Особенности преподавания истории в исправительном учреждении


Особенности преподавания истории в исправительном учреждении
В своей статье я хочу рассказать об особенностях преподавания истории в вечерней сменной общеобразовательной школе на территории колонии общего режима (школа пеницитарного типа). Не смотря на то, что все школы в стране подчиняются единым требованиям государственного стандарта, преподавание дисциплины в такого рода учреждении имеет свои особенности, как в методическом так и в практическом плане.
Особенности школы при исправительной колонии
С 2000 года я работаю в ОКОУ при ФБУ ИК-3. Школа имеет свою специфику, в первую очередь, связанную с рядом особенностей обучающихся.
Возраст обучающихся от 18 до 30 лет. В общеобразовательной школе взрослых паспортный возраст всегда и непременно опережает «школьный. Ученики являются осуждёнными за самые разные преступления. Социально-демографический профиль заключенных следующий: примерно половина из них это лица до 30 лет, имеющие уже определенный жизненный опыт, сформированные негативные ценностные ориентации. Отношение к учебной деятельности у обучающихся чаще всего негативное, у них практически отсутствует учебная мотивация, большинство из них можно отнести к категории педагогически запущенных.Уровень учебных знаний умений и навыков у обучающихся очень разный, чаще всего гораздо ниже требуемого стандартом образования. Соответственно, многие из них имеют очень узкий кругозор и низкий уровень познавательных интересов. Возможности для самообразования обучающихся крайне ограничены: вне школы у них практически нет доступа к интересующим книгам, Интернет-ресурсам, элементарных условий для самостоятельного выполнения заданий. Наконец, в данный момент они вырваны из обычной социальной среды и находятся в особых жизненных условиях, отбывая установленное им наказание. В связи с тем, что учащиеся ограничены в свободе передвижения и находятся в постоянной стрессовой ситуации, у многих из них развивается делинквентное поведение и девиантное состояние.
Деликвент (от лат. delinquens - совершающий проступок), правонарушитель; в праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением. В статье педагога-психолога Алексея Гадаева “Особенности деликта подростков и пути их коррекции” приводится высказывание Моники Геретхаузер, автора книги “Коррекция поведения детей и подростков”, которая пишет, что к делинквентному поведению подростков относятся - драки, вандализм, нецензурные выражения в общественных мессах и др., т.е. все мелкие хулиганские проступки. Подростки склонны совершать делинквентные поступки. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.).
Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности во взрослом возрасте.
В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство или подростковое бунтарство.
Работа с несовершеннолетними детьми, склонных совершать хулиганские проступки, в основном ложится на плечи психолога, который проводит психологическое исследование данной проблемы и социального педагога, который информирует о социальных нормах поведения, так как несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода.1.Девиантное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека скрытой психопатии (астеники, шизоиды, эпилептоиды и другие психически ненормальные люди), либо акцентуации характера (психическое отклонение в пределах нормы);
2) поведение, отклоняющееся от моральнонравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различныхформах социальной патологии -- пьянстве, наркомании, проституции и пр.
М. И. Еникеев считает девиантное поведение социальнонеадаптированным и выделяет следующие виды данного поведения: асоциальность -- пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальную индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля; антисоциальность -- преступное поведение И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.(5) В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).
В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты мотивационноволевой сферы, правового и нравственного сознания, особенности характера, низкий уровень интеллектуального развития, незавершенность процесса формирования личности, а также негативное влияние неблагополучной семьи, неправильное воспитание, плохая наследственность, неблагоприятное влияние ситуации и т.пПри всей относительности понятия "девиантное поведение" за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных формах: преступность, наркомания, пьянство, алкоголизм, самоубийство и пр. Об отклоняющемся (девиантном) поведении можно говорить и в позитивном плане, когда оно служит прогрессивному развитию общества. Примером этого может служить, в частности, социальное творчество в его различных проявлениях. Механизм превращения девиаций в форму (или наоборот) лежит в основе всех изменений как эволюционного, так и революционного характера. Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение -- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или поскольку аналогичные результаты наблюдаются в большинстве классов коллективом школы разработана следующая педагогическая система: самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
В соответствии с особенностями контингента учащихся, изложенными выше, мною была сформулирована следующая цель педагогической деятельности.
Главная цель - корректировка жизненных и поведенческих установок учащихся, их мировоззрения средствами уроков истории..В соответствии с данной целью формировались и задачи преподавания:
социальная адаптация учащихся-осуждённых средствами своего предмета и внеурочной деятельности;
развитие мотивации к обучению;
формирование ключевых компетенций обучающихся, с целью последующего применения их в повседневной жизни.
Наиболее важным мне представляется на своих уроках стимулировать процесс нравственного исцеления личности, восстановить ее взаимосвязь с социальной средой.Тем более, что предметы гуманитарного цикла наиболее подходят для реализации этой цели.
