Конспект занятия подготовки к ЕГЭ Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Материал для преподавателя. Занятие №1
Тема: ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОИ
· И СОЦИОКУЛЬТУРНОИ
· ЭВОЛЮЦИИ
Структура урока
Ожидаемый результат: Учащихся знают, что понимается под личностью в обществе, различают понятия «человек», «индивидуальность» и «личность», знают, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа и общество,
умеют характеризовать с научных позиции
· природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; умеют конкретизировать примерами/раскрывать на примерах биосоциальную сущность человека, умения применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Структура урока
Приветствие. Организационный момент (подготовка необходимого оборудования, раздаточного материала)
Проверка домашнего задания. Обсуждение трудных вопросов ЕГЭ, работа над ошибками.
Фаза- вызов.- 1.Мотивационный этап. Актуализация, имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов, постановка целей учебной деятельности и выдвижение проблемы
( Приём «Открытые мысли» и «корзина идей»).
Фаза -осмысление.2. Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий (если есть) корректировка целей.
Теоретический блок. Лекция- диалог. Введение новых понятий (родовых и видовых). Запоминание признаков и характеристик понятий.
Фаза – рефлексия 3.. Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности, т.е «новый вызов».Работа с примерами. (Приём «имитационно-ролевое моделирование». Приём «верю-не верю»)
Мини-тест.
Выдача домашнего задания.
Необходимое оборудование ( Интернет, проектор, компьютер, обществознание школьный словарь 10-11 кл, раздаточный материал)Для того чтобы заинтересовать обучающихся, развить их кругозор и нацелить на изучение предмета можно посоветовать начинать занятие с открытия журнала «ЭКСПЕРТ» и делать акцент на какой либо интересностатье, фоторепортаже или фотографии - попросить обучающих вывести суждение по данному событию) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приём «Открытые мысли»- Начало занятия:


Как вы думаете, что означают эти фотографии? [Слайд (портрет) (Каждый волен высказывать свою точку зрения, обучающиеся высказывают свои предположения: взгляд, веснушки, ребёнок, человек, Джобс)
Игра в ассоциации: я предлагаю вам игру со словом. Запишите слово «человек»
- Какие ассоциации возникают у вас, глядя на это слово?
( антропогенез, антропосоциогенез, индивид, индивидуальность, личность и т.д)
Чем этот ребёнок на фото1 отличается от всех остальных новорождённых детей? ( ответ- ничем, он такой же как все новорождённые, он один из многих- он индивид
Чем ребёнок на фото 2 отличается от всех остальных ( правильно яркими индивидуальными чертами! Опишите их)

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?
На уроке будем изучать:
Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; потребности и их виды.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА – теоретический блок (лекция)
Начнём изучение курса с самой известной и спорной темы в науке – это Антропогенез (теория происхождения и развития человека). В действительности их несколько. Давайте познакомимся:
(Приём «Корзина идей»)
- Что вам известно по этой теме? Предложить обучающимся самим изложить версии данных теорий и обменяться информацией. (каждой паре раздать карточки с названием одной теории)
Теории происхождения человека как биологического вида
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1. Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение /креатив, креативный/ - человека создал Бог, Творец.
2. Эволюционизм /Эволюционная теория Дарвина- Уоллеса. Дарвинизм/
Эволюционная теория - комплекс знаний об общих закономерностях и движущих силах исторического развития живой природы. Основой эволюционной теории служит утверждение о том, что все ныне существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного их изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.
Биологическая эволюция определяется наследственной изменчивостью, борьбой за существование, естественным и искусственным отбором3. Теория внешнего вмешательства (считается, что люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время ).
Итак какую теорию выбрать? Это во многом зависит от уровня мировоззрения человека!
Однои
· из ключевых идеи
· урока является идея биосоциальности человека.
Человек- биосоциальное существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.
( Обучающие ведут записи в тетради, преподаватель – на доске)
Биологическая природа человека проявляется в ( каждую черту конкретизировать примером)
анатомо-физиологических чертах,
строении различных органов и систем,
инстинктах и рефлексах.
Задатки ( которые при определённых условиях превращаются в способности, но «подарок всё-таки преподносит нам природа)
Способность обмениваться энергией с окружающей средой ( пища даёт нам энергию и мы действуем)
Биологически каждыи
· человек уникален, так как получаемыи
· от родителеи
· набор генов неповторим.
Все эти факторы сближают нас с другими живыми существами.
Биологические факторы антропогенеза (уникальные, которые не свойственны другим живым существам)
Сложное строение мозга-( приводит к формированию абстрактного мышления)
Строение челюсти, гортани (способность к членораздельной речи, но если человек лишён общества сам по себе он не заговорит- «Маугли» может быть только в сказках!)
Строение кисти руки
Способность к прямохождению (мы платим радикулитом и другими неприятными вещами)
Общественное в человеке
Уче
·ные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:
Сознание, наличие мышления и словеснои
· речи;
способность к целенаправленнои
·, в том числе творческои
· деятельности;
способность сознательно преобразовывать окружающую деи
·ствительность,
создавать необходимые блага и ценности;
способность изготавливать с помощью других орудии
· сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.
Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно целенаправленно действовать.
Банк заданий -Задание №1 (№4 ЕГЭ), Задание №2 (№5 ЕГЭ)
Далее переходим к рассмотрению понятии
·
«индивид», «личность», «индивидуальность».
Сначала записать слова ( на доске):
Порядочность, сообразительность, трудолюбие, начитанность, гуманность, законопослушность.
Какое не является социальным? Почему? Подчеркните.
(ответ: сообразительность- природное качество ( является задатком))
( Обучающие ведут записи в тетради, преподаватель – на доске)
Для характеристики сущности человека уче
·ные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».
(Приём «имитационно-ролевое моделирование»).
Напишите и зачитайте свою характеристику как индивида, индивидуальности, личности. ( например социальные особенности индивидуальности: расчетливый, мужественный, осторожный, хитрый).
в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (найдите черты индивидуальности и личности)
Отец Гринева, Андрей Петрович Гринев, был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым. Это человек строгий» (это черты индивидуальности)
Маша Миронова. Тихая робкая капитанская дочка ( как индивидуальность) стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях ( как личность). Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра, его честь, его семью. ( как личность).
А теперь обратимся к теории!:
Индивид единичныи
· представитель человечества.
Понятие «индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность это своеобразие человека.
Личность совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественнои
· жизни. Личность это человек как носитель сознания, наделе
·нныи
· рядом важнеи
·ших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всеи
· его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролеи
·, культурного богатства, накопленного обществом).
Составьте кластер: «Факторы формирования личности»
На формировании личности оказывают влияние социальная среда и обстоятельства жизни. Современные специалисты выделили три вида среды, которой оказывается человек –
1) природно-географическая среда: (тяжелые природные условия жизни заставляют человека раскрыть все свои способности и наоборот)
2) общественная среда – (общество или социум), улица, школа, работа и т.д.
3) домашняя среда, воспитание в семье, отношение родственников, и обстоятельства жизни.
4) наследственность: от родителей люди получают генетически определенные задатки: физиологические особенности (телосложение), особенности нервной системы -сила, выносливость), темперамент, здоровье или предрасположенность к заболеваниям.
5)самосовершенствование.
Лист социологическое исследование.
Вот фото известных личностей (из истории и современности). Кто они? Какие факторы оказали влияние на их развитие и формирование? Какие социальные качества характерны для них?



