).


Обобщение своего опыта.
В соответствии с вышеизложенным , целью моей педагогической деятельности является организация учебного процесса, способствующего воспитанию и развитию личности посредством межпредметных связей в целях формирования обобщенных интеллектуальных умений, характеризующих определенные виды деятельности, общие для ряда предметов.

Для достижения данной цели поставила перед собой следующие задачи:

Способствовать формированию единого представления о природе на основе единства знаний.
Организация деятельности обучающихся по формированию ключевых компетенций учащихся, их готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности за рамками образовательного процесса в реальной жизни для решения практических задач.
Последовательное развитие познавательной активности учащихся.


В моем опыте работы чаще присутствуют межпредметные связи между физикой и информатикой и ИКТ, астрономией и информатикой и ИКТ, физики и биологии, физики и экологии, физики и химии.

Мной разработаны уроки по темам:
Рычаги. Простые механизмы.
Глаз. Зрение.
Строение атома.
Ионизирующие излучения. Биологическое воздействие.
Явления смачивания и не смачивания в природе. И т.д.
Так, например, в прошлом учебном году (2008-2009 год) на «День открытых дверей» мной совместно с учащимися 5-го класса (в котором я являюсь классным руководителем) было проведено внеклассное мероприятие посвященное «Дню космонавтики». Данное мероприятие было задумано как Проект, в котором принимали участие те ученики, которые посещали кружок информатики. (См. приложение.1)
Используемая литература:
Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Челябинск, 1995 - 16 с.
Гурьев А. И. Учителю о межпредметных связях. Горно-Алтайск, 2000.-96 с.
Межпредметные связи курса физики в средней школе. Под ред. Ю.И.Дика, И.К.Турышева. М. «Просвещение» 1987
Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя /А.В.Усова, В.П.Орехов. М.: Просвещение, 1990
Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения М. Просвещение 1988
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. Книга для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение. 1988
Л.В.Тарасов Физика в природе. М. Вербум-М 2002






Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7»
г. Гусь-Хрустальный.


Внеклассное мероприятие:

«Прошлое, настоящее и будущее космонавтики»

Учитель физики:
Николаева А.С.

Г. Гусь-Хрустальный
2009 год

Пояснительная записка к внеклассному мероприятию «Прошлое, настоящее и будущее космонавтики».
Материал внеклассного мероприятия «Прошлое, настоящее и будущее космонавтики» (физика, астрономия и информатика) имеет важное значение в формировании мировоззрения учащихся, расширения представлений о таких науках, как физика и астрономия и их взаимосвязи, а также в практическом применении знаний приобретенных учащимися на кружке информатики к созданию этого проекта.
Это мероприятие позволяет расширить знания, полученные учащимися в начальной школе и на уроках природоведения. Применение компьютерных информационных технологий позволяет данное мероприятие сделать интересным, запоминающимся и позволяет побудить у учащихся интерес к поиску новых знаний.
Над данным проектом, разработанным в программе презентаций MS PowerPoint, работали 3 группы учащихся. Заранее, за 4 недели до мероприятия, учителем были выданы задания для учащихся, которые сами объединились в группы по интересам. Во время подготовки проекта учащиеся использовали различного вида информацию: энциклопедии, документальные источники СМИ, художественная и научная литературы (с очень красочными иллюстрациями, рисунками космонавтов, использовался метод сканирования), Интернет.
Внеклассное мероприятие построено таким образом,
Сначала об истории развития космонавтики рассказывает учитель;
Заслушиваются выступления групп, которые в конце своего отчета задают вопросы аудитории.
Учитель заканчивает внеклассное мероприятия, заинтересовывая учащихся современными интересными данными о космосе и его будущем.

Я считаю, что этот проект не только направлен на формирование новых знаний у учащихся, но и позволяет ученикам научиться владеть собой при выступлении, презентовать себя в современных условиях общества, умению представлять созданные презентации.
Представленные материалы урока могут быть использованы для других классов, и могут использовать учителя в классных часах .

Цели мероприятия:

повторение и получение новых знаний, полученных в курсе «Природоведение» и «Окружающий мир».
углубление и расширение знаний учащихся по предметам;
Применение знаний информатики по созданию презентаций к данному проекту.
показ связи физики с элементами астрономии, природоведении;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в группах.

Необходимое оборудование: Мультимедийный проектор.


Ход мероприятия:
Учитель: Уважаемые родители. Сегодня мы собрались в этом классе, чтобы показать вам, чего достигли ваши дети за этот год, что нового узнали за этот год, как могут работать сплоченными коллективами, достигая намеченной цели. Ученики узнают что-то новое, что позволит им расширить их кругозор и сподвинуть себя на дальнейшее творчество.
Человечество не останется вечно на земле. Но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околосолнечное пространство. К.Э.Циолковский.
Выступление учителя. (Презентация «От мечты к реальности»)
Учитель:
Сейчас заслушаем первую группу учащихся. Группа защищает свой отработанный материал и задает вопросы аудитории по своему выступлению. (Презентация № 2)
Учитель:
Все, что сделано,
делается и будет сделано,
по созданию
ракет-носителей, космических кораблей,
подготовке космонавтов,
- это результат усилий
Значительной группы
Ученых, конструкторов,
Инженеров, людей
Подлинного таланта,
- целых коллективов.
Прошу это помнить.
С.П. Королев.
А теперь давайте заслушаем 2-ю группу учащихся. (Презентация № 3) Группа защищает свой отработанный материал и задает вопросы аудитории по своему выступлению.

Учитель:
Быть первым в космосе, вступить
Один на один
В небывалый поединок с природой,
- можно ли мечтать о большем?
Но вслед за этим я подумал о той
Колоссальной ответственности,
Которая легла на меня
Первым проложить дорогу человечеству в космос.
Назовите мне большую по сложности задачу,
Чем та, что выпала мне.
Это ответственность не перед одним,
Не перед десятками людей,
Не перед коллективом.
Это ответственность перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим.
Ю.А. Гагарин.
А теперь давайте заслушаем 3-ю группу учащихся. (Презентация № 3) Группа защищает свой отработанный материал и задает вопросы аудитории по своему выступлению.

Учитель:

Первые космонавты- первопроходцы, люди с большой буквы. Которые своим трудом, своей колоссальной волей смогли человечеству решить многие жизненноважные проблемы, помогли в развитии различных наук и техники. Заслушаем последнюю группу учащихся и постараемся как можно полно ответить на подготовленные ими вопросы. (Презентация № 4)

Учитель: А что же теперь, когда уже многое изучено в космосе, ожидать от космонавтики? Какие проблемы она решает? Давайте посмотрим презентацию «Настоящее и будущее космонавтики»

Учитель: Ну вот и закончилось наше выступление. Просим родителей выступить с ответным словом по всему, что они сегодня увидели и узнали.















Схема 1Рисунок 11Рисунок 14yђ Заголовок 2 Заголовок 315