Разрабатывая свою концепцию преподавания, взаимодействуя с учениками, учителями, изучая специфику данного учреждения и связанные с этим особенности преподавания, я пришел к выводу, что использование преимущественно традиционных форм работы малоэффективно, поскольку требует от учеников повышенного уровня внимания, но при этом не вовлекает их в учебный процесс, оставляет равнодушными к изучаемому материалу. Что неизбежно ведёт к отторжению учеником содержания предмета и вызывает негатив по отношению к учителю. Всё это усугубляется ещё и психологическими особенностями учащихся нашей школы, не склонными к подчинению, сдерживанию агрессии. Поэтому мы с коллегами пришли к единодушному мнению: необходимости внедрять нетрадиционные формы обучения, формировать новую концепцию преподавания, в которой будет реализовываться индивидуальный подход к обучению и воспитанию личности.
Поскольку уровень обученности учащихся слишком разный. Большинство из них не способно осваивать необходимую программу из-за отсутствия базовых знаний. Здесь работает исключительно индивидуальный подход. Главные принципы обучения на данном этапе:
Задания должны соответствовать возможностям. Когда ученик получает заведомо невыполнимое задание, на какой результат можно рассчитывать? Прежде всего, необходимо вселить в человека уверенность в то, что он способен справиться, избавить его от выработанного еще в детстве принципа: «не могу, а значит, не хочу и не буду».
Никаких негативных оценок. Если учащийся не справился, он просто оценку не получит. Если он сегодня не выполнит задание, он сможет выполнить его на следующем уроке. Этот принцип помогает сломать стереотип отношения к школе, как к месту, где за незнание «наказывают» двойками и порицаниями. Вместо этого, обучающийся получает поддержку учителя, совместно анализируя то, что не получилось.
Учитель должен ориентироваться на реальный уровень знаний и умений учеников при выборе формы подачи материала. Это сложно, т.к. мы неизбежно ограничены рамками урока, но необходимо. Мы помогаем ему увидеть собственные способности, тем самым даём толчок к саморазвитию. Этот процесс несёт в себе немаловажную воспитательную функцию. На мой взгляд, воспитание самоуважения - первый и самый важный шаг в воспитании уважения к окружающим людям, обществу в целом, переосмыслении своего места в социуме.
Внедрение нетрадиционных форм организации обучения
Использование технологии сотрудничества в современном образовании позволяет, с одной стороны, наиболее полно раскрыть личность обучающегося, а с другой, активно внедрять в учебный процесс нетрадиционные формы и методы обучения.
Я не буду перечислять все формы нетрадиционных уроков, т.к. их бесчисленное множество, к тому же количество это ограничено только творческой фантазией педагога.
Однако, следует сформулировать, что же такое нетрадиционный урок в моём понимании.
Нетрадиционный урок - форма обучения, раздвигающая рамки привычного урока, меняющая место учителя и ученика в учебном процессе.
Принципиальное отличие любого нетрадиционного урока от традиционного учебно- деятельностный подход. Процесс познания происходит через деятельность учащихся (игровую, творческую, познавательную, проектную, экспериментальную, коллективную, групповую и т.д.). Ценность таких уроков заключается в том, что параллельно с изучением основного содержания обучения обучающиеся формируют ключевые компетенции (т.е. ценностно-смысловые, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, информационные и так далее). Таким образом, помимо знаний обучающийся учится осознавать себя в мире, организовывать свою деятельность, общаться, добывать и анализировать информацию, самосовершенствоваться…
Я остановлюсь только на тех формах нетрадиционной учебной деятельности, которые оказались наиболее эффективными в моём индивидуальном педагогическом опыте.
Проблемные уроки. К ним относятся уроки-диспуты, деловые игры, дебаты. Главная особенность таких уроков: совместная постановка проблемы и поиск её решения.
Помимо развития общеучебных и предметных умений и навыков данный метод помогает учащимся научиться искусству ведения дискуссии, что повышает уровень коммуникативной культуры, воспитывает чувство уважения к чужому мнению. Проблемы, которые ставятся на уроках историии, чаще всего имеют общечеловеческий характер, а их решение помогает изменить взгляд на окружающий мир, собственную жизнь.
Уроки-путешествия. К таким урокам я отношу уроки-презентации, видеоэкскурсии. Путешествиями я их назвал исключительно из-за того, что они дают возможность обучающимся раздвинуть пространственно-временные и культурные границы. Главным образом, такие уроки нужны для развития кругозора обучающихся, их познавательных интересов и учебной мотивации. В нашей школе такие уроки - насущная необходимость, так как обучающиеся крайне ограничены в источниках информации, у них нет в данный момент возможности путешествовать, посетить экскурсию, или просто посмотреть познавательную телепередачу. Как показывает опыт, обучающиеся не только с удовольствием «воспринимают» такие уроки, но и активно участвуют в их создании. Таким образом, они имеют возможность не только больше узнать об окружающем мире, истории, культуре, но и научиться пользоваться Интернет-ресурсами (у многих такой опыт отсутствует), добывать и анализировать информацию, компоновать её, осваивают культуру публичного выступления.