Ответ - Зрелая личность характеризуется:
Личность это человек как носитель сознания, наделе
·нныи
· рядом важнеи
·ших социальных качеств: способностью учиться, трудиться,
общаться с другими людьми,
участвовать в жизни общества,
иметь духовные интересы,
оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия.
(могут быть названы и другие качества)
2) Потребности человека
Потребности это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальнои
· и духовнои
· культуры и др
Какие группы потребностеи
· выделяют уче
·ные? (ответы обучающихся)

(Приём «имитационно-ролевое моделирование».)
Приведите свои примеры, потребностей каждои
· группы.
Естественные (биологические; физиологические, материальные и т. п.) (воздух для дыхания, вода, пища, одежда и жилище, продолжение рода и т. п.)
Духовные (идеальные) (в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиознои
· вере, художественном творчестве)
Социальные (в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определе
·ннои
· позиции в обществе)
(смотреть Классификацию потребностей (пирамида) А. Маслоу.)
Подлинные потребности связаны с тем, что деи
·ствительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностеи
· может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.
Приём «Верю-не верю»
Проанализируи
·те суждения о человеке. Обучающиеся должны либо согласиться с этим утверждением, либо нет. Поставьте значок «!» в соответствующем столбце таблицы.
Суждения
Верю
Не верю

К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми.

!

Человек обладает мышлением и словеснои
· речью.
!


Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии.

!

Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
!


Личность формируется во взаимодеи
·ствии человека с другими людьми.
!


Процесс становления личности называется стратификациеи
·.

!

Индивид единичныи
· представитель человечества.
!


Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью.
!


Личность это человек как носитель сознания, наделе
·нныи
· рядом социальных качеств.
!



Банк заданий - Задание №3 (задание №28 ЕГЭ)













Мини- тест
Человек как результат биологическои
· и социокультурнои
· эволюции
Каждыи
· обучающии
·ся выполняет задание 1-2 а затем осуществляется фронтальная проверка с разъяснением обучающимися выбора каждои
· позиции и анализом неверных ответов.
Задание 1 (ЕГЭ № 1)
Потребности
человека
Характеристика


В познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиознои
· вере, художественном творчестве.

Социальные
В общении, в труде, жизненном успехе, занятии определе
·ннои
· позиции в обществе.

Ответ: духовные
Задание 2 (ЕГЭ № 4)
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)  Потребность это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
2)  Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую деи
·ствительность, создавать необходимые ему блага и ценности.
3)  Деятельность это специфическии
· способ существования человека.
4)  Духовная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5)  К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиознои
· вере, художественном творчестве и т. п.
Ответ: 123
Задание 3 (ЕГЭ №20)
Прочитаи
·те приведе
·нныи
· ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает ее
·, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определе
·нная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальнои
· группы, обще- ства в целом.
__________(Г) потребности вызваны биологическои
· природои
· человека. Это потребно- сти людеи
· во все
·м, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в не
·м определе
·нное место, участвует в трудовои
· деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в не
·м и смысла своего существования. Каждая из групп потребностеи
· вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Список терминов:
1) потребность
2) деятельность
3) природа
4) социальныи
·
5) естественныи
·
6) подлинныи
· (разумныи
·)
7) индивидуальность
8) индивид
9) идеальныи
· (духовныи
·)
В даннои
· ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждои
· буквои
· номер выбранного вами слова.
После выполнения задания - обязательно прочитайте весь текст вместе с вставленными терминами!!!.
Ответ:

А
Б
В
Г
Д
Е

2
1
8
5
4
9




.




































13PAGE 141015


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 315