Познавательные игры. Например, викторины, брейн-ринг, исторические ребусы и кроссворды. Интеллектуальные игры стали традиционными в нашей школе и пользуются не меньшей (а может и большей) популярностью, чем обычном общеобразовательном учреждении. Если вдуматься, то это закономерно: большинство этих взрослых - дети, которые в своё время «недоиграли», слишком рано приобщившись к «взрослой» жизни. Как и у детей, у взрослых учащихся нашей школы, игра помогает формировать практически все ключевые компетенции: коммуникативную, познавательную, общекультурную, социальную, личностную…
Игра - эмоционально раскрепощающее действие, помогающее личности раскрываться, самореализоваться. Очень важно, что игра помогает человеку включаться в учебный процесс, полностью отдаваться ему. Результат отходит на второй план, на первом оказывается удовольствие. Игра - деятельность коммуникативная, это форма общения людей, хотя и в соответствии с определёнными правилами. Многие из учащихся нашей школы не имеют навыков эффективного взаимодействия в группе. Проще всего этому научиться именно в игре, решая совместные конструктивные задачи, не боясь ситуации личного неуспеха.
Система учебно-воспитательной работы в вечерней школе при исправительной колонии
Может сложиться ошибочное мнение о системе педагогической работы в нашем учреждении: изолированное положение школы, отсутствие родительского фактора, обособленность от других школ ещё не значит, что мы существуем в полностью замкнутом пространстве. На самом деле в школе сложилась четкая и слаженная система работы, основанная на взаимодействии педагогов друг с другом и с различными структурами, так или иначе связанными с процессом обучения и воспитания заключенных, а также с общественными организациями.
Взаимодействие с другими организациями на территории колонии:
с профессиональным училищем (координация деятельности, обеспечивающая возможность одновременного получения среднего и профессионального образования);
с православной церковью (совместные внеклассные мероприятия, оформление тематических стендов в школе).
Результаты работы
Оценивать результаты работы в данной школе очень сложно по нескольким причинам. Во-первых, наши ученики не могут принимать участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх, так как практически все конкурсы предназначены для учащихся школьного возраста (кроме того, они не могут присутствовать где-то, так как являются осужденными). Во-вторых, крайне сложно оценивать успеваемость, поскольку многие ребята не успевают доучиться в нашем учреждении, попросту освобождаясь. Отследить же их дальнейшую судьбу тоже непросто, опять-таки в связи с особенностями учреждения. Тем не менее, результаты есть, хотя, может и не такие впечатляющие как у моих коллег. Тем не менее, они отчетливо видны, ощущаемы. По той атмосфере, которая царит на уроках, по высказываниям учеников, их восприятию не только предмета, но и жизни в целом.
Результатом работы являются:
повышение мотивации к обучению, расширение кругозора, стремление к развитию; умение работать в группе, формирование коммуникативной компетенции; повышение уровня ответственности за принятое решение, поступки, за свою жизнь в целом; стремление планировать своё будущее, используя свой жизненный опыт и скорректированные нравственные идеалы.
Учащиеся лучше взаимодействуют друг с другом и с учителем, лучше контролируют свои эмоции, стремятся обсуждать проблемы, которые их волнуют. Кроме того, у многих повышается интерес к учебной деятельности, стремление идти в школу становится не просто формальной обязанностью, а духовной потребностью, исчезает негативное отношение к учёбе. Ребята посещают школьную библиотеку, приносят свои стихи, перестают бояться публичных выступлений. Зачастую ученики, которым вскоре предстоит выйти на свободу, выясняют, где они смогут продолжить обучение, строят планы будущей жизни, в которой основой существования становится не личный комфорт и беззаботное существование, а стремление найти своё место в обществе, построить семью, найти работу.

Список использованной литературы
1.Вершинин В.Н. Вечерняя школа в инновационном поиске. От вечерней школы к модели открытого образования [Текст]: творческий отчет /В.Н. Вершинин. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 195 с. Стр 161.
2. Ф, Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. “Питер”. М. 2010.. с.319-320
3. Павленок, П. Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П. Д. Павленок А. А.. -- 3-е изд., испр. и доп.М.: ИНФРА-М, 2006. -- 560 с. -- (Высшее образование)8 ,с. 262-263
4. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. В. Змановская. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -- 288 с. , c.15
Приложения
Диагностика социально-психологических особенностей